• Версия для печати
  •               Просмотров 24914 Добавить в избраное

Джон Брукс: "Покажите мне русские сады..."

Джон Брукс: "Покажите мне русские сады..."
13.04.2011

Джон Брукс - всемирно известный мастер ландшафтного дизайна из Великобритании. Ему принадлежит авторство более 1100 садов по всему миру – от обеих Америк до Японии.
24 марта 2011 года в кафе "МОНТРЕ" (МВЦ "Крокус Экспо") в перерыве между лекциями в рамках выставки "ДОМ и САД. Moscow Garden Show" и конференции "МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ" Господин Джон Брукс любезно согласился дать интервью нашему Интернет-изданию Gardener.ru.

 


 

Немного из ощущений присутствия рядом гуру ландшафтного дизайна, которые только умножились во время посещения его мастер-класса.

 

График выступлений был достаточно плотным и насыщенным. Брукс прекрасно ориентировался во времени, следуя запланированному плану выступлений - лаконично рассматривая проекты, искусно ведя свой доклад, подводя к логическому завершению, отводя время на вопросы аудитории и критические замечания представленных работ. И все это в довольно расслабленной манере и дружественной атмосфере в зале, чему способствовал лично Господин Брукс, уместно шутя и не теряя контакт с публикой.

 

Сады Брукса, которые он охотно демонстрировал на мастер-классе, также естественны, как и сама природа. Она абсолютно беспрепятственно и гармонично вливается в пространство создаваемых мастером садов. Здесь ни что не спорит друг с другом, не конфликтует с окружением, не кричит и не притягивает излишнего внимания. Все мирно уживается и подчинено одной единственной цели – создать максимально комфортную среду для наслаждения, отдыха и релаксации. А все почему? Потому что соблюдены пропорции. Потому что не перенасыщено деталями. Чувствуется мера во всем: "Лучше меньше, да лучше", - как говорит Господин Брукс. И при всем при этом, его сады очень легки в уходе, не требуют значительных временных и трудозатрат.

 

При планировании сада, Брукс начинает работу с создания общей структуры, форм и линий, и только потом следуют посадки, смягчая строгие геометрические формы. "Начиная сад с посадок, Вы совершаете грубую ошибку. А еще я говорю своим ученикам, когда вижу то, что они напланировали: "Удалите половину из тех растений, что вы насажали, и умножьте те, что остались. Упорядочивайте ваши посадки, чередуйте растения, чувствуйте ритмичность композиции. А вот какое конкретно количество растений мне нужно использовать, чтобы засадить тот или иной цветник, я сказать не могу. Я не бухгалтер…Я представляю растение по высоте, в массе, в куртинах. У меня это идет от сердца, это надо чувствовать. Следите за формой, текстурой посадок, запахи и контрастные цвета (цветовые пятна) придают эксклюзивности, а непрерывное цветение – дополнительный бонус вашему цветнику".

 

Джон очень любит простые объемные формы. Среди его любимцев: Бук пурпурнолистный Fagus purpurea, Калина войлочная Viburnum lantana L., Бузина разрезнолистная S. racemosa v. laciniata, Гортензия древовидная Hydrangea arborescens и некоторые другие.

И еще важно представлять, каким будет ваш сад спустя годы, чтобы не было стыдно сказать: "Это дело моих рук"…

Как любая публичная персона, Господин Брукс оказался очень организованным человеком, который ценит свое и наше время. В указанный час, не закончив с ланчем (чай со вкусностями мы пили в процессе беседы, советуясь, что на мой взгляд выглядит вкуснее всего), Господин Брукс подошел к нашему столику и любезно поинтересовался, куда лучше ему будет усесться. Я, заготовив массу приветственных слов и благодарностей, не растерялась и предложила ему сесть рядом, чему была бы несказанно рада и признательна. Возражений не последовало. Почему-то мне сразу захотелось отметить его удивительное чувство юмора, мы оба рассмеялись, и кажется, продолжали в том же духе до самого конца нашего короткого, но надеюсь результативного общения.

Чувствуя, что, руководствуясь законами жанра, я начну с так называемого "small talk" или по-русски обмена любезностями, Господин Брукс спросил первым и прямо: "Кто Вы?"
 

И пропуская вопрос на тему "Как Вам нравится Москва в это время года?" (кстати, немного позже он все-таки ответил на мой вопрос, особо не удивляясь столь резкой смене погоды и будучи уверенным, что именно мы - русские люди - к этому, наверняка, уже привыкли), я представила портал Gardener.ru, рассказала ему о том, что представители профессионального ландшафтного сообщества, которые постоянно общаются на форуме и обмениваются опытом, подготовили для него ряд непростых вопросов, которые, соответственно, я и собираюсь ему задать. Господин Брукс уселся поудобнее и приготовился внимательно слушать и с большой ответственностью и прямотой отвечать, концентрируясь на важных моментах, что стало понятно уже с первых его слов.

Представляя Gardener.ru, логично было бы начать беседу вопросом, какие зарубежные издания и информационные Интернет-ресурсы он рекомендует к обязательному ознакомлению и прочтению. И вот первый неожиданный ответ. Господин Брукс подумал немного и с некоторой горечью в голосе произнес: "У меня сложилось такое ощущение, что каждый здесь думает, что Там лучше, что Там всё идеально, что лучшие дизайнеры и архитекторы живут Там… В результате все пытаются копировать то, что где-то и когда-то уже было (например на Chelsea Flower Show), я вижу мало свежих идей. Но когда я приезжаю в Россию, я хочу видеть русские пейзажи, русские сады. И меня не покидает чувство, что я до сих пор не знаю, что это, как это …"

Как оказалось, бывая в Москве прежде, Джон Брукс ни разу не видел России, все дни своего пребывания в нашей стране он созерцал "природу" из окна гостиничного номера, конференц-зала или ресторана, как получилось и в этот раз. Ему вспомнились картины с романтическими пейзажами России XIX-го века, которые он однажды видел в одной из художественных галерей. Приятно слышать, что Господин Брукс уверен, что такие картины "вживую" можно абсолютно точно встретить на огромной территории нашей страны, причем для этого совершенно не обязательно ехать далеко.

И, соответственно, не просто затрудняясь ответить, а, признаваясь совершенно открыто и честно, Джон сказал, что не сможет назвать, а тем более выделить ни одного российского дизайнера, потому что просто-напросто ему еще не довелось воочию познакомиться с его работами.

Кстати, в продолжение темы Брукс рассказал о своем новом сайте: www.my-garden-school.com (4-х недельные онлайн курсы ведущих садовых экспертов). Сайт, который сейчас активно продвигается, будет полностью готов в апреле, но и сейчас там можно найти много интересной и полезной информации.

Отвечая на вопрос, какие впечатления остались у него после посещения выставки "ДОМ и САД. Moscow Garden Show", Брукс отметил: "Путешествуя по миру, я видел много весенних шоу. И эта выставка очень хорошо организована и здорово смотрится. Правда, она не говорит мне о том, что это именно весеннее шоу, и мне надо очень сильно постараться, чтобы найти доказательства того, что я в России. Я с большим интересом познакомился с экспозицией и то, что я увидел, меня приятно впечатлило".

Господин Брукс отметил, что, как он понял, Moscow Garden Show стремится следовать лучшим традициям Chelsea Flower Show. По его мнению, выставка на правильном пути, но надо приложить еще немалое количество усилий. И здесь мы плавно перешли к конкурсным работам:

"Лишь несколько из представленных работ можно вообще считать садами, остальные же своего рода "театральные декорации". Где-то с трудом читается идея, которую дизайнер пытался раскрыть. Кое-где хочется спросить: "Что Вы делаете, о чем Вы хотите нам рассказать? Подумайте об этом". Ни один из представленных садов не сможет выдержать 10 дней под дождем, солнцем и ветром, погодными условиями, сопровождающими Chelsea Flower Show. И только Сад на крыше, Гран-при конкурса может претендовать на соответствие стандартам Цветочного Шоу в Челси".

 

"Я увидел очень много интересных практичных вещей на выставке (мебель, барбекю, садовые аксессуары), которые хорошо смотрелись бы в саду, а вот как сделать так, чтобы они заиграли и украсили ваш сад, это уже дело рук профессионала".

-- Можете ли назвать несколько молодых дизайнеров, известных за рубежом. С чьими работами Вы рекомендуете ознакомиться?

"Я не знаю много молодых талантов, наверное, потому что я уже пожилой человек. Я, если честно, не особо отслеживаю, что вообще происходит в среде ландшафтного дизайна, так сказать в "ландшафтной тусовке" и что делает молодежь. Но если я вижу интересные работы, я их отмечаю, хотя очень редко могу назвать имена их авторов. Они ведь не были моими студентами, к тому же, мои ученики уже не совсем молодые люди. Все-таки требуется время, чтобы завоевать международное признание. Поэтому они скорее не молодые, чем юные. И те, кого я знаю и уважаю, главным образом, англичане. Например, Christopher Bradley-Hole, который много работает в Скандинавских странах или John Billington. Кроме того, я знаю очень много хороших садоводов, которым совсем не обязательно быть хорошими дизайнерами".

-- Как строятся ваши взаимоотношения с клиентами? Позволяют ли они себе спорить с вами, не соглашаться или быть недовольными результатом?

"На основе очень продуктивного обсуждения… Во-первых, если они приходят ко мне, то, скорее всего, им нравится то, что я делаю. Иначе, они пошли бы к кому-нибудь другому. Если они хотят, чтобы я приехал к ним в Северную Америку и готовы оплатить мой перелет, это называется деловые отношения. Дальше мы приступаем к обсуждению. Я спрашиваю, как они представляют свой сад, каким они хотели бы его видеть. В свою очередь, я как можно более прямолинейно излагаю им свое мнение на этот счет. Я предельно честен, говоря о том, как я вижу и представляю будущий сад, и что думаю об их собственных планах на этот счёт. Я не собираюсь быть милым и дружелюбным. Меня попросили сказать, что я думаю, и я говорю, что я ненавижу, а что считаю привлекательным. И рассказываю, как собираюсь достичь того образа, который себе нарисовал.

 

Мое личное впечатление складывается из того, что я вижу, приезжая к клиенту: какие картины висят на стенах, сколько книг в библиотеке, какие шторы украшают окна… Они смотрят, на какой машине я приехал, а я считаю, сколько машин стоит у них в гараже… Они оценивают меня, а я наблюдаю за ними, они даже не представляют, как много говорит о них интерьер их дома. А он говорит намного больше, чем сами они готовы мне рассказать. За долгие годы своей жизни и работы я значительно преуспел в этом".

-- Были ли в вашей практике неудачные проекты?

"После долгого обсуждения я представляю заказчику генеральный (архитектурный) план. Это первый шаг в моей работе по созданию нового сада. Я все подробно объясняю. Если им на данном этапе что-то не нравится, значит, где-то я допустил ошибку.

 

Кстати, мой маленький секрет - общаюсь я всегда с главой семьи, потому что именно он платит деньги.

Вторым шагом мы утверждаем сроки и последовательность работ. И на самом завершающем этапе я представляю план посадок.

 

Итого, 3 этапа согласования и каждый из них юридически подкрепляется - производится обязательная поэтапная оплата.

Итак, у клиентов есть три возможности, чтобы проверить меня. Ну а по окончании работ, если вдруг они предъявляют какие-то претензии, извините, это уже не моя вина, значит, они что-то сделали не так. Но такое происходит очень и очень редко.

И еще один момент… когда Вы идете на первую встречу с будущим клиентом, мой Вам совет - не забудьте портфолио своих работ, чтобы наглядно продемонстрировать свое мастерство!

С наилучшими пожеланиями вашему Интернет-изданию и всем его читателям, огромной удачи, крепкого здоровья и финансового благополучия!
Ваш Джон Брукс…"

 

Увы, но время интервью подошло к концу.

Наш собеседник бодро поднялся и ринулся продолжать читать лекции и общаться с публикой, а мы остались поедать фрукты и ягоды в шоколаде, не имея сил переварить свалившееся на нас на всех счастье! :)


Юлия Полякова, Михаил Щеглов,
GARDENER.ru

 

 

В качестве бонуса - проекты, которыми Джон Брукс иллюстрировал свои мастер-классы

 

 

P.S. После посещения России в 2011 Джон Брукс опубликовал интересную статью в популярном британском издании The Telegraph. С переводом статьи можно ознакомиться на сайте наших коллег - Петербургского Международного Центра ландшафтного искусства "Зелёная Стрела" >>>