• Версия для печати
  •               Просмотров 8857 Добавить в избраное

Карина Лазарева: Уроки Moscow Flower Show 2012

Карина Лазарева: Уроки Moscow Flower Show 2012
01.08.2012

Интервью с Кариной Христофоровной Лазаревой – президентом Московского Фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show, вице-президентом Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии (ГиПЛИ), единственным российским золотым призером Chelsea Flower Show.

 


 

Уважаемая Карина Христофоровна, позвольте поздравить Вас и, в Вашем лице всю команду организаторов Moscow Flower Show 2012 с прекрасным дебютом! Вы подарили нам всем красочный, запоминающийся праздник, с грандиозностью которого не сможет сравниться ни одна профильная московская выставка! Как же зародилась идея создания столь масштабного мероприятия?

 

Идея создания подобной выставке зародилась 5 лет тому назад - после получения Золотой медали на выставке Chelsea Flower Show. Мне кажется, что, тот, кто хоть  раз побывал на этой  выставке, не мог не заболеть этой идеей. Мне очень хотелось, чтобы подобное мероприятие проходило в Москве и было таким же интересным и престижным. Всё это мы и обсудили с Ниной Эктон - организатором садовых фестивалей Королевского Общества Садоводов (RHS). Поскольку у нее российские корни, мы быстро нашли общий язык, она меня поддержала и сказала, что, конечно, России нужна своя собственная выставка подобного формата.

 

Но, в то время к проведению подобного мероприятия еще не был готов наш рынок – например, отсутствовала развитая база питомников и не было действительно профессиональных организаций, объединяющих производителей посадочного материала: деревьев, кустарников, цветов и пр.. И только сейчас, с появлением профессиональных сообществ и людей новой формации, т.е. некой основополагающей платформы, стал возможен подобный формат выставок в России.

 

Кроме того, в Москве появился прекрасный видоизмененный Парк Горького – творческая площадка, идеально подходящая для проведения нашего Фестиваля.

 

Оказалось, что многие давно мечтают о создании подобного мероприятия, поэтому с удовольствием включились в работу. Впервые на одной площадке удалось объединить 4 национальные ассоциации, которые поддержали проект и вошли в состав оргкомитета. Я благодарна всем, кто поверил в проект, поддержал его и принял участие, несмотря на нереально короткие сроки. У нас сформировалась удивительная команда творческих, талантливых энтузиастов, влюбленных в этот проект.

 

Мы предоставили всем желающим возможность проявить себя, работая в команде для достижения общего результата, и это принесло свои плоды! Сегодня сформирован костяк  команды  – это люди, на которых лежит вся ответственность за проведение фестиваля, и в дальнейшем это состав  будет  увеличиваться.

 

На чем делался акцент при подготовке Фестиваля?

 

Акцент, конечно, делался на формате Фестиваля. Хотелось, чтобы получился профессиональный праздник  не только для любителей, но и для профессионалов. Основная задача состояла в том, чтобы совместить несовместимое – работу, творчество, отдых, образование и праздник! И я очень рада, что нам удалось ее решить.

 

Конечно, при подготовке Фестиваля мы старались учитывать все плюсы и минусы других выставок. В последнее время, посещая ряд выставок, понимаешь - не интересно, жалеешь о потраченном времени. Выставки в формате простого информационного поля уже не интересны и из этого нужно делать соответствующие выводы. Интернет пространство уже с успехом может заменить ряд  выставок. Если мне что-то нужно - товар или услуги – я без труда найду это в интернете. А вот человеческого общения, дружеских улыбок и того положительного эмоционального заряда, который дает творческий процесс (не говоря уже о профессиональном росте, получаемом на  подобных выставках) - вот этого никто и ничто заменить не может. А если это все происходит на природе, в красивом месте, располагающем не только к работе, но и к творческому отдыху  –  это и есть именно тот выставочный формат, которым интересно и нужно заниматься.

 

Также очень важно отметить и сам контент фестиваля. Да, безусловно, ориентиром была лондонская выставка, но, по праву можно сказать, что Moscow Flower Show - абсолютно авторский проект. Посмотрите, сколько проектов в одном проекте: ДЕНЬ РОЗЫ, ВИВИТ БАЛКОН!, ДЕФИЛЕ ЦВЕТОЧНЫХ ПЛАТЬЕВ, КОНКУРС НОВЫЕ ИМЕНА, ДЕНЬ  СЕМЬИ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН…, не говоря уже о проходящих каждый день мастер–классах и флористических показах.

Большое внимание было уделено социальной теме.

И я хочу сказать, что каждый из этих субпроектов вполне может стать самостоятельным проектом.

 

А кто придумал такой интересный логотип Фестиваля?

 

Дизайнер Светлана Морозова – ей с первого раза удалось уловить идею и передать ее. Ведь наш фестиваль это искусство, творчество, садоводство, это и растения, и скульптуры и архитектурные формы и надо было как-то это совместить. И она предложила такой цветочный калейдоскоп, который всё это объединяет, и, который сразу всем понравился.

 

Какие выводы можно сегодня сделать по результатам Фестиваля? Всё ли удалось реализовать в том виде, в каком планировалось и на чем следует делать упор в следующем году?

 

Да, все получилось!

Мы старались подарить людям праздник, - праздник профессиональный, праздник, о котором приятно вспоминать и ждать следующего.

 

Мы предусмотрели большое количество льгот, чтобы посещение фестиваля было доступно всем. Приходили семьи, родители с детьми, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями. Мы старались, чтобы каждый посетитель чувствовал себя как можно более комфортно. Я видела, что для многих это был настоящий праздник – люди приходили нарядные (некоторые даже в шляпках, как на Челси), некоторые по несколько раз, очень много фотографировались. В общей сложности Фестиваль посетили более 27000 человек.

 

Конечно, были и ошибки, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Тем не менее…

Основное недочеты и ошибки касались организационно-технической части. Поскольку мы никогда не занимались такого рода деятельностью, то привлекли  команду, так называемую техническую дирекцию, но, как говорится, их работа оставляет желать лучшего. Что касается всего остального, то, мне кажется, что все люди, которые приняли участие в Фестивале, это просто герои! Я сама как ландшафтник знаю, насколько сложно в разгар сезона бросить все работы и куда-то приехать. Но, коллеги "по цеху" в наше начинание поверили, поддержали и это, конечно, очень приятно.

 

В следующем году мы постараемся уделить особое внимание деловой программе, сделать как можно больше семинаров и обучающих программ по садоводству и ландшафтному дизайну - как для любителей, так и для профессионалов. Хочется немного перераспределить выставочную структуру, в т.ч. увеличить ландшафтную часть и добавить "плодово-огородную" составляющую.  Увеличим количество торговых павильонов с профильными товарами для садоводов. Также большое внимание будет уделено социальной теме и роли наших специалистов в жизни города, страны.

 

Очень важно, чтобы ландшафтные сады создавались за счет спонсоров – это то, к чему мы должны прийти, и, что пока отличает нас от Челси. Ландшафтные дизайнеры - это люди творческой профессии, поэтому у них, как у художников, поэтов, музыкантов должны быть свои спонсоры, меценаты, поклонники, которые помогают их талантам процветать. Ведь то, чем мы занимаемся, это -  садово-парковое ИСКУССТВО, а искусство всегда поддерживают.

Но, начало положено, и уже в этом году нам удалось привлечь на наше красочное мероприятие достойных спонсоров. Приятно, что и они остались очень довольны своим участием в Фестивале. Например, "Бинбанк", - один из его руководителей был на Челси, поэтому  поддержал Фестиваль, несмотря на то, что весь бюджет был уже расписан… Или, компания "Политрейд" в лице ее директора Ярцевой Ольги, которая стала генеральным спонсором проекта ВИВАТ БАЛКОН!

Каждый участвующий в Фестивале сад должен иметь финансовую поддержку! Если удастся найти спонсоров на сады, мы увидим принципиально другой продукт. Конечно, надо создать для спонсоров интересные условия, чтобы им тоже было выгодно и престижно участвовать в мероприятии, и всё это в наших силах.

 

Ну и главное, наверное, - не только создать место для творчества и демонстрации профессионального роста, но и сделать так, чтобы награда на Фестивале стала неким стандартом качества и высочайшего профессионализма, чтобы наш Фестиваль, как и в Англии, ждали с нетерпением целый год не только профессионалы, но и все любители красоты…

 

Надеюсь, в следующем году будет немного легче. Поскольку дебют оказался весьма удачным, то теперь курировать работу Московского фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show будет профессиональная команда специалистов-выставочников из Великобритании, которые занимаются организацией Королевских садовых выставок, в том числе, и Chelsea Flower Show! А территорию Фестиваля придется увеличить, сейчас с директором парка - Ольгой Захаровой - мы этот вопрос обсуждаем.

 

Было видно, что многие участники до конца не верили в то, что мероприятие пройдет на столь высоком уровне и могли бы сделать гораздо более интересные сады, если бы знали, какой успех ожидает московский Фестиваль… Вам понравились сады участников?

 

Конечно, никто такого успеха не ожидал – ни организаторы, ни участники. С другой стороны, в фестивале принимали участие настоящие профессионалы, маститые специалисты. Вы можете представить, что если сейчас, не особо вкладываясь, они сделали такие красивые сады, то какую красоту они сделают в следующем году, обладая большим количеством времени и уже хорошо представляя себе, в чем они участвуют.

 

Некоторые участники не успели сделать сады к началу Фестиваля, и мы должны предпринять все меры чтобы этого больше не произошло, ведь это портит не только их собственный имидж, но и имидж всей выставки! На Челси, в дни работы Шоу, вы не увидите ни на одном стенде ничего лишнего. А у нас инструменты, одежда и всякая всячина... Очень странно, что участники не думают об этом. Мне очень понравился сад "Жажда" Наталии Каминской и, безусловно, этот сад с глубоким подтекстом имел все шансы стать фаворитом нашего шоу… И как же было жалко, что этот потрясающий сад был доведен до совершенства только спустя несколько дней после открытия выставки. Конечно, это в первую очередь повлияло на решение жюри, и сад получил лишь серебро…

Со следующего года, вероятно, мы заранее будем проводить инструктаж, прописывать эти моменты в документах, чтобы такое больше не повторилось.

 

И еще один момент, на котором я хотела остановиться и надеюсь, что к этому мы больше не вернемся – тот, кто украшает мир, не может оставить после себя не убранной часть планеты.  Чтобы и "послевкусие" было приятным после нашего ухода.  Придется и эти моменты учитывать в дальнейшем и прописывать в правилах.

 

Приятно, что иностранцы очень заинтересовались российским проектом, у меня уже целый список желающих участвовать в следующем году, а те, что были, собираются значительно увеличить размеры своих выставочных стендов. Им вообще, в отличие от нас, присуще всё планировать заранее, поэтому именно они сейчас проявляют наибольшую активность и хотят забронировать места.

 

К вопросу о выставочных садах… Некоторые из них так понравились Дирекции парка, что решено было выкупить их у дизайнеров и оставить на прежнем месте. Там, например, остался "Декоративный огород" Александра Безматерных, сад Лидии Леонтьевой "Московская симфония", сад питомника Кутепово "Мизансцена", сад итальянцев, сад компании Филипс. Cад с дельфинами Анны Зинде переехал на територию Морозовской больницы.

 

Обычно, после подведения итогов разных ландшафтных конкурсов, которые проводятся в России, приходится слышать разговоры о том, что все места распределены заранее, что молодым специалистам там "ловить" нечего…

 

Наши члены жюри, под руководством Джеймса Александра-Синклера, с большой серьезностью и ответственностью подошли к делу и были непреклонны в своих решениях. Им было тяжело в жару целый день ходить по стендам, но они очень внимательно рассматривали каждую работу и судейство было как никогда объективным. Кстати, Джеймс отметил очень высокий профессиональный уровень членов жюри фестиваля. Я в работу жюри не вмешивалась, для меня все сады были лучшими, я видела, как создавался каждый сад, и мне было бы очень сложно оценивать работы участников. Я сама не ожидала, что буду переживать буквально за каждого как за себя.

 

Одной из целей фестиваля, был сбор средств, на лечение годовалого Тимофея Кулешова… Насколько мы знаем, необходимая сумма (более 1,4 млн. руб.) была собрана и поступила на счет благотворительного Фонда "Подсолнух", который сейчас заботится о малыше...

 

Изначально никаких планов по сбору средств у нас не было, но, когда к нам пришел Фонд "Подсолнух", мы, конечно, выделили им территорию и чем могли старались помочь. А уже в процессе подготовки к фестивалю заглянули на сайт Фонда, увидели малыша и… что называется "зацепило"… стали думать, как помочь собрать нужную сумму и уже целенаправленно работали в этом направлении. 

 

Боялась, что нам не хватит средств на покрытие организационных расходов и лечение малыша. Огромное спасибо администрации парка и лично Ольге Захаровой за помощь в проведении Фестиваля. Благодаря их поддержке удалось сэкономить значительную часть средств,  которые были переданы на лечение.  Помогали все – кто-то сеном и опилками для дорожек, кто-то газоном… вообще помощников было много! Большую поддержку оказали волонтеры – в том числе, студенты  МГИМО, МГУ, друзья… Что называется, с миру по нитке… Так что спасибо всем участникам и посетителям -  все причастны к тому, что удалось собрать эти деньги…

 

Председатель жюри Moscow Flower Show 2012 - Джеймс Александр-Синклер - приедет осенью с мастер-классом по организации выставочных мероприятий уровня Chelsea Flower Show

 

Прежде, чем сделать свой первый сад на Челси, я в течение пяти лет изучала всю эту "кухню" изнутри. Мне было интересно и важно понять организационный процесс этого мероприятия, у нас ведь ландшафтная отрасль тогда еще находилась практически в зачаточном состоянии. Затем я участвовала в создании садов для другой компании, т.е. на практике прошла этот путь и только после этого я уже поняла, как можно сделать сад на Челси самостоятельно. Конечно, участникам Moscow Flower Show, не имея такого опыта, строить "челсийные" сады высочайшего уровня очень сложно. И, посовещавшись с председателем нашего жюри Джеймсом Александром-Синклером, мы решили, что он, как профессионал ландшафтной отрасли, как судья многих королевских выставок и большой специалист по организационным вопросам, может многому нас научить. Прежде всего, объяснить все тонкости организации столь масштабных мероприятий, нюансы судейства и многое другое. Я очень рада, что Джеймс возглавил жюри нашего Фестиваля, хотя и не особо рассчитывала на его визит в Москву, ведь он председатель жюри в Хэмптон-Корте, а эта выставка проходила параллельно с Московским фестивалем садов. Мы были уверены только в том, что приедет Нина Эктон - менеджер по развитию выставок Королевского Общества Садоводов (RHS). И было очень приятно, когда мне позвонили и сказали, что Джеймс внес коррективы в свои планы по отношению к Хэмптон-Корту и едет в Москву, чтобы поддержать наш Фестиваль. Это действительно мастер высочайшего класса, также как и Жан Мюс, который с удовольствием приехал и даже провел бесплатный семинар, чего он в принципе никогда не делает. Конечно, мы им за это очень благодарны. Это искренние, готовые помочь люди! Они поверили нам и почувствовали наше стремление сделать красивый праздник. Им было приятно участвовать в  проекте, где все сделано от чистого сердца и с душой, сделано для людей.

 

И, мне кажется, что тот результат, который мы в результате получили, был достигнут именно благодаря  искренности, честности и сплоченности всех участвующих в проекте людей. Все отдали этому проекту частицу своей души, и, как бы ни было тяжело, нам удалось создать настоящий праздник, создать особую атмосферу. И эту атмосферу поддерживал каждый сад, который был построен в рамках фестиваля. Участники дарили положительные эмоции тысячам гостей фестиваля, да и сама атмосфера Парка Горького, с фонтанами, музыкой, конечно, настраивала на праздник…

 

GARDENER.ru


       


Смотрите также

Парковые зоны в ЖК: тонкости работы с живой природой 14 августа 2016 года

Казалось бы, что сложного в обустройстве парковых зон там, где практически вся территория состоит из лесов и парков, как на новых московских территориях? Однако именно рабо ...