GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
Энтони Пол: "Я люблю раскрашивать ландшафт растениями..."
28.03.2014

В Москве, в рамках Международной выставки "ДОМ и САД. Moscow Garden Show 2014", с успехом прошли мастер-классы одного из самых именитых ландшафтных дизайнеров современности Энтони Пола (Anthony Paul).

 


 

С 1973 года Энтони путешествует по миру, создавая сады и ландшафты. Его творения можно встретить в странах Средиземноморья и Африки, в Швейцарии, в родной для него Новой Зеландии и, конечно же, в Англии.

В профессиональной копилке дизайнера - две главные премии международного конкурса Torsanlorenzo (2006 г. и 2009 г.) в номинации "Частные сады", три премии Британской ассоциации ландшафтной индустрии.

Он является автором ставших популярными книг The Water Garden (в соавторстве с Ивонн Риз), The Garden Design Book, The Small Garden.

Энтони работает в своей студии в саду Black & White Cottage в графстве Суррей. Это всемирно известный сад скульптур его жены Ханны Пешар (Hannah Peschar).

 

Довольно часто Энтони Пола приглашают читать лекции и проводить мастер классы в самых разных уголках планеты. Этой весной посчастливилось и российским поклонникам его творчества – в рамках Международной выставки "ДОМ и САД. Moscow Garden Show 2014" дизайнер провел два мастер-класса: "Основы создания успешного сада" и "Гений места: как найти и раскрыть духовный потенциал сада и ландшафта".

 

Свое знакомство с российской аудиторией Энтони начал с рассказа о своих садах в Великобритании, Новой Зеландии, Франции, Швейцарии, как они появились в его жизни, как создавались и в каком состоянии находятся сейчас. Эти инновационные, высокотехнологичные и современные сады показались российской публике во многом понятными и близкими, наверное, потому что они прочувствованы автором, который хотел, чтобы они существовали долго и радовали тех, для кого были созданы.

 

В короткий перерыв между выступлениями Энтони Пол согласился ответить на несколько наших вопросов, касающихся его долгой и плодотворной профессиональной деятельности. Отрадно, что, как и все англичане-дизайнеры, с которыми нам доводилось беседовать, Этнони оказался очень общительным, понимающим и готовым делиться знаниями человеком.

 

Родной страной Энтони является Новая Зеландия - страна гор, рек и озер, национальных парков и заповедников. К слову, Новая Зеландия старательно поддерживает свой зелёный и чистый имидж.

37 лет назад Энтони нашел место своего вдохновения, уголок нетронутой природы, где создал Парк скульптур, ставший отражением его души, его мировоззрения и мироощущения.

 

Энтони выбрал свой путь и предназначение - с заботой и любовью создавать красоту, комфортную среду обитания, при этом очень бережно и аккуратно подстраивая существующее пространство под нужды человека. Он как бы чувствует нарастающую ответственность человека перед природой и старается учитывать это в каждой своей работе.

 

Он всегда в пути и в творческом поиске, что, по собственному признанию дизайнера, и привело его в Россию, где пока ему быть не доводилось. В последнее время он часто бывает во Франции и Швейцарии, где продолжает делать сады для обеспеченных, достигших определенного уровня людей, - большинство из них Пол считает своими друзьями и может просто слетать к ним в гости на выходные.

 

-- Вы знаете, я поражена... Инновационные и современные сады, о которых Вы говорите … это звучит как что-то специфическое и незнакомое, но на деле оказывается таким простым и понятным для российской аудитории. В таких садах действительно хочется жить!

 

-- Ну, надеюсь, я не дал вам заснуть на своем семинаре. А мои сады… они в первую очередь для человека. Это не просто красивая вещь, на которую приятно смотреть. Вам хочется проводить здесь свое время, отдыхать и открывать каждый раз эти места заново.

 

-- Вы сказали, что во многом источником Вашего вдохновения и рабочей площадкой для рождения новых идей служит Ваш собственный сад Black & White Cottage…

 

-- В нашем с женой парке скульптур собраны работы искусных мастеров. Со временем они переезжают в сады своих новых хозяев. Иногда скульптуры кажутся мне настолько необычными и интригующими, что я делаю под них сады. Они - мой источник вдохновения. Знаете, открою секрет, если сад невелик, и природное окружение ограничено пространством, предмет искусства (скульптура) - это именно то, что преобразит и сделает его неповторимым. Я черпаю вдохновение в творчестве Мондриана и Ричарда Серра. Советую и вам найти свой источник вдохновения. А еще лучше, если вы найдёте талантливого компаньона в лице скульптора или художника. Поверьте, от этой творческой кооперации вы оба только выиграете.

 

-- Удивительно, что при вашей любви к путешествиям, Вы до сих пор не бывали в России...

 

-- Меня очень много раз приглашали делать здесь сады или выступать с мастер-классами, но я никак не мог найти время в своем плотном рабочем графике. Мой нынешний визит в Россию тоже довольно короткий, я должен вернуться в студию, а потом сразу улечу в Швейцарию. Меня ждут 27 оригинальных своей неповторимостью садов в горной деревне. А за ними последует еще 15 – в общей сложности более сорока индивидуальных проектов.

Конечно, я не так много успел увидеть, как хотелось бы… но то, что меня приятно поразило, это насколько вы, русские, увлеченные люди! Какие вы пытливые умы и как страстно стремитесь к познанию нового в своей профессии. Отрасль садового дизайна в России пока еще очень молодая, но у вас есть все предпосылки для очень быстрого ее развития. Для меня было удивительным, что подавляющий процент ландшафтных дизайнеров в России – это женщины. У нас в Британии иначе - примерно 50 на 50%.

 

Что касается садов для русских клиентов, то я имел честь создавать их в Англии. На данный момент времени таких сада три.

 

-- Вот как! Может быть, у Вас сложилось какое-то мнение о русских заказчиках? Большое сердце, широкая душа… непредсказуемые желания… Так обычно о нас говорят. 

 

-- Кто-то действительно заставлял меня плакать, а кто-то смеяться. Но, как бы то ни было, я могу назвать их одними из самых замечательных и любимых клиентов. И уже на следующей неделе, по возвращению из Швейцарии, я встречаюсь с новой русской клиенткой. А еще я строил сад для русского заказчика на юге Франции.

Вы очень много путешествуете, учитесь любить сады. Строите прекрасные дома. На мой взгляд, у вас удивительный вкус и вы прекрасно разбираетесь в искусстве.

 

Что касается садов в России… У вас же такая огромная территория, красивейшие ландшафты. Я знаю, есть такой город Владивосток. Так до него 10 000 км!!! Или вот взять Сочи. Черное море. И это совсем другой климат. Удивительная страна. Такой потенциал! Иностранные дизайнеры – это модно и, зачастую, имеет смысл, но… всё же скажу – не отдавайте никому свой рынок, берите и творите. Не позволяйте иностранцам забирать у вас ваш хлеб. Хватайте своего клиента и не отпускайте. Заинтересовывайте, завоевывайте его доверие.

 

-- Как вы сами считаете – за что люди так любят Ваши сады?

 

-- Создавая сад, я хочу, чтобы из него получился предмет искусства. Потому что истинное искусство живет веками. Это то, о чем говорят, и что помнят. Я не пытаюсь сделать что-то ультрамодное. Главное, чтобы это полностью отвечало потребностям и ожиданиям Клиента. Чтобы это было созвучно с окружением и временем, в котором мы живем. Сад – это не дань моде, не сиюминутное удовольствие, это то, что спустя годы будет выглядеть современно и свежо.

Ведь когда вы заходите в дом, вы сразу понимаете, какой у него характер. Архитектура, мебель, цветовая палитра, все подчинено одной идее. Все уместно. То же самое происходит и с садом. В нем обязательно должна поселиться душа.

 

У каждого поистине хорошего архитектора или дизайнера есть свой качественный подход к делу. Но для начала все мы должны найти свое место в жизни. И как только вы выберете свой истинный путь, вы сразу расцветете, начнете созидать.

 

Всегда старайтесь использовать качественный материал. Лучше, если он будет местного происхождения. Я редко заказываю материалы в другой стране, только если это отвечает ожиданиям Клиента. И, чтобы получить ожидаемый результат, воспользуйтесь лучше услугами профессиональных ремесленников.

Кстати, вторичное использование материалов – очень актуальная на сегодняшний день тема, которую взяли на вооружение многие известные мировые дизайнеры и архитекторы. Например, я использовал в одном из своих садов каменную кладку разрушенного французского монастыря. Это было недешевое удовольствие, но поверьте, оно того стоило.

 

Очень аккуратно нужно работать с цветом. Я люблю раскрашивать ландшафт растениями и просто обожаю фиолетовый. И как тут не вспомнить лавандовые волны Прованса! Обычно в своей работе я обхожусь минимальным набором растений, но сажаю их большими группами. Эффект от цвета достигается только тогда, когда вы сажаете растения скученно. На любого заказчика такой способ посадки произведёт гораздо большее впечатление. Нужно обращать внимание и на листву растений, т.к. довольно продолжительное время они будут находиться без цветков. Наконец, нужно хорошо знать и о комбинации растений - что с чем можно совмещать. Я всегда подбираю растения со схожими условиями произрастания. Иногда добавляю цвет, окрашивая стены, окна или двери строений. Мне кажется, в вашей стране богатый выбор злаков, которые прекрасно себя чувствуют в условиях столь непростого климата. А вообще, чтобы познакомиться со всеми представителями мира растений потребуются годы. И я, между прочим, завел правило – каждый день я открываю для себя новое растение.

 

Еще я уделяю очень много времени общению с заказчиком, чтобы быть уверенным в том, что именно он хочет. Чтобы понять, откуда у него определенные идеи и представления. Чтобы получилось то, что он действительно хотел увидеть и чтобы он мог наслаждаться собственным садом. Но вы должны уметь и кое-что еще - управлять ожиданиями людей - и это справедливо для любого бизнеса, не только в области ландшафтного дизайна. Обычно у меня с заказчиками завязывается хорошая дружба. И каждый раз, возвращаясь, я вижу, как меняется сад. Это ведь живой организм, а не какой-то статичный предмет. Он просыпается с первыми лучами солнца, а после заката убаюкивает вас шелестом листьев и тихим журчанием воды. Кстати, мягкая голубая подсветка деревьев и кустарников, а также скульптур делает его еще более  привлекательным.

 

- Вспомним Вашу концепцию слоев дизайна. Вы говорите, что "После создания основной структуры, саду требуются "отделочные слои" и объемы — посадка растений, водные объекты, освещение, настилы и мебель, контейнеры и скульптура — все это вносит свой вклад в формирование характера сада и создание истинного чувства места". Скажите, эти "слои" одинаково важны для Вас или все-таки есть фавориты?

 

-- Я безумно люблю воду, которая завораживает меня с самого раннего детства. Есть в ней что-то космическое и мистическое. Во все свои проекты я обязательно добавляю водные элементы. Например, это может быть плавательный бассейн. Очень важно поддерживать в нем естественную чистоту. Пусть прозрачная вода (я предпочитаю зеленый оттенок голубому), деревянные настилы и группы растений вокруг приглашают окунуться и испытать наслаждение от соприкосновения с прохладной свежестью.

Если позволяет окружение и возможности клиента, я создаю крупные водные объекты, которые становятся частью природных ландшафтов. В них, как в зеркале отражаются горы, деревья-великаны и плывущие по небу облака – многоликий окружающий мир во всей своей необъятной красоте и непостижимости.

Вода в саду для меня очень символична, поскольку напоминает мне мою Родину, Новую Зеландию. Я не устаю возвращаться туда снова и снова в поисках вдохновения. Подпитываюсь энергией неба, пляжей и ландшафтов. Ваша страна не менее поразительна. Главное - научиться видеть красоту мироздания. И вы поймете, как легко достичь качества в своей работе.

 

-- Скажите, такая удивительная любовь к садоводству – это мечта, это передали Вам родители или чистая  случайность?

 

-- Моя мама была увлеченным садоводом. Но она просто сажала цветы без какого-либо порядка. Знаете, когда вы видите, как растут цветы или сами сажаете дерево, это завораживает, увлекая в удивительный мир живой красоты.

 

-- А почему Вы никогда не участвовали в Садовой выставке Челси?

 

-- Мне это не нравится. Много работы и никакой отдачи. Почти все сады после закрытия выставки уничтожают. Выбрасывают на ветер миллионы фунтов стерлингов. И потом, я так много путешествую, что совсем не остается времени на участие в выставках. Когда проходит Chelsea Flower Show, я почти всегда нахожусь за пределами Англии. Но, может быть, когда-нибудь я и переменю свою точку зрения - скажем, если мой сад на выставке в Челси будет сделан в рамках какой-нибудь благотворительной программы и затем будет передан в дар детям.

 

-- А вот если к Вам обратится Заказчик с просьбой сделать для него традиционный английский коттеджный сад, наполненный яркими красками и образами?

 

-- Я скажу "Нет". Даже несмотря на то, что это самое тяжелое слово, которое иногда приходится произносить. Пусть это сделает кто-то другой, но не я. Кто знает в этом толк.

Несколько слов для ваших читателей …

Любите жизнь. Почувствуйте душу места. И сделайте сад храмом природы.

И еще …

Старайтесь быть оригинальными, оставаясь самими собой с собственным, индивидуальным взглядом на мир.

Удачи вам и вашим читателям!

 

Юлия Полякова, Михаил Щеглов,
GARDENER.ru

 



 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.