• Версия для печати
  •               Просмотров 10050 Добавить в избраное

Кристофер Брэдли-Хоул: "Сильной должна быть, прежде всего, идея..."

Кристофер Брэдли-Хоул: "Сильной должна быть, прежде всего, идея..."
01.04.2013

15 марта 2013 года в МВЦ "Крокус Экспо" в рамках VI Международной конференции "Модные тенденции в ландшафтном дизайне" прошли авторские мастер-классы известного британского архитектора и ландшафтного дизайнера Кристофера Брэдли-Хоула (Christopher Bradley-Hole). Кристофер — дизайнер с мировым именем, обладатель пяти золотых наград Chelsea Flower Show, дважды его сады получали престижный титул конкурса - Best Garden. Минималистские сады, созданные им для Chelsea Flower Show с 1997 по 2005 годы, стали в Великобритании своеобразным открытием новых направлений в ландшафтном дизайне.

 


 

По доброй традиции, мы не оставили без внимания приезд в Москву столь яркой персоны и попытались раскрыть секрет успеха Кристофера Брэдли-Хоула во время небольшого интервью в перерыве между мастер-классами, объединенными общей темой "Современный сад. Процесс проектирования".

 

Заявленные подтемы привлекали внимание своей лаконичностью и точностью, подтверждая истину любимой многими поговорки "Краткость - сестра таланта". Лекция "Аналогия, Форма и Абстракция" раскрыла принципы, на которые опирается Кристофер, создавая свои геометрические минималистские сады, а "Геометрия, Баланс и Движение" - это фундамент, архитектурная основа его творений. Именно минимализм, гармония и геометрия пространства, чистые пропорции стали брендом Брэдли-Хоула, модным направлением современного садового дизайна. Он сделал себе имя, занимаясь любимым делом, создавая своим неповторимым почерком, который нельзя подделать, свой собственный стиль.

 

Человек, получивший престижное "основательное" образование в области архитектуры, имеющий свой отличный от других взгляд на окружающее нас пространство, по своему собственному осознанному желанию пошел дальше и стал развивать свой талант в творческом союзе с природой.

 

Скажем честно, нам было очень любопытно познакомиться с господином Брэдли-Хоулом поближе, задать ему вопросы, не будучи ограниченными рамками профессионального мероприятия. В первые минуты общения он производил впечатление человека несколько замкнутого, осторожного, но не стеснительного, человека со своим необычным внутренним миром, в котором простое оказывается невероятно сложным, но выверенным с точностью до нюанса и работающим на достижение безупречного результата. Это же можно сказать и про его мастер-классы, за успехом которых стоит долгая подготовка и серьезная работа, которая отняла у дизайнера много драгоценного времени. Сейчас режим работы Кристофера расписан на несколько месяцев вперед, во многом из-за необходимости доведения до совершенства его идеи по созданию сада для выставки Chelsea Flower Show, которая в этом году будет проходить в юбилейный 100-й раз. Кстати, слушатели мастер-класса были одними из первых, кто увидел в подробностях, как создавалась концепция сада, и какая идея лежит в его основе. Хочется верить, что так же, как и мы, Кристофер остался доволен своим визитом в Москву и общением с российскими специалистами, смог составить собственное представление о профессиональном уровне наших дизайнеров.

 

От лица читателей Gardener.ru мы поприветствовали Кристофера в Москве, и вскользь посетовали на плохую погоду в дни его визита, но, как оказалось, не менее мощный снегопад провожал его из Лондона в Москву. По словам дизайнера, немного чувствовалась трёхчасовая разница во времени, но она компенсировалась приятным общением с российской публикой. Кристоферу очень понравилась открытая и восприимчивая аудитория семинара, с энтузиазмом впитывающая всю излагаемую информацию. К тому же, этот визит в Россию для дизайнера уже не первый. Здесь он успел воплотить в жизнь несколько своих проектов, и, возможно, скоро приступит к реализации новой концепции сада. Поэтому, наш первый вопрос был в какой-то мере закономерным…

 

-- Когда Вам приходится делать сад в России, то что Вы, прежде всего, принимаете во внимание?

 

-- На первом месте всегда находится клиент, его интересы, пожелания и ощущения. С заказчиком необходима постоянная взаимосвязь. Второе, не менее важное – само место, где появится сад. Оно имеет большое значение и сильное влияние. А также вещи, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к дизайну и архитектуре, - может быть книги, может быть картины, иногда они бывают очень к месту и могут многое рассказать дизайнеру о своем хозяине.

 

-- Русские люди довольно открытые и прямолинейные. Бывало ли, что клиент категорически не соглашался с предложенным дизайн-проектом и как в этом случае продолжались Ваши с ним взаимоотношения?

 

-- Мне всегда везло с клиентами в вашей стране, и мы со всеми остаемся хорошими друзьями. Кроме того, уже несколько лет я делаю сад для одного русского клиента в северной части Лондона.

 

На самом деле, для достижения максимального взаимопонимания нужен постоянный конструктивный диалог. Но если вдруг такая ситуация, как Вы предложили, случится, ну что ж, надо принять и понять, что Ваша идея здесь не сработает… Если Клиенту нужно что-то другое, не стоит уговаривать его, навязывать ему свой дизайн и своё видение красоты будущего сада. Просто вы живете на разных планетах и лучше перевернуть страницу и начать всё снова, но... с кем-то другим.

 

-- Как Вы сами характеризуете собственный стиль?

 

-- Я склонен называть себя минималистом, поскольку это направление мне очень по душе. Оно дает ощущение чистоты, совершенства, в нем присутствует настоящая сущность дизайна, само его сердце – сила, мощь, которые не ограничены временными рамками. Я люблю минимализм и современный дизайн, нахожусь в постоянном поиске новых путей развития событий, в поиске необычных подходов ко всему, что я вижу и делаю.

 

Как садовый или ландшафтный минималист я смело отбрасываю ненужные "украшательства" и сокращаю до минимума количество декоративных элементов. Значительно больше внимания я обращаю на нюансы и формы, которые всегда должны быть подчинены определенной функции, на новые приемы и техники использование различных материалов, делаю акценты на пространстве, свете, абстракции, асимметрии, динамике и движении…

 

Мне ведь очень нравится то, чем я занимаюсь, я испытываю настоящую страсть к дизайну, любовь к садам и желание через свое творчество, свое мастерство достучаться до души каждого человека, независимо от его интересов, жизненного пути и призвания.

 

Мои родители очень любили садоводство и еще в детстве привили мне большую любовь к природе, надеясь, что я пойду по их стопам. Но я поступил на архитектурный факультет Брайтонского университета, хотя, конечно, ощущал большую тягу к земле. Компромиссом для меня послужила книга Джона Брукса "Комната в саду", которая предлагала архитектурный подход к планированию сада. Я по настоящему увлекся садоводством, посетил множество садов, и защитил кандидатскую диссертацию по сохранению исторических ландшафтов. В том, что выбранный жизненный путь был верным я убедился, когда выиграл конкурс на лучший проект, объявленный в дебютном выпуске журнала Gardens Illustrated, результатом чего стала реализация этого проекта на Chelsea Flower Show в 1994 году…

 

-- А как Вы относитесь к тому, что Вас называют законодателем моды? Люди правы?

 

-- Думаю, что да… хотя бы потому, что очень многие копируют то, что когда-то придумал и воплотил в жизнь именно я. Получается, что то, что я создаю, интересно и востребовано. А вообще, конечно, мы все что-то и у кого-то копируем. Поэтому, я совершенно не против, что копируют и меня.

 

Я часто говорю, что трачу много времени и сил на разработку новых идей и концепций, потому что предпочитаю открывать новые земли, а не просто следовать шаблонным правилам и принципам ландшафтного дизайна, где в итоге всё сводится, пусть к добротному, но банальному и заурядному уровню.

 

Конечно, мои идеи часто критикуются в родной британской прессе. Но тут надо принимать во внимание многовековые консервативные традиции английского садоводства, тесно связанные с его  историческим наследием и с трудом воспринимающие что-то новое.

 

-- Могли бы Вы спрогнозировать направление садовой моды ближайшего будущего?

 

-- Скорее всего, это будет удачная кооперация трех популярных направлений: сад как самовосстанавливающаяся система в гармонии с окружающей средой (мы все сейчас озабочены будущим нашей планеты), сад как место отдыха, уединения, релаксации в бешеном темпе современной жизни, и сад как место активного отдыха для молодого поколения.

 

-- Интересно, как можно сочетать столь разные вещи?

 

-- Да, это своего рода вызов. Но ведь мы находимся в постоянном поиске свежих идей, создавая сады для различных представителей современного общества, которое на данном этапе своего развития катастрофически нуждается в поддержании постоянной крепкой связи с природой.

Вообще, ландшафтный дизайн – исключительно разноплановый и свободный вид искусства, практически не ограниченный какими-либо рамками или жанрами. Здесь можно полностью раскрыть свой талант и применить накопленный опыт.

 

-- А Вы могли бы выделить кого-то из своих коллег, с которыми Вы находитесь, что называется, "на одной волне", и в чьих работах черпаете свое вдохновение?

 

-- Я бы отметил голландца Пита Удольфа, американцев Вольфганга Эме и Ван Свидена.... В основном дизайнеров из-за границы, и даже больше архитекторов. Но я, если честно, не особо слежу за чужими работами. Я не хочу копировать, поэтому мне не очень интересно, что делают другие. Я концентрируюсь на явлениях, которые происходят в мире, и которые зачастую не имеют прямого отношения к садовому дизайну.

 

-- Вы имели возможность познакомиться с выставочными садами в рамках конкурса "Мода на Ландшафт. Сад для Звезды" и оценить их как председатель жюри. Поделитесь впечатлениями? Легко ли было сделать выбор в пользу того или иного сада?

 

-- Я бы сказал, что я впечатлен в хорошем смысле этого слова. Я увидел много интересного. Интересные экспонаты, активность на стендах. И сами сады мне показались интересными, что удивительно в ваших климатических условиях. Это у нас в Англии благодатные условия, а у Вас все не так безоблачно. Я знаю это по своему клиенту из России, который купил загородный дом ради своей мечты о создании сада.

 

Выставочные сады произвели на меня, в целом, неплохое впечатление. Знаете, ведь небольшой сад сделать грамотно и "чисто" очень непросто. Порою трудно бывает удержаться от соблазна реализовать все свои идеи и задумки в одном саду и, что называется, не переборщить. Я вижу, что и здесь некоторые авторы не устояли. Но были сады с очень ясно читаемой идеей и очень хорошо реализованные.  Я ясно увидел, а не просто разглядел основную идею в нескольких работах. Но, напомню, что для любого дизайнера четкое представление задуманной концепции - это своего рода вызов.

 

Я сторонник того, что сильной должна быть, прежде всего, именно идея, а реализация – это уже второй вопрос, хотя, конечно, сад должен быть безупречно сделан. Я увидел несколько хороших пространственных решений, но, во время осмотра конкурсных садов меня не покидало ощущение, что я всё это где-то уже видел. Поэтому, даже при самом совершенном исполнении, такие сады остались для меня довольно заурядными. Лишь в одном из садов читалась по настоящему сильная и единственная идея, на которой держалась вся концепция. Он был очень удачно декорирован снаружи, а когда я зашел внутрь, то увидел стены из растений и ощутил присутствие воды под ногами. Успешный сад, выигрышная концепция, но совершенно безобразная, не доведенная до совершенства реализация. Я был в замешательстве, но, как мне объяснили авторы (надеюсь, это была своеобразная шутка), надо делать скидку на русский характер - вы всегда и всё немного не доделываете…

 

Плохо, что у выставочных садов нет спонсоров! Это то, к чему надо стремиться. Идея должна подпитываться спонсорской поддержкой, чтобы быть идеально реализованной. Это мировая тенденция, и, я надеюсь, в скором времени она доберется и до России.

 

-- В мае этого года Вы будете представлять свой новый сад на Chelsea Flower Show? И Вы снова будете делать его для The Daily Telegraph. Возможно, это в какой-то степени символично, ведь Ваш сад для этой британской газеты совершил настоящую революцию в 1997 году. Очень многие и сейчас прогнозируют Вам победу...

 

-- Я рад, что снова буду делать сад для газеты The Daily Telegraph, благодаря которой стал так популярен в 1997 году, когда мой Латинский сад был признан лучшим садом выставки. Тот сад был размышлением о трех этапах жизни древнеримского поэта Вергилия, начиная с его детства в сельской местности, его творчества и славы в городе, и до его отставки и уединенной жизни в сельской местности. Именно этот сад стал своего рода переломным для Шоу и даже для британского садового дизайна в целом.

 

Оглядываясь назад, можно сказать, что во многом ключ к успеху того сада заключался в необычном дизайне, который, казалось, существует в другой плоскости. Одной из сильных сторон было и то, что он ясно "читался" с любой стороны, так что посетители Челси каким-то образом чувствовали себя погруженным в этот сад, несмотря на то, что не могли зайти на его территорию.  Я использовал много камня, а вот посадки сделал довольно простыми, с использование пурпурных бородатых ирисов и гигантских луков, небольшого количества трав и колоновидных хвойных, а также высоких деревьев, создающих сильное впечатление настоящего древнеримского уголка.

 

Я сделал акцент на деталях и контрастах и это был сад, который сильно отличался от привычных для того времени садов Челси, построенных в национальных английских традициях. Эти сады были классическим, красивым, идеально и безупречно выполненными, но… ?? они были обычными. Я нарушил эти правила, и, во многом благодаря тому саду, сегодня меня считают революционером и пропагандистом нового взгляда на современный ландшафтный дизайн садов Челси. Хотя, глядя на тот сад сейчас, не верится, что 16 лет назад он был настолько радикальным, что открыл новую веху и современные сады стали непременным атрибутом выставки в Челси.

 

Сад, который я планирую создать в этом году, снова станет весьма необычным, точнее, это будет… "три в одном", а именно английский пейзажный сад с японским подходом к решению пространства и уклоном в абстрактное современное искусство. Англия будет представлена лесистой местностью с просеками, которые расчищены для культивирования традиционных для Англии видов древесных и кустарниковых растений и эффектным подлеском из местных полевых растений. Я и в других своих проектах всегда стараюсь использовать именно родные, английские растения, такие, как клен полевой, бук, граб, лещина, дуб каменный, а экзоты стараюсь не сажать вовсе.  В последнее время я все больше интереса испытываю именно к лесным ландшафтам, так как для своего основного клиента несколько лет занимаюсь обширными лесовосстановительными работами на обширном заброшенном участке площадью 500 га.

 

Что касается японского стиля в садовом дизайне, то я еще со студенческих времен нахожусь под его влиянием, но создать сад с элементами японской природы я решился только после своего прошлогоднего визиту в эту страну, где увидел по настоящему современный и новаторский подход  к садоводству, который с уважением относится к своему прошлому, но не копирует его, а облачает в современные формы. Мне нравится, что большое внимание в японских садах уделяется деталям, и некоторые из увиденных там идей я впоследствии использовал в своем "русском" саду в Лондоне, о котором уже упоминал выше.

 

Что касается японских элементов в моем саду в Челси, то все они будут нацелены на зрительное и умственное восприятие – каменные элементы, встроенные в дубовые стены, геометрически правильные водоемы и русло реки под пологом деревьев. А абстрактное современное влияние будет прослеживаться в правильных прямоугольных формах из тиса и бука, и свободнорастущих посадках зеленых дубов.

 

Мы желаем Вам победы! И ждем Вас в гости снова с мастер-классами, с новыми проектами,  с русским садом!

 

Юлия Полякова, Михаил Щеглов,

GARDENER.ru


       


Смотрите также

Парковые зоны в ЖК: тонкости работы с живой природой 14 августа 2016 года

Казалось бы, что сложного в обустройстве парковых зон там, где практически вся территория состоит из лесов и парков, как на новых московских территориях? Однако именно рабо ...