• Версия для печати
  •               Просмотров 8125 Добавить в избраное

Джеймс Александр-Синклер: "Шоу - это то место, где нужно удивлять..."

Джеймс Александр-Синклер: "Шоу - это то место, где нужно удивлять..."
11.07.2012

Наш собеседник - Джеймс Александр-Синклер (James Alexander-Sinclair) – ландшафтный дизайнер, аккредитованный судья Королевского Общества Садоводов, телеведущий BBC. Как популярная медийная персона в мире ландшафтного дизайна, в 2004 году он был номинирован на премию "New Best Talent" Королевским Телевизионным обществом "Midlands Award". В настоящее время Джеймс проводит лекции и мастер-классы на региональных и мировых ландшафтных выставках, включая такие популярные, как BBC Gardeners’ World Live Show и The Malvern Spring Show.

 

В этом году Джеймс Александр-Синклер любезно согласился возглавить профессиональное жюри Первого Московского Фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show 2012, который несколько дней назад завершил свою работу в Парке Горького. В один из дней работы Фестиваля нам удалось встретиться с почетным иностранным гостем. Несмотря на большую загруженность и практически полное отсутствие свободного времени, Джеймс с радостью ответил на многие наши вопросы, касающиеся его визита в российскую столицу.

 

За разговором о любимом деле время пролетело незаметно. Общение оказалось легким и увлекательным путешествием в мир человека, который не представляет свою жизнь без садоводства и ландшафтного дизайна.

 

По традиции, перед началом беседы, мы представили наше Интернет-издание GARDENER.ru, чему Джеймс совершенно искренне обрадовался и заверил, что обязательно найдет нас в Интернет после возвращения в родную Англию. Как медийная персона, Джеймс довольно часто бывает "on-line" и даже ведет на популярном портале Gardeners’ World свой садовый блог.

Он также поинтересовался, есть ли английская версия нашего сайта, - мы, не растерявшись, ответили, что бесконечное множество красочных фотографий, привезенных со всего мира, красноречиво расскажут и покажут ему, чем живет российский ландшафтный дизайнер. Джеймс пожелал нам оставаться "зоркими глазами и чуткими ушами" молодого поколения ландшафтных дизайнеров России.

 

Конечно, первым делом мы поинтересовались у нашего гостя о его впечатлениях от увиденного…города, выставки, дизайна…

 

"Я никогда прежде не бывал в России. Мое первое и самое сильное впечатление я получил еще в самолете, за несколько минут до приземления… Я смотрел в иллюминатор и видел огромные лесные и водные просторы, которые лишь изредка прерывались жилыми массивами. Если вы когда-либо летали в Лондон, то знаете, что с высоты птичьего полета ему особо нечем похвастаться - кругом дороги и строения. Россия в первые минуты знакомства полностью соответствовала тем романтическим представлениям, которые у меня сформировались и накопились за годы ожидания… леса, березовые опушки и необъятные пространства. Ну а потом, конечно, с головой поглотила привычная городская суета. Хотя… люди, улыбающиеся лица… каждый встречный мне улыбался… это приятно поразило, оставив самые наилучшие воспоминания о русских людях".

 

Хотелось бы Вам вернуться снова, может быть, с мастер-классами, лекциями?

 

"Мне бы хотелось. И я над этим сейчас размышляю. Я считаю, что мне сильно повезло быть в самом начале чего-то нового, присоединиться к хорошему и нужному начинанию. Я очень благодарен организаторам за приглашение возглавить профессиональное жюри Первого Московского Фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show 2012, хотя соглашаясь, даже примерно не представлял, что я вообще увижу и чего мне следует ожидать. И вот я здесь и должен признаться, что ощущаю огромный потенциал у этой выставки, несмотря на то, что она проводится первый раз. Конечно, Chelsea Flower Show – это признанное качество, а здесь еще никто толком не знает, как делаются шоу такого масштаба. Но когда Вы будете знать об этом всё, вы нагоните и перегоните время. Аналогичные шоу уже есть в Америке, в Европе и, конечно, в России совсем скоро будет свое достойное шоу садов и цветов!"

 

Как бы хотелось, чтобы Ваши слова оказались пророческими! Знаете, у нас ведь проводится очень много выставок, посвященных дому и саду. Наверное, потому что русские люди - очень увлеченные садоводы. И некоторые из этих выставок даже претендуют на статус Челси. Но на деле, ни одна из них не идет ни в какое сравнение…

 

"Эта выставка имеет все шансы стать настоящим шоу! Этому, конечно, во многом способствуют и место проведения и время. Хотя у вас такая огромная страна, что выставку можно проводить практически где угодно. Это Англия по сравнению с Россией слишком мала, Лондон можно пересечь за 3-4 часа. А здесь, мне кажется, потребуются дни и даже недели….

А вообще, если честно, Вы даже не представляете, насколько увлекательно и захватывающе быть в самом начале, у истоков чего-то нового. Я всего лишь один из многих английских дизайнеров. Я стал знаменитым благодаря тем людям, которые любят и ценят то, что я делаю. Вот теперь я в Москве… Выставочная активность, конечно, изматывает, но, конечно, вы понимаете, что в хорошем смысле этого слова. Лично я заряжаюсь позитивом здесь у вас...

 

Просто мы живем в сумасшедших условиях, как говорится в русской поговорке "хочешь жить, умей вертеться".

 

"А Вы знаете, что еще придает невероятный заряд энергии? Русские женщины! Я вчера сидел в баре и вдруг обнаружил себя в волшебном окружении прелестных женщин. То был рай на земле. Сколько же силы в вас.... Вы красивы и сильны духом! И вы делаете фантастические вещи с садами! Это великолепно!"

 

Если вернуться в рамки Moscow Flower Show 2012, то как Вы оцениваете уровень мероприятия?

 

"Шоу, конечно, можно назвать состоявшимся! Организаторы и участники сделали всё, чтобы оно выглядело достойно, и это несмотря на сжатые сроки и первый опыт в создании столь масштабных садовых мероприятий. Место, безусловно, оказало значительное влияние. Ведь это городской исторический парк, куда люди приходят отдохнуть и развеяться. И многим из них, как оказалось, было интересно прийти и посмотреть на сады, созданные дизайнерами в рамках Московского Цветочного Шоу".

 

Да. Не каждое подобное шоу в Москве может похвастаться столь высоким вниманием со стороны публики…

 

"Вы молоды. Перед Вами тысячи возможностей. Главное теперь, справиться со всем этим – прежде всего, эйфорией от неожиданного успеха, учесть все недостатки и сделать соответствующие выводы. Я уверен, что всё получится, ведь я вижу огромное желание сделать Фестиваль ещё лучше, в соответствии с международным уровнем организации подобных мероприятий. Сделать такое шоу – нелегкая задача и очень многое здесь зависит от инфраструктуры. Главную роль, пожалуй, играет вода… По крайней мере, её должно быть достаточно, чтобы растения чувствовали себя комфортно и выглядели достойно на протяжении всего мероприятия. Посмотрите на Челси, - там шумят водопады, журчат горные реки, а на московском шоу участникам элементарно не хватало воды для полива растений. Фуд-корты (ресторанные дворики, кафе), поверьте, также играют немаловажную роль, если речь идет о публичном мероприятии…".

 

А что Вы скажете о самих садах? Вы увидели в них идею, она читалась? Можно ли было понять, что хотел сказать, донести до нас ландшафтный дизайнер?

 

"Концепция и идея были основополагающими факторами в момент обсуждения работ участников. Конечно, мы "судили" не в полную силу, далеко не так как это происходит на Челси. Но, вместе с другими членами жюри мы выработали определенную схему, которая, на мой взгляд, неплохо сработала.

 

Критериями оценки в работе жюри стали:

1. Дизайн. Насколько он интересен, гармоничен, насколько совпадает с рисунком или проектом в каталоге, как он осуществлен.

2. Образовательная (обучающая) функция сада. Может ли сад стать примером для посетителей Фестиваля и научить их чему-то новому...

3. Воображение. Насколько интересна и увлекательна идея, как она реализована. Идеи ведь могут быть разные, порой сумасшедшие. А вот воплотить такую идею в жизнь порой нелегко, а иногда и вовсе нереально.

4. Растения. Правильно ли они подобраны по цветовой гамме, по размеру и форме, их общее состояние. На тех ли они местах в реальности, что и в вашем нарисованном садовом мире. Могут ли они сосуществовать друг с другом. Представьте, что посетителю понравился ваш сад и цветовые сочетания растений. Конечно, он захочет посадить точно такие же и у себя. Но, что делать, если в реальности такие растения вместе жить не могут, потому что один любит солнечные места, а другое -  прекрасно чувствует себя только в тени? На все эти моменты я обращал внимание членов жюри…

5. Структурная часть проекта. Аккуратность и качество представления сада. Малые архитектурные формы, мощение…законченность проекта. Поверьте, на Челси Вы никогда не увидите, что растения находятся в горшках, а ведь они в горшках. Просто надо хоть немного постараться, приложить усилия и сделать так, чтобы у посетителя сложилось впечатление, что он в настоящем саду, на лужайке вблизи дома или около прудика с кувшинками.

Все это, кстати, может быть актуальной темой для семинара во время моего следующего визита в Москву.

 

Эта, вроде бы, несложная система оценки конкурсных садов сработала она отлично. И команда жюри собралась профессиональная и интернациональная. Мы много общались, обсуждали, делились впечатлениями. Иногда, правда, на это требовало чуть больше времени, чем обычно, ведь мы говорили на разных языках (английском, французском, итальянском и, конечно, русском).

 

Каждый из пяти критериев оценивался нами по десятибалльной шкале. Если сад набирал свыше 45 баллов, то он удостаивался золотой медали, от 30 до 45 – серебро, от 20 до 30 – бронза. Поверьте, никто не упал ниже 20 баллов. Возможно, в следующий раз мы будем судить жестче. А с другой стороны, сад не соревновался с садом. Это скорее оценка собственных сил и возможностей, нынешнего уровня. Нет предела совершенству, как говорится. Соответственно, нет победителей и проигравших".

 

Увидели ли Вы среди представленных работ какую-то свежую идею, которая бросилась в глаза и запомнилась?

 

"Да, была парочка. Ну, скажем так… я видел много разных выставок. Всегда найдется что-то как бы новенькое, а вот чтобы совсем новаторское… это вряд ли, потому что всё новое - это ремейк придуманного до нас. Вот, например, простая идея, старая как мир – крест в круге, но он всегда привлекает и смотрится выигрышно. Или машина в пруду, которая заставила людей улыбаться..."

 

Это полагаете, что это может стать трендом?

 

"Уверяю Вас, что не станет никогда. Как и сад в яблоках. Никому не придет в голову мысль разбросать яблоки в своем саду, но сама по себе идея интересная. Вроде дом, но не совсем дом, скорее, дом-сад. Вы открываете дверь, проходите и оказываетесь в "комнате" с креслами. Такой сад найдет своего посетителя или клиента. Ведь для многих из них любая представленная идея может оказаться совершенно новой и фантастичной...

Я проводил серию мастер-классов для людей, которые ничего не знают о садах. В один прекрасный момент они обзаводятся жильем, открывают дверь и с удивлением обнаруживают, что у них там "что-то зеленое" за дверью. И тогда они вдруг осознают, что с этим непременно надо что-то делать. Если я говорю таким людям что-то типа "а Вы не пытались приподнять клумбы?", они порою смотрят на меня как на Бога. Для нас это, вроде бы, очевидно, а для них каждый шаг на пути к своему саду – увлекательное путешествие.

То же самое и с выставкой. Люди приходят, видят растения, цветовые решения и сочетания, смотрят как по саду петляет тропинка, вглядываются и постепенно открывают все более интересные места…"

 

Сад на выставке – это визитная карточка его участника. Всё что мы делаем, мы в конечном итоге делаем для Клиента…

 

"Да, конечно. Для гостей выставки, для клиентов. А вообще, по определению, шоу - это то место, где нужно удивлять и заинтересовывать. Показывать, на что ты способен. В своем саду ты можешь делать всё что захочешь, лишь бы ощущать себя счастливым. Послание, которое несет садоводство – это то самое занятие, которое может сделать тебя счастливым. Мы все можем выйти в сад и что-то там посадить. А работа садовника заключается в том, чтобы посадить растения правильно, на "свои" места. Это как приготовление пищи для шеф-повара, - когда и что добавить, что с чем сочетается. Это мы должны хорошо знать. Вот почему люди нанимают нас - ландшафтных дизайнеров. Согласитесь, если у вас заболит зуб, вы пойдете к врачу. Так и здесь. Если вы хотите чувствовать себя уютно и комфортно, то доверьтесь профессионалу. Он аккуратно возьмет вас за руку и проведет по саду, покажет, что и как нужно сделать, а потом вы сможете попробовать сделать это самостоятельно. Работа дизайнера – направить и помочь. Мы, дизайнеры, просто видим некоторые вещи, которые другим видеть не дано, не под силу".

 

Как же Вы видите это? Ведь Вы этому специально не учились…

 

"У меня есть образование, но, правда, не в этой сфере деятельности. Но мне повезло. Я занимаюсь любимым делом и делаю это хорошо. А представляете, если бы вы пошли учиться, отучились, проработали несколько лет и поняли, что это вовсе не дело вашей жизни. Что вы просто ненавидите то, чем занимаетесь… У меня нет специального образования, просто в один прекрасный день я, отбросив все сомнения, не побоялся и сделал первый шаг… Практически от нечего делать пошел копать огород. С удивлением обнаружил, что мне нравится. Потом стал строить подпорные стенки, мостить, сажать деревья. Однажды что-то освоив, уже не страшно в дальнейшем браться за аналогичную работу и, что еще лучше, ты знаешь, как это делать. Ну а затем я понял, что то, что у меня в голове - значительно дороже и ценнее. И мне захотелось делиться этим с другими".

 

А как вообще строятся ваши отношения с заказчиком, и какое место занимает в них денежный вопрос, вопрос оплаты вашей работы?

 

"Знаете, что я вам скажу... Что самое главное в нашем деле… Вы должны любить своего Клиента. Тогда вам будет легко общаться и понимать друг друга. Тогда и он полюбит вас, вашу работу и оплатит ваш счет. Это основной закон, по которому строятся мои взаимоотношения с Заказчиком. Такой принцип работы позволяет мне чувствовать себя необыкновенно счастливым от того, что я делаю".

 

Живи и люби людей и окружающий мир. И тогда мир повернется к тебе. Подарит счастье и удачу…

 

"Знаете, еще какая интересная закономерность? Сначала вы становитесь обладателем базовых знаний, делая всю работу своими руками. Потом чувствуете, что вам под силу более сложные садовые задачи. Потом вы обнаруживаете, что вам нравится писать, и становитесь садовым репортером. Начинаете вести свой блог в сети Интернет. Вам хочется поделиться своими умениями и открытиями с другими. Вы начинаете читать лекции и давать мастер-классы, снимать фильмы и появляться на ТВ. А вот теперь представьте, если бы Вы выбрали профессию… риэлтора, смогли вы себя реализовать так, как можете это сделать в садоводстве?".

 

Стал накрапывать дождь, и мы не решились более отвлекать нашего гостя от его фестивальных забот.

 

Юлия Полякова, Михаил Щеглов,

GARDENER.ru


       


Смотрите также

Елена Голосова: "Сады всегда строились во время экономического подъема в государстве" 04 июля 2017 года

Доктор сельскохозяйственных наук, заведующая лабораторией ландшафтной архитектуры Главного ботанического сада РАН Елена Голосова вошла в состав жюри Открытого международног ...