Московский международный фестиваль "Moscow Flower Show" 2013
С 16 по 23 июня в Парке культуры и отдыха имени Горького во второй раз прошел Московский Фестиваль Садов и Цветов "Moscow Flower Show", который, как и ожидалось, стал настоящим подарком москвичам и гостям столицы.
Парк Горького - оазис в самом центре города, место отдыха и проведения досуга, зеленое пространство, наполненное чистым воздухом и свежестью воды, цветением растений и щебетанием птиц. Парк принял Фестиваль, который добавил привлекательности и стал местом притяжения любителей и ценителей красоты.
Moscow Flower Show – это беспрецедентное событие в культурной жизни Москвы, поднявшее планку организации и проведения садовых проектов на исключительно высокий уровень. Фестиваль курируют организаторы Chelsea Flower Show, знаменитой выставки Королевского Садового Общества Великобритании, которые продемонстрировали высокие стандарты организации мероприятий международного уровня. Конечно, в отличие от выставки в Челси, которая в этом году отмечала 100-летний юбилей, у московского Фестиваля еще все впереди. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при поддержке ведущих профильных ассоциаций и при участии ведущих операторов рынка ему гарантирован успех. В этом году налицо значительный качественный (если брать во внимание реализованные проекты выставочных садов) и количественный (увеличение территории Фестиваля до 2,2 га и общего количества участников) прорыв. Во многом, благодаря участию в проекте английских дизайнеров. Проект своим участием поддержал один из самых востребованных и именитых ландшафтных дизайнеров Великобритании – Крис Бердшоу (Chris Beardshaw), который на юбилейной выставке Челси, прошедшей в мае этого года, добавил в свою копилку очередную Золотую медаль и, что особо почетно, Приз зрительских симпатий. Работа Криса и его коллег заслуживает особого внимания и почтения, поэтому далее именно она начнет наш обзор конкурсных садов Фестиваля. По собственному признанию дизайнера, создание сада на Moscow Flower Show стало возможным только благодаря спонсорской поддержке и самоотверженной работе команды компании Европарк, которая предоставила растения для его английского сада. Этот проект преследует благотворительную цель – сад, который гости Фестиваля смогли увидеть на площадке площадью 300 кв.м, вскоре переедет на территорию Научно-практического центра детской психоневрологии. Как рассказала директор компании "Европарк" Марина Жила, когда ей предложили участие в таком проекте, у нее не возникло и тени сомнения, несмотря на сжатые сроки и высокий сезон. Она рада, что у Криса получился "совершенный", идеальный, эталонный сад, пример для подражания и уникальное место отдыха и размышления. Сад Криса не участвовал в конкурсной программе, оставаясь в центре внимания гостей Фестиваля и представителей СМИ. Помимо английского сада на суд уважаемого жюри и почтенной публики было представлено в общей сложности 23 сада, 21 из которых поделились на 4 категории по размеру занимаемой площади.
Стоит отметить, что Крису Бердшоу очень понравилось быть в Москве, а участие в Moscow Flower Show стало для него интересным и полезным опытом. Он заметил, что с удовольствием вернется в Россию снова и поделится своими знаниями и умениями с нашими специалистами. Он уверен, что у российской ландшафтной индустрии большое будущее, благодаря взаимному интересу как со стороны частных клиентов и корпоративных заказчиков, так и специалистов отрасли с другой стороны. Сравнивая два важных садовых мероприятия, Крис отметил, что почти за год до начала Chelsea Flower Show участники начинают подготовку к этому всемирно известному событию. Ищут спонсора для будущего сада, продумывают идею и прорабатывают концепцию. Строительство сада идет в среднем 3 долгих недели и заканчивается за несколько часов до открытия. И даже у столетнего Челси есть свои спорные моменты, например, решение членов жюри. Хотя, Крис считает, что Австралийский сад получил заслуженную награду. Кстати, того же мнения придерживается и Клив Борснель (Clive Boursnell), фотограф, который уже много лет фотографирует сады Челси, а в этом году работал на Московском Фестивале, приезжая рано утро и завершая работу поздним вечером. Он помнит, как на протяжении 7 лет совершенствовался подход австралийской команды к созданию сада-победителя.
Второй год подряд на Moscow Flower Show приезжает Джеймс Александр-Синклер (James Alexander-Sinclair), аккредитованный судья Королевского Общества Садоводов, телеведущий BBC, ландшафтный дизайнер. С большим удовольствием он снова возглавил почетное жюри Второго Московского Фестиваля садов и цветов. Джеймс сразу отметил, что уровень представленных работ намного вырос по сравнению с прошлым годом. И признался, что ему очень нравится раздавать золотые медали (а их в этом году было 8), и в следующем году он хотел бы, чтобы таких высоких наград было еще больше.
Жюри работало по схеме Челси, оценивая сады по четырем основным критериям. Сначала сады были представлены российским экспертам: Игорю Воскресенскому, Екатерине Прокофьевой, Софии Веселовой, Артему Паршину, Ирине Савватеевой, Ирине Бочковой, Елене Зайковой и Елене Семенковой. Они поставили свои оценки, а на следующий день профессиональное жюри продолжило свою работу уже под председательством Джеймса Александра-Синклера.
Члены жюри делились своим мнением по каждому саду, а затем свою оценку высказывал Джеймс. Было заметно, насколько нашим российским специалистам приятно работать с английским коллегой. Джеймсу, правда, приходилось подчас прерывать споры и дискуссии и призывать жюри к порядку, чтобы установить истину. Это показывает, с каким энтузиазмом и самоотдачей российские специалисты подошли к столь ответственному и почетному заданию.
Итак, 4 критерия оценки, по которым выставлялись баллы членами жюри:
ДИЗАЙН КОНЦЕПЦИЯ (ясность идеи, соответствие полученного результата и идеи автора, функциональность дизайна, насколько полно использованы возможности площадки). Максимальное количество баллов – 30.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (воздействие/эффект на публику, в том числе с точки зрения садоводства). Максимальное количество баллов – 20.
ИСПОЛНЕНИЕ (качество и безопасность мощения, функциональность, аккуратные линии водоема, фиксация МАФ, внимание к деталям). Максимальное количество баллов – 20.
ПОСАДКИ (естественность посадок, соответствующий уход, сочетаемость растений, соответствие условиям высадки (теневыносливые или светолюбивые), аккуратность посадок (не видно горшков, мульчирование, др.). Максимальное количество баллов – 30.
По сумме баллов медали распределялись следующим образом: Бронза – от 40 баллов, серебро – от 50 баллов, золото – от 70 баллов.
В каждой категории была вручена высшая награда – Best in Show. Всего было заявлено 4 категории по размерам выставочных садов:
Сады площадью от 150 кв.м.
Сады площадью от 100 до 150 кв.м.
Сады площадью от 50 до 100 кв.м.
Сады площадью 25 кв.м. и меньше
Наравне с российскими оценивались работы иностранных коллег, в том числе итальянские сады "Итальянский вкус" и "Изобретая в саду", получившие соответственно серебряную и бронзовую медаль, а английский сад "Ужин A La Mode" молодого амбициозного ландшафтного дизайнера из Великобритании Каспиана Робертсона (Caspian Robertson) получил высшую награду Фестиваля "Best in Show" в категории "Сады 25 и менее кв.м".
Что касается премии "Best in Show". В номинации "Сады 150 и более кв.м" единственным садом, получившим Золотую медаль, стал сад-инсталляция "Культурный масштаб". По сумме баллов он обошел итальянский сад "Изобретая в саду", а также "Поэтический сад" Музея Пушкина и полюбившийся многим сад "Приплыли!". Такое судейское решение вызвало большое недоумение у участников и посетителей Фестиваля. Наше субъективное мнение еще более категорично, но... оставим это решение на совести жюри.
В итальянском саду члены жюри отметили строгие выразительные линии, но обратили внимание и на небрежность исполнения, в т.ч. посадок.
В саду "Приплыли!" была отмечена интересная идея, но и учтено некоторое несоответствие садовой постройки и водоема с "розовыми" островами. Автор - Александр Уколов - убедил жюри, что он уже имеет опыт ухода за такого рода водными садами, несколько из них украшают загородные имения его частных клиентов. Сад "Приплыли!" был и самым фотографируемым садом Фестиваля - великолепные розы и голубое небо эффектно отражались в зеркале глубокого водоема, придавая всей композиции невероятную яркость.
Для авторов "Поэтического сада" участие в подобного рода мероприятиях оказалось дебютом. И в следующем году Музей Пушкина обещал представить еще более интересный и познавательный проект. Основные замечания жюри пришлись на качество исполнения сада и посадки. Несмотря на то, что в саду был представлен довольно качественный посадочный материал, кое-где членам жюри хотелось видеть ухоженные стриженные изгороди, а где-то более густые посадки в виде фона...
В категории сады от 100 до 150 кв.м. было заявлено 6 садов. По результатам работы жюри вне конкурса оказались сад "Клубничный домик" и "Царствие игры". Последний, главным образом, из-за несоответствия заявленного эскиза и реализованного проекта. Было очевидно, что в итоге получилась полноценная торгово-выставочная площадка с посадочным материалом высокого качества, которая, с большой долей вероятности, получила бы приз зрительских симпатий по количеству гостей Фестиваля, которые посетили этот сад.
За высшую награду боролись два сада: "Золотой Век" и "Возрождение Марса". Сад "Золотой Век", несмотря на мелкие замечания, в основном касающиеся функционирования водного источника, произвел на жюри очень благоприятное впечатление. Многие отметили патриотическую идею сада, который посвящен 400-летию дома Романовых. Надо сказать, что Джеймс Александр-Синклер приглашал всех членов жюри в конкурсные сады, конечно же, с разрешения авторов, которых в то же самое время просили удалиться на определенное расстояние, чтобы они не могли слышать дискуссии и споры жюри. Члены жюри рассматривали сады с разных видовых точек и зон, обращая внимание на преимущества и недостатки. После дискуссии между председателем и членами жюри, было объявлено голосование, в результате которого звание "Best in Show" в этой номинации было присуждено саду "Возрождение Марса". Однако, Джеймс отметил следующие недочеты, на которые обратил внимание авторов этого сада: небольшой водоем с поверхностью из стекла вместо воды, мощеная площадка своей обычностью и простотой несколько выбивается из общей концепции, посадки на заднем плане кажутся не до конца продуманными. Хотя формы камней и конструкции, подбор растений на переднем плане, цветовое решение и плавность линий заслужили самой высокой оценки.
Стоит отметить, что Джеймс Александр-Синклер нашел время и уделил внимание каждому саду. Он пообщался с авторами садов, объяснил выбор жюри. Авторы других садов, представленных в этой номинации - "Водная карусель - сад динамики и постоянства" и "Московский ноктюрн" - полностью согласились с мнением жюри и обещали, что в следующем году учтут пожелания компетентного жюри и порадуют Джеймса "золотым" садом. Основное замечание, которое было к этим участникам – несоответствие эскиза и проекта, вынесенного в натуру. Но идея изначально очень понравилась. В саду "Московский ноктюрн" (само название вызвало некоторое недоумение) были отмечены линии посадок и подбор растений. Исполнение сада "Водная карусель" оказалось несколько небрежным. Джеймс также дал несколько советов относительно посадок, в основном обращая внимание на разноуровненность и соподчиненность растений, которая была соблюдена в живой изгороди, разделившей сад на две зоны, благодаря чему чувствовалась некая загадочность и тайна.
В категории "Сады от 50 до 100 кв.м" из четырех заявленных садов было выбрано три: "Зеленый театр", "Итальянский вкус" и "Проект 366", к которым по единогласному решению жюри присоединился сад "Садовый лабиринт". Именно он получил "Best in Show" и Золотую медаль в этой номинации. В "Садовом лабиринте" жюри понравилось задняя стенка из живой изгороди, ярко выкрашенный деревянный настил, который вел через сад, простая, легко читаемая идея и исполнение. Единственный вопрос касался открытых участков земли, которые Джеймс предлагал засадить почвопокровными растениями или замульчировать.
В саду Марии Кордубаевой "Зеленый театр" озадачили искусственные топиарные формы. Выбор растений жюри оценило высоко, но композиция показалась слишком плоскостной, а местами слишком прореженной.
Основная проблема сада "Проект 366" - несоответствие заявленной концепции и исполнения. Жюри отметило, что растения подобраны профессионально и грамотно, но их совершенно недостаточно для общего восприятия сада. А еще хотелось бы, чтобы цифры, выложенные в виде дорожек, все-таки читались.
Авторам итальянского сада "Итальянский вкус" жюри пожелало построить в следующий раз сад без изъяна, потому что исполнение оказалось не совсем удачным, возможно, из-за отсутствия достаточного количества времени.
"Скамья-лента в стиле абстракционизма", изначально заявленная в этой номинации, была переведена в номинацию "Арт-объект", в которой получила бронзовую медаль. В эту же номинацию попали "Скотный двор" и сад-инсталляция "AuRoom". "Best in Show" досталось саду-инсталляции "Сад одной розы". Главный критерий, по которым представленные работы, не могли быть оценены как полноценные сады и попали в эту новую номинацию – отсутствие посадок.
В номинации "Сады 25 и менее кв.м" оценивалось 5 садов, из которых, по единогласному мнению жюри, были выделены сад "Аллегория" и "Природа в городе". Последний не был изначально заявлен в конкурсе, но его идея и чистота исполнения очень понравились членам жюри.
Очередное творение талантливой Юлии Емельяновой, одного из авторов сада "Аллегория", Джеймс пожелал увидеть на одном из будущих Челси. Подходя к оценке этого сада по-челсийски, жюри просило уделить большее внимание деталям исполнения. Сквозь отверстия (разного размера) в конструкции в разное время дня очень красиво пробивались солнечные лучи, а прохлада внутри сада дарила спасение от палящего снаружи солнца.
Без особых комментариев, наверное, стоит оставить сад британского дизайнера Каспиана Робертсона "Ужин A La Mode". Это единогласное "Best in Show" в своей категории.
Авторы сада "Меланхолия" старались сделать его нарочито небрежным. Основные претензии жюри были к качеству исполнения - конструкции оказались слишком нестабильными, а посадки довольно небрежными. Жюри отметило, что высаженные травы просто через какое-то время забьют собой "солнечные растения" этого сада.
Джеймс водил членов жюри и по маленькому саду "Пианиссимо или мелодия странствий". Некоторое разногласие читалось между стабильными опорами беседки и крышей. Однако, автор заверил, что она очень прочно зафиксирована. Джеймсу хотелось больше растений на месте темно-серого гравия, а если брать во внимание, что этот маленький сад служит местом отдыха, то лучше было бы любоваться цветами, сидя в садовой беседке. К подбору растений претензий не было.
Джеймс Александр-Синклер, который много лет судит конкурсные сады на выставках Королевского Садового Общества, понимает, как важно авторам знать мнение жюри, и приятно получать высокие награды. Он уделил внимание каждому саду и поблагодарил каждого участника за поддержку проекта своим участием, а также выразил надежду увидеть всех участников снова в следующем году с еще более интересными и профессиональными работами.
Надеемся, что участники Фестиваля помимо приятного общения обзавелись новыми интересными контактами. А своим гостям Moscow Flower Show подарил море положительных эмоций и хорошего настроения.
Каждый день на площадке звучала живая музыка. Проводились рукодельные мастер-классы, читались профессиональные лекции. Гостей угощали эко-коктейлями и вкусной выпечкой. В английский день Фестиваль удостоила своим вниманием сама Королева Великобритании.. ну или почти сама... во всяком случае похожа она была очень... А в день Франции прошла презентация нового сорта розы "Морозовская", выведенной специально селекционерами компании Meilland для Морозовской детской городской клинической больницы.
Желаем Московскому фестивалю садов и цветов и дальше развивать традиции благотворительности и сохранить социальную направленность. А также с бережной заботой растить семя лучших традиций всемирно известной выставки Chelsea Flower Show.
Ну а теперь представляем все конкурсные сады Московского международного Фестиваля "Moscow Flower Show" 2013.
ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ Конкурса садов "Moscow Flower Show" 2013
|
|
ВНЕ КОНКУРСА, Благотворительный сад
АНГЛИЙСКИЙ САД "ОТДОХНОВЕНИЕ"
|
|
|
|
BEST IN SHOW, Золотая медаль
САД-ИНСТАЛЛЯЦИЯ "КУЛЬТУРНЫЙ МАСШТАБ"
|
|
|
|
BEST IN SHOW, Золотая медаль
ВОЗРОЖДЕНИЕ МАРСА
|
|
|
|
BEST IN SHOW, Золотая медаль Номинация: Сады от 50 до 100 кв. м
ЛАБИРИНТ МЕЧТЫ
Мы не знаем, что нам предстоит пережить И какую громаду пришедших открытий,
Проходя лабиринт, предстоит совершить. |
|
|
|
BEST IN SHOW, Золотая медаль Номинация: Сады 25 и менее кв. м
УЖИН "A LA MODE"
|
|
|
|
BEST IN SHOW, Золотая медаль
ИНСТАЛЛЯЦИЯ "САД ОДНОЙ РОЗЫ"
|
|
|
|
Золотая медаль Номинация: Сады от 100 до 150 кв. м
ЗОЛОТОЙ ВЕК
|
|
|
|
Золотая медаль
ПРИРОДА В ГОРОДЕ
|
|
|
|
Золотая медаль Номинация: Сады 25 и менее кв. м
АЛЛЕГОРИЯ
Сад обрамлен в геометрическую модульную конструкцию, так образом, посетитель, приближаясь, видит светлый куб, на гранях которого, графично, сохдавая свой неведомый узор, переплетаются стебли лиан. Заходя внутрь, мы попадаем в комнату, пространство - закрытое, ощущаем игру света и тени. Вдруг мы замечаем тысячи маленьких дырочек в конструкции - мириады световых пятен - как полотно, окружающее нас, и дающее естественное освещение. Но привлекает наше внимание другое - в центре столб света, свисающие лианы, а внизу - аллегорическая композиция - игра, как и пространство - понять и разгадать которое каждый посетитель решает для себя сам... |
|
|
ДАЛЕЕ >>