• Версия для печати
  •               Просмотров 6370 Добавить в избраное

Lanning Roper / Лэннинг Роупер

(1912 – 1983)


Lanning Roper / Лэннинг Роупер

Лишь нескольким известным садовым дизайнерам XX столетия были впоследствии  посвящены биографические книги. Одна из таких книг, написанная известным историком садов Джейн Браун (Jane Brown), рассказывает о жизни и профессиональном пути Лэннинга Роупера. Тот факт, что она вышла в свет спустя всего 5 лет после его смерти, отражает высокую степень уважения современников к его работам.

 

Лэннинг Роупер родился в небольшом американском городке Уэст Орэнж, в Нью Джерси (West Orange, New Jersey) в 1912 году. В 1933 г., окончив Гарвардский университет, он получил ученую степень по изобразительному искусству, и затем, до 2-й Мировой войны работал в США качестве преподавателя английского языка. В период войны, Роупер служил в американских вооруженных силах, в т.ч. на территории Англии, что способствовало его хорошему знакомству с этой страной. Роупер осознавал, что именно в Англии ему предоставляются широкие возможности продолжить развивать свои знания по садоводству, поэтому, вернувшись на короткое время в США, он вскоре снова уехал в Англию и обосновался в Лондоне. Лэннинг чувствовал, что ландшафтная архитектура - не совсем тот путь, на котором стоит останавливать свой жизненный выбор. Ему казалось, что архитектура принижала роль практического садоводства, ориентированного в большей степени на посадки, в чем он убедился, будучи студентом в Королевских ботанических садах Кью (Kew Gardens). В 1950 году он перевелся в Ботанический сад Эдинбурга (Royal Botanic Garden Edinburgh), а спустя год вступил в Королевское Садовое Общество (RHS) в качестве ассистента редактора ежемесячного журнала "Сад".

 

Именно в качестве писателя Лэннинг Роупер оставил свой первый след в садовом мире. В дополнение к его работе для Королевского Садового Общества он начал писать статьи для "Сельской Жизни", а в 1962 году стал "садовым" корреспондентом "The Sunday Times". Как отмечает Джейн Браун, это произошло в год смерти Виты Сэквилл-Вест (Vita Sackville-West). Ее колонка в воскресном "Обозревателе" (The Observer) пользовалась большой популярностью, и Лэннинг Роупер, таким образом, пришел ей на смену. В 1957 году он опубликовал "Успешное городское садоводство". В книге описывался сад при его лондонском доме, в котором он жил со своей женой Примроуз Харлей (Primrose Harley) вплоть до их развода в 1964 году. Однако самой успешной оказалась "Садовая Книга Sunday Times", вышедшая в 1968 году – одна из первых, а для многих лучшая из нового поколения книг для массового читателя.

 

Описывая успех Роупера в качестве обозревателя "Сельской Жизни", Джейн Браун комментировала: "Абсолютно спокойно, казалось, без особых усилий, он вскоре стал одним из "стилистов" "Сельской Жизни", т.к. прекрасно разбирался в загородных домах и садовом мире. Это очень хорошо характеризует Роупера. Во-первых, легкость, с которой он создавал свои шедевры, бесконечно импонировала клиентам. Во-вторых, его слава распространялась с большой скоростью, а по мере роста его популярности росло и количество заказов. Но это не значит, что его работа была ограничена узкими рамками традиционного сада загородного дома, далеко не так".

 

В 1957 году Роупер начал практиковать в Англии в качестве консультанта по садам. Тем не менее, он постоянно поддерживал связь со своей родиной, о чем свидетельствуют его ландшафтно-архитектурные работы в США. Его собственная семья также была связана с американской ландшафтной традицией, например жена его брата Лаура Вуд Роупер (Laura Wood Roper), опубликовавшая в 1973 году биографию Фредерика Лоу Олмстеда (Frederick Law Olmsted).

 

Лэннинг Роупер сделал многое, чтобы высвободить сады из рамок стереотипов - повсеместных скучных газонов, зарослей роз и других кустарников. В багаже его работ были как небольшие городские сады Лондона, так и исторические владения Национального Фонда, чье сохранение стало важной частью его карьеры, а также сады модной современной архитектуры, такие как Sainsbury Centre в Университете Восточной Англии, спланированный Норманом Фостером (Norman Foster) и Фарнсворт Хаус (Farnsworth House) в Иллинойсе, работы Миес Ван дер Рое (Mies van der Rohe).

 

Американское происхождение Роупера придавало его действиям и идеям беспристрастность, независимость в суждениях. Впервые встречаясь с садом, который ему суждено было перепланировать, он мог смело и решительно удалить ненужные элементы и решить самостоятельно, какие дополнения наиболее уместны. Стиль его работы также значительно отличался от стиля других садовых дизайнеров и был близок Беатрикс Фарранд (Beatrix Farrand), чьими работами Роупер восхищался в статьях о Дамбартон Оакс (Dumbarton Oaks) и Дартингтон Холл (Dartington Hall). Как и Беатрикс Фарранд, Роупер верил в профессиональную состоятельность ландшафтного дизайнера, способную обеспечить долгую жизнь его садовым работам. Как и Фарранд, он  предпочитал создавать планы на месте, при этом значительное внимание уделялось детальной проработке схем посадок, что основывалось на частых визитах, письменных отчетах и советах.

 

Как наглядно демонстрируют созданные Роупером сады, он достиг совершенства в планировании цветников и клумб. Его лучшие схемы часто вмещали комбинации кустарников и многолетних злаков – живые цветовые сочетания с акцентом на форму и контраст листвы. Роупер ценил красоту осенней листвы в саду, поэтому в наиболее эффектных местах высаживались соответствующие растения. Он любил работать с пряными травами. В Скотни Кастл (Scotney Castle & Gardens) Роупер создал аптекарский огород во дворе разрушенного замка.

 

В Хиллбэрн-Хаус (Hillbarn House) Роупер построил новый сад, спланировав его в форме буквы L, с двух сторон примыкающим к дому. Позднее садовое пространство приобрело прямоугольную многоуровневую форму. Небольшая зона на востоке от дома скрыта под пологом лаймовых деревьев, которые служат защитным экраном со стороны дороги. С одной стороны от центрального газона расположена площадка - перед летним домиком с петляющими гравийными тропинками между клумб и тисовых стриженых кустов.

 

Ступени от главного газона ведут через "тоннель" из граба, сквозь который виден бассейн в дальнем дворе. С другой стороны тропинки огибают сад с декоративными грядками, часть которого отдана под аптекарский огород, где грядки с пряными травами разбиты в шахматном порядке. Одна дорожка идет вдоль миксбордера сквозь металлические арки, которые служат опорой для грушевых деревьев. А замыкает посадки изгородь из граба, скрывающая теннисный корт. Миксбордеры составлены в привычной для Роупера манере: кустовые розы, лилейники, агапантусы и пионы в окружении растений с серебристой листвой.

 

Роупер посвятил много времени созданию английских садов, в то же время заботливо планируя сады в своей родной Америке. Они значительно отличались от проектов в Англии своей естественной привязанностью к окружающему ландшафту, к американским садовым идеям и чувствительностью к сезонным изменениям в природе. Один из самых успешных проектов Роупера в США – сад Ананури (Ananouri) при особняке, построенном 1960-е гг. Александром Пери Морганом (Alexander Perry Morgan). Воодушевленный гармоничной связью дома с окружением, а именно бескрайними зелеными холмами вдоль реки, и, заручившись поддержкой хозяев имения, Лэннинг претворил в жизнь то, что они уже давно рисовали в своем воображении. Сад получился простым, с минимальными посадками вокруг дома, создававшими уют и открывающими красивые виды на долину и реку. В одном из ранних своих отчетов Роупер отмечал, как важно быть готовым к смене времен года в саду. Около дома следовало посадить вечнозеленые, которые декоративны на протяжении года. Также они хорошо подходят на роль экрана, который может скрыть функциональные постройки и другие непривлекательные зоны сада. Осенняя окраска листьев, голые ветви на фоне зимнего неба, сочная весенняя зелень листвы – все имеет своё значение. Кусты, цветы и папоротники выглядят здесь естественно, а луковичные усиливают эффект там, где это необходимо.

 

Талант Лэннинга заключался в способности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и желаниям клиента, что демонстрируют и другие его работы: сад вокруг двух величественных статуй Генри Мура (Henry Moore), который появился в 60-е гг. в Поместье Старого Священника (The Old Vicarage) в Баклбери или дом в неогеоргианском стиле (1970-е гг.), который удачно вписался в обстановку старого викторианского поместья в Конистон Колд (Coniston Cold) в Йоркшире. Здесь Роупер расчистил заросший берег озера у дома и парк, чтобы восстановить связь дома и ландшафта, а потом искусно организовал посадки, которые указывают на следы, оставленные старым домом, стенами, террасами и колоннами галереи, превратившейся в причудливо украшенную беседку. Его последней работой стал сад в Хайгрув-Хаус (Highgrove House), где он ассистировал самому Принцу Уэльскому. Слабое здоровье не позволило Роуперу завершить проект, но дизайнер заложил фундамент, на котором в дальнейшем был основан сад.    

 

Роупер был для многих современников большой загадкой: урожденный американец, он, тем не менее, прекрасно "чувствовал" английские сады. Одно его имя считалось громким брендом, а частная садовая практика была одной из самых востребованных в послевоенные годы. Его карьера полностью отвечала запросам времени, а его репутация была подкреплена, скорее, не большим количеством амбициозных проектов, а, тем, что он был задействован в процессе создания порядка 200 садов за относительно короткий период времени (примерно 20 лет).

 

Дизайнерская практика Роупера постоянно эволюционировала, основываясь на углубленном знании растений; он ценил, что только некоторые из современных землевладельцев хотели или могли себе позволить заказать дизайн-проект своего сада. Многие искали помощи в деталях, - обычно, когда дело касалось посадок, и в этом Роупер действительно имел большое преимущество, тем более, что такая работа доставляла ему большое удовольствие. Большинство из работ Роупера, имеющих отношение к ландшафтному дизайну, включало организацию посадок, и, именно благодаря этому, популярность и влияние дизайнера усиливалось и распространялось. Джейн Браун правильно определила запросы, на которые Лэннинг отвечал: "английская любовь к садам возрождалась после войны. Многие сады восстанавливались, появлялись новые. Кто был в силах помочь хозяевам садовых угодий? Студенты-садоводы, которые стали друзьями Лэннинга, могли бы подготовить прекрасный садовый материал в ботанических садах Кью (Kew Gardens) и Эдинбурга (Royal Botanic Garden Edinburgh) и в будущем работать над крупномасштабными проектами. Ширилась пропасть между профессиональной архитектурой частных садов и дизайном общественных ландшафтов в парках, школах, больницах и фабриках. Собирался ли Лэннинг ее заполнить, я не знаю; но он это делал с пользой и ему сопутствовала удача". 

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Лэннинг Роупер:

 


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии