• Версия для печати
  •               Просмотров 7495 Добавить в избраное

Энди Стеджен: "Вы близко подошли к пониманию дизайна..."

Энди Стеджен: "Вы близко подошли к пониманию дизайна..."
25.03.2012

Энди Стеджен... Врожденная интуиция, чувство стиля и долгие годы практики позволили нашему герою стать одним из самых известных, модных и востребованных дизайнеров Великобритании, многократным победителем всемирно известной выставки ландшафтного дизайна в Челси (Chelsea Flower Show). Стеджен с детства любил природу, тянулся к общению с растениями. В основе его мастерства – умение, а точнее, привычка наблюдать, примечать всё необычное и интересное, внимание к деталям. Привычка, как известно, вторая натура, которая останется с тобой на всю жизнь, поэтому от такого человека всегда можно ожидать новых свежих идей и нестандартных образов, вдохновленных объектами искусства, архитектуры, скульптуры и перенесенных в сад. Энди отличает его собственный, теперь уже заслуженно узнаваемый стиль. Его визитная карточка: скульптурные и архитектурные элементы – арт-объекты в эксклюзивном исполнении. Структуру сада создают места для сиденья, скульптурные элементы, придумывать которые дизайнеру доставляет большое удовольствие. Обыденному, традиционному и привычному придается новый образ и звучание. Неслучайно Энди Стеджена часто называют дизайнером, который чувствует время…

 

16 марта 2012 года, в рамках ежегодной Международной выставки "Дои м Сад. Moscow Garden Show 2012", Стеджен провел лекционные мастер-классы о развитии современного садоводства в глобальном контексте и принципах организации малых садов. В перерыве между лекциями мы встретились с английским дизайнером в офисе организаторов выставки и задали ему несколько вопросов, специально подготовленных к этой, заранее согласованной встрече.

 

Ответы были предметными и предельно откровенными. Подкупала не сходящая с лица улыбка и глаза, которые, казалось, удивлялись всему вокруг и восхищались всем происходящим. Даже в манере ведения диалога чувствовался профессиональный подход и огромный опыт Стеджена в области просветительской деятельности, а располагающие к общению притягательность и харизматичность снимали барьеры на пути к откровенному, дружественному диалогу.

 

Энди приезжал в Москву на первую выставку "Дом и Сад", которая проходила в Экспоцентре на Красной Пресне 4 года назад. Мы собирались поприветствовать его словами "С возвращением в Москву", но, как оказалось, за это время он еще минимум 5 раз успел вернуться в страну, которая в тот самый первый визит оставила много приятных впечатлений.

"Меня поразило тогда всё вокруг…" - признался Энди – "…люди, город, язык. Я возвращался домой с четким желанием пойти учить русский язык. Но, как видите, не успел, закрутился".

 

Обменявшись улыбками, мы предложили гостю поделиться сегодняшними впечатлениями и ощущениями от выставки "Дом и Сад" и представленных в ее рамках конкурсных работах российских дизайнеров. Вот здесь-то мы и смогли озвучить заранее заготовленную фразу "С возращением... на выставку!". Кстати, наш герой удивился и дважды переспросил, действительно ли та выставка была первая и посетовал на то, как быстро летит время…

 

"Я обратил внимание на дизайн конкурсных стендов. Он смотрится  лучше. Я вижу тенденции и понимаю, что уже совсем скоро Вам будет, чем удивить других в плане дизайна. У меня четкое ощущение, чувство, что Россия довольно быстро догонит и перегонит мир. Тот путь, на прохождение которого нам потребовались столетия, Вы пройдете значительно быстрее. Я уже вижу произошедшие за эти несколько лет изменения. Например, уровень строительства значительно вырос. Вы думаете, почему я здесь. Именно по этой самой причине. Ведь совсем скоро вы уже не будете нуждаться в моих услугах".

 

Вам удалось увидеть какую-нибудь свежую идею, собственный взгляд и индивидуальность в представленных проектах?

 

"Ну, мы все друг друга в чем-то немного копируем. Мы смотрим, ищем, что можно сделать и как. Лично я увидел некое представление и понимание дизайна, почувствовал стремление и желание участников конкурса выделиться и представить интересные работы. Я уверен, что вы уже совсем близко подошли к пониманию дизайна. Поэтому, на данный момент всё, что я увидел в любом случае - хорошо и привлекательно!"

 

Рано ли пока говорить, что работы соответствуют общемировому уровню, или, скажем так – стандарту качества?

 

"Я много где успел побывать и много что увидел за последнее время: Япония, Санкт-Петербург, Малайзия, Сингапур, Европа, Африка, Америка… Выставки, шоу – это фантастический оборот денег. Люди тратят целые состояния. И я не могу сказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Но, я думаю, Россия предельно точно может встать в ряд с этими шоу, попасть в струю. И дело в данном случае не в деньгах, а во времени. Я вижу, что деньги в России есть, и немалые. Вы можете позволить себе вложиться в шикарный стенд, а можете построить роскошный сад".

 

А какой, по вашему мнению, будет садовая мода в ближайшем будущем?

 

Обычно участники выставок ориентируются на растения и композиции. Но март, когда проходит ваша выставка "Дом и Сад", - еще не совсем время для растений, даже весенних. И это с натяжкой можно назвать трендом. Сейчас очень важно и востребовано освещение. Я думаю, что модными останутся природные материалы, в основном, конечно, камень. Во всяком случае, мне хотелось бы, чтобы так и было. Я обратил внимание, что у вас очень любят бетон. У нас это было популярно в 60-80-е гг. прошлого века. Я сам его когда-то активно использовал, а когда смотрю сейчас на фотографии тех работ, мне даже как-то неуютно и неловко становится. Мощение, кстати, тоже тренд.

 

Вы много путешествуете. Другие страны – другие привычки, менталитет, традиции, климат, материалы, растения… Как Вы относитесь к работе за рубежом? Вы космополит, для которого не имеет значение место приложения своего таланта? Или, это некий вызов самому себе, интересная, но сложная задача, на преодоление которой требуется больше времени и сил?

 

Вы правильно поняли - это, конечно же, своего рода вызов. Причем сначала это всегда очень захватывает. И только на месте понимаешь, во что ты ввязался... Где найти материалы, посадочный материал? И потом, одному не под силу перевернуть такой пласт работ. Главное – это люди, профессионалы, каждый в своем деле. Всегда есть грамотные специалисты, которые прекрасно разбираются в местных растениях. Не надо никогда бояться спросить совета или прибегнуть к чьей-то помощи. Надо доверять людям, полагаться на них, от этого зависит конечный результат и успех всего проекта.

 

Какая роль отведена заказчику? Как Вы можете охарактеризовать Ваши с ним отношения: дружба, взаимоуважение, кооперация или…?

 

Это на 100% доверие. Я уважаю мнение заказчика, он уважает моё. Я стараюсь вовлекать его в процесс, давая ему понять, что он его часть, и может сам выбирать направление движения творческой мысли.

 

А как рождается идея? Сразу ли приходит вдохновение?

 

Я приезжаю к Клиенту. Некоторое время я слушаю его пожелания и, в то же время, наблюдаю за его манерой общения. Затем я осматриваю дом, в котором он живет, и сад, который мне будет доверено преобразить. Я стараюсь понять, чем живет этот человек, в буквальном смысле залезть в его в голову. Уже совсем скоро в моем воображении рождается тот образ сада, который обязательно понравится его хозяину...

 

От чего Вы в таких случаях обычно отталкиваетесь?

 

Я и сам не знаю. Иногда взгляд цепляет какие-то окружающие объекты, которые ты потом повторяешь в ландшафтном дизайне. Обычно я делаю наброски карандашом. Кстати, умение рисовать от руки очень ценится Заказчиком и возвышает Вас в его глазах. А вот потом довести "нарисованное" до совершенства – процесс длительный и кропотливый. У меня в офисе работают 5 дизайнеров, вместе с которыми мы создаем проект в программе Vector Works.

 

А что в Вашем понимании тяжелый клиент? Бывают ли они у Вас и, как Вы поступаете в том случае, если после первой встречи понимаете, что с эти человеком Вы работать не сможете?

 

Тяжело работать с клиентом, начитавшимся умных книжек и журналов, и голова которого переполнена большим количеством собственных идей по обустройству сада. Эти идеи обычно ужасны с точки зрения дизайна и реализации, но такого клиента никоим образом невозможно поколебать в его убеждениях. Я человек очень гибкий, я всегда стараюсь идею, как бы абсурдно она не выглядела, попробовать подстроить под клиента или должным образом "обтесать". Но когда концепция дизайна для меня на самом деле неприемлема, и когда я вижу, что она лишь навредит окружению, а порой и самим хозяевам сада, я умываю руки!

 

Вы уже, наверное, составили впечатление о русском заказчике. Вы ведь работаете над проектом в Екатеринбурге?

 

Екти-керьен-бруг.... какое сложное слово, никак не могу его выговорить... Да, мой будущий заказчик, прежде чем определиться с выбором, приехал ко мне в Лондон, чтобы познакомиться и посмотреть мои работы наяву. Русские люди много путешествуют, они живо интересуются тем, что модно и актуально. Я подумал, если человек приехал ко мне, значит, во-первых, ему близок мой стиль работы, а во-вторых, он ценит меня как специалиста и понимает мои идеи.

 

Мы знаем, что увидим Вашу работу, а если повезет, то и Вас на Челси 2012 года! В прошлом году Вас не было…

 

Да, не было. Я взял тайм-аут. Честно признаться, очень устал. Было много реальной работы, живых проектов. Ведь Chelsea Flower Show – это больше зарядка для ума. У тебя нет привязки к дому, к личности хозяина, к окружению. Надо придумать какую-то абстрактную идею. В этом году у меня больше свободного времени и я не так занят на ТВ.

Буду делать сад для компании M&G. Это будет современная интерпретация садов викторианской эпохи, а точнее, садов в стиле "Искусства и ремесла". Разобью сад на садовые комнаты, ограниченные высокими стенами из природного камня. Уже придумал растительные композиции. В саду будут очень мягкие, нежные и естественные тона. Садовое пространство будет сосредоточено вокруг 30-тиметровой волнообразной скульптуры в виде медных колец...

 

Мы желаем Вам очередной, по праву заслуженной победы. А что Вы можете пожелать российским дизайнерам?

 

Я хотел бы пожелать вам слаженной команды подрядчиков, с которыми вы могли бы мыслить и думать на одной волне. Я знаю, что говорю, потому что мне самому пришлось пройти через всё это, и я понимаю, как это важно, - если некому реализовать вашу идею, то кому нужен будет ваш стильный супер-дизайн? Так что желаю Вам всегда идти бок о бок с правильными людьми, мастерами своего дела!

 

 


 

 

В качестве дополнения, публикуем некоторые, показавшиеся нам интересными, высказывания, комментарии и рекомендации Энди Стеджена, которыми он делился с участниками мастер-классов, прошедших в рамках выставки "Дом и Сад".

 

"В маленьком саду Вам всегда должно хотеться заглянуть вперед, чтобы рассмотреть постепенно открывающиеся виды. Не так-то легко сделать маленький сад, умело расширив пространство: увязать элементы, в которых должна просматриваться идея и в них же она должна повторяться. Редкость - смелый дизайн, в котором надо быть предельно осторожным с выбором цвета и стараться не перегружать его элементами. Даже если сад большой, то все равно нужно избегать желания наполнить его всеми теми объектами, которые приходят на ум, и которым, как нам кажется, самое место в саду. Всегда помните о балансе и пропорциях. Порой одного элемента может быть вполне достаточно, если, например, дом сам по себе впечатляет своим масштабом и дизайном. Сад, независимо от того, маленький он или большой, - должен стать секретом, сюрпризом, игрой. Каждый сад – это выражение идеи дизайнера, ее воплощение в формах...".

 

"Наша студия не только разрабатывает дизайн-проект, реализует, но и предлагает услуги по его сопровождению. С клиентами мы поддерживаем постоянную связь, каждый год возвращаемся на объект. Раньше бывали случаи, когда они изменяли облик сада, передвигая или убирая объекты и изменяя посадки. Это… как ножом по сердцу, когда знаешь толк в дизайне. Зато теперь, когда я уже достиг определенного уровня, они, наоборот, стараются сохранить нетронутым созданный моими руками сад".

 

"Я в этом деле с 83 года. По окончании колледжа работал в ландшафтном бюро, укладывал дорожки, помогал строить. Потом открыл собственную студию. Из года в год ничего не менялось в этой области, всё вокруг было скучно и обыденно. Я уехал, а когда вернулся в 1997 году, сразу понял, что выросла новая отрасль создания садов. На следующий год, в 1998 году, я представил свой сад на летней выставке ландшафтного дизайна в Хэмптон-Корте. Он был как эхо Диснея, такой… игрушечный. В то время он мне казался очень интересным, и я собой гордился. У меня появилось много работы, заказов. Кроме того, я увлекался архитектурой и скульптурой и то, что меня вдохновляло, очень часто становилось отправной точкой дизайна. Так было и с моим первым шоу-садом, который я сделал на выставке ландшафтного дизайна Chelsea Flower Show в 2001 году. Он был, правда, рекламным. Должен был стать чисто мужским, но когда я наблюдал за посетителями, - большая часть их была женской. В проекте были использованы архитектурные посадки и "мужские" элементы, такие как ржавый металл. И этот сад послужил мне уроком - я понял, что переполнил его элементами. А еще сделал вывод, что всегда интересны те сады, которые долго живут".

 

"У меня были периоды как у Пикассо: искусство, скульптура, архитектура". Я бы с головой окунулся в архитектуру, но я ведь понимаю, что люди ждут от меня ярких красок".

 

"Цвет важен. Но добавлять краски нужно в последний момент. Попробуйте убрать цвет, - должны остаться формы, т.е. "рамка", скелет. А цвета меняют облик сада со сменой времен года".

 

"Я люблю простые растительные схемы, основу которых составляет зелень различных оттенков и форм".

 

"Помню один интересный проект – сад на крыше, открытый со всех сторон. Выход на крышу был в центре. Тоже, кстати, неплохой урок, если взять во внимание, сколько садов на крыше я построил. Грунт плодородный, сами понимаете, это не совсем естественная среда, полив и отвод дождевой воды... Растения высаживали привычные к такой "суровой" среде: к ветрам (прибрежные растения) и солнцу (растения Средиземноморья). Не старайтесь оградить сад от ветра по периметру. Можно уменьшить его порывы с помощью таких приемов, как стены-перегородки…".

 

"Однажды, взявшись за сад у реки, я вдруг понял, что река не всегда выглядит привлекательно. Плавные линии мощения, водного источника и живой изгороди сделали свое дело – в саду стало комфортно находиться в любое время, появилось чувство защищенности и приватности".

 

"Моей маме не понравился шоу-сад, который я сделал по всем законам ландшафтного дизайна для одного специального проекта... И не понравился журналистам, которые приехали на его открытие. Перегородки в этом саду разделили территорию на 4 зоны. Места для сидения позволяют обозревать пространство, и даже можно постараться заглянуть за угол, чтобы увидеть, а что же там спрятано от глаз. Посадки создают атмосферу таинственности и ожидания чего-то необычного".

 

"Помню красивый огромный дом. У вас такие же строят. А тот был весь из стекла, представляете, какой светлый! Я связал дом и окружение естественными природными посадками. В сад вынес единственный скульптурный элемент, - объект в ландшафте".

 

"Помните мой сад с "пузырями" на Челси? Это мне пришли на ум комиксы! Там, когда герои говорят, у них над головой облачко, а в нем фразы написаны. Те же цвета я повторил в посадках – в саду преобладала серебристо-серая листва. Были даже круги на воде, как будто что-то бросили".

 

"Разбивайте сад на уровни. Повторяйте идею в формах. Вот как в этом саду с многоуровневыми элементами (настил + плита из песчаника йоркширского + вазоны) в рамках из зеленой изгороди, а внутри бассейн или плита, наполненная грунтом. В грунт высажены деревья одной высоты и с ровными прямыми стволами".

 

"Отличительная черта многих работ – продуманная концепция и неординарный подход. Посмотрите, как впечатляет необычная конструкция – стены, сцепленные лентами из металла, которые еще успевают обвить хрупкое деревце. Эта оригинальная, вырванная из контекста скульптурная группа впечатляет и является центральной доминантой сада. Структура этого и большинства других моих садов – геометрия, дорожки, скульптурные формы, комбинации и группы из трав и кустарников".

 

Энди Стеджен ставит перед собой непростые задачи, ищет ответ на нелегкие, глобальные вопросы. Его дорога "к миру" длинная: "Вам кажется, что Вы у цели, до которой подать рукой, но… снова поворот, и значит надо продолжать свой путь дальше".

 

Будь то строгая геометрия форм или плавные линии ландшафта, все подчинено законам дизайна. Его сады действительно необычны, и, в принципе, почерк автора можно распознать, если Вы знакомы с его творческим подходом. Нетрудно заметить, что зачастую дизайн строится вокруг необычного объекта, который может быть чистым творением дизайнера или заимствованной идеей, которая в результате делает сад неповторимым. Его очертания повторяются в других архитектурных элементах, садовых композициях, посадках. Тени и тона, блики и игра солнечного света, отражения в зеркале воды – ничто не ускользает от пытливого взгляда дизайнера. А еще в каждой работе кроется загадка, которую волей неволей хочется разгадать…

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

www.Gardener.ru


       


Смотрите также

Парковые зоны в ЖК: тонкости работы с живой природой 14 августа 2016 года

Казалось бы, что сложного в обустройстве парковых зон там, где практически вся территория состоит из лесов и парков, как на новых московских территориях? Однако именно рабо ...