• Версия для печати
  •               Просмотров 3857 Добавить в избраное

Norah Lindsay / Нора Линдсей

(1873 – 1948)


Norah Lindsay / Нора Линдсей

Недавно вышедшая книга садового историка Эллисон Хейворд (Allyson Hayward) "Нора Линдсей: жизнь и искусство садового дизайнера" (Norah Lindsay: life and art of a garden designer) вывела на свет из тени садовой истории фигуру английского дизайнера Норы Линдсей. До этого момента она лишь косвенно упоминалась в биографиях других людей, особенно в историях, связанных с появлением поместья Хидкоут (Hidcote Manor) в Глостершире.

           

Семья Линдсей принадлежала к ирландскому сословию знатных пэров – представителей высшей аристократии государства. Женщины сословия не работали и не имели профессии, их образование было поверхностным, не дающим никаких практических знаний. Превращение Норы Линдсей из очаровательной молодой леди в профессионального садового дизайнера было достигнуто высокой ценой во второй половине ее жизни. Количество профессиональных, заслуживающих внимания работ стало настоящим открытием для ее биографа Эллисон Хейворд. Список клиентов Линдсей, представленный в книге Эллисон Хейворд, очень точен, с учетом того, что дизайнер, будто бабочка порхала от одного сада к другому. Такое впечатление складывалось благодаря ее истинному английскому происхождению: в любом случае надо быть сдержанным и не следует показывать, сколько именно и какие усилия Вам пришлось приложить. 

 

Возможно, Нора Линдсей умышленно старалась произвести впечатление совершенно несерьезного садовода-любителя, что, в какой-то мере, усугублялось ее привычкой носить причудливое фасонное платье, расшитое блестящей нитью, как будто она была готова в любой момент сорваться на вечеринку.

 

Эта обманчивая, вводящая в заблуждение внешность, была визитной карточкой Линдсей. Дизайнер пользовалась преимуществами своей жизни в обществе, - вращаясь в аристократических кругах, она получала хорошие заказы. Не имея работы, Нора рисковала остаться без средств к существованию. Несколько ее преданных клиентов и друзей даже организовали некий неформальный фонд, чтобы дать Линдсей возможность остаться в ее собственной маленькой квартире в Лондоне. Это была весьма печальная история, которая начиналась очень красиво...

 

Мать Норы Линдсей (урожденной Норы Борк (Norah Bourke)) была очень красивой, хорошо образованной и умной женщиной. И, конечно, основная задача, которую она перед собой ставила, состояла в том, чтобы удачно выдать замуж своих дочерей. Ради достижения этой цели она использовала все свои умения: очарование, ум и красоту. Эмми Борк (Emmie Bourke) прекрасно понимала цену верной дружбы с титулованными и богатыми людьми.

 

Дочери всегда были изысканно одеты и знали, как вести себя в обществе с хорошими манерами. Несмотря на то, что они жили в Лондоне, семья часто путешествовала, посещая модные места и останавливаясь в имениях с элегантными садами. В один прекрасный момент любовь к садоводству зародилась и в душе Норы, но причины столь резкого преобразования кокетливой и игривой мисс Борк в заядлого садовода по-прежнему остаются загадкой. Она читала много специализированной литературы и постоянно и неуклонно совершенствовала свое искусство.

 

Мечта Эмми Борк вскоре сбылась – она подыскала для Норы подходящего, как ей казалось, супруга - Гарри Линдсея (Harry Lindsay), принадлежащего к старинному графскому роду. У Линдсея был очень богатый кузен в сословии пэров - Лорд Вентаж, который подарил молодой паре замок в Саттон Кортни (Sutton Courtenay) в Оксфордшире. Здесь Нора и Гарри Линдсей провели первые десять лет совместной жизни.

 

Сразу после свадьбы, в возрасте 22-х лет, Нора приступила к преобразованию собственных садов Саттон Кортни.

В то время самым популярным и влиятельным английским садоводом считалась Гертруда Джекилл (Gertrude Jekyll). Линдсей внимательно изучала ее книги и руководствовалась прочитанным в своей работе по благоустройству сада, но вскоре решила пойти своей собственной дорогой. Эллен Уиллмотт (Ellen Willmott), известный садовник, была ее другом и помогала Линдсей с растениями для сада.

 

В своей книге Эллисон Хейворд отмечает, что Линдсей поднималась в 5 часов утра, обсуждала предстоящие планы посадок с садовниками и потом ехала автобусом или поездом в питомники, чтобы найти необходимый посадочный материал. Позволить себе такую роскошь, как машина, она не могла.

 

Ее клиентами была высокопоставленная чета Асторов, владевших дворцом Клайвден (Cliveden) на живописном холме над Темзой в Бакингемшире, а также барон Филип Сэссун (Philip Sassoon), владевший имением Port Lympne в Кенте и Трент-Парком в Лондоне. Сэссун был надежной опорой для Линдсей. Он платил ей хорошее вознаграждение, предоставил комнаты в ее распоряжение в своем доме, постоянно писал ей и был в нее попросту влюблён. Ненси Астор, возможно, имела больше денег, чем Сэссун, но была чрезмерно скупа. 

 

Собственные сады Норы в Саттон Кортни оставались, тем не менее, золотым стандартом. Лишь немногое из того, что она сделала в чужих богатых усадьбах, могло сравниться с ними по красоте и изяществу.

 

Брак Линдсей распался во время первой мировой войны. К 1924 году у нее было двое детей, но не было собственного дома и стабильного дохода. В 52 года Норе пришлось самой зарабатывать себе на жизнь. Леди Хорнер, подруга ее матери, сразу же обеспечила ее первым заказом. Лоуренс Джонстон (Lawrence Johnston) консультировался с Линдсей по вопросам благоустройства своего поместья Хидкоут (Hidcote Manor) в Глостершире. Но он никогда не платил ей за работу. Тот факт, что Хидкоут состоит из садовых комнат, отражает многое из того, чем делилась Линдсей. Когда Джонстон приобрел имение Serre de la Madone в Ментоне (Южная Франция), Нора была вовлечена и в создание этого сада.

 

Нора Линдсей оставила несколько записей, но так и не опубликовала книгу, о которой она не раз упоминала, и над которой, как говорила, работала. Ее статьи, публиковавшиеся в популярном в то время журнале "Сельская жизнь" очень интересны, хорошо и легко написаны. Но время безжалостно к ним, и, лишь действительно увлеченный человек рискнет потревожить истерзанные временем страницы подлинника, хранящегося в Национальной библиотеке.

 

Юлия Полякова, Михаил Щеглов

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовала Нора Линдсей:

 

 

  • Bled Castle, Bled (Slovenia)

  • Blickling Hall Garden, Norfolk

  • Brdo Castle, Kranj (Slovenia)

  • Chirk Castle, Wales

  • Cliveden Gardens, Buckinghamshire

  • Ditchley Park, Oxfordshire

  • Faringdon Castle, Oxfordshire

  • Fort Belvedere, Surrey

  • Godmersham Park, Kent

  • Hidcote Manor Garden, Gloucestershire

  • Kelmarsh Hall, Northamptonshire

  • Mells Manor, Somerset

  • Mottisfont Abbey, Hampshire

  • Port Lympne, Kent

  • Rhodes House, Oxford

  • Serre de la Madone, Menton (France)

  • Sutton Courtenay Gardens, Oxfordshire

  • Trent Park, London

  • Villa Madama, Rome (Italy)


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии