• Версия для печати
  •               Просмотров 6245 Добавить в избраное

Francis Inigo Thomas / Фрэнсис Иниго Томас

(1866 – 1950)


Francis Inigo Thomas / Фрэнсис Иниго Томас

Фрэнсис Иниго Томас - признанный мастер своего дела, обладающий большим творческим потенциалом. На рубеже XIX-XX веков он создавал выразительные сады, спроектированные в лучших традициях формального садоводства.

 

Английский архитектор, садовый дизайнер и художник Фрэнсис Иниго Томас родился в 1866 г. в семье йоркширского священника. В отличие от своего двоюродного брата Сэра Джорджа Ситвелла (Sir George Sitwell), который спланировал сад при Ренишоу-Холл (Renishaw Hall) в стиле итальянского ренессанса, Томас черпал вдохновение в английских садах XVII века. Он прожил холостяцкую жизнь в Челси и был довольно обеспеченным человеком, что позволяло ему заниматься любимым делом: рисованием и садовым дизайном.

 

Занимаясь живописью в Хэилейбури-Коттедж (Haileybury College), Томас познакомился с известным архитектором и ландшафтным дизайнером Реджинальдом Бломфилдом (Reginald Blomfield). Встреча оказалась судьбоносной и связала этих двух талантливых людей, что переросло вскоре в издание совместной книги "Английские формальные сады". Бломфилд описывал свои взгляды на развитие садового дизайна, а Томас выступил в качестве иллюстратора.

 

Вскоре Томас поступил в Колледж Пемброка (Pembroke College) в Оксфорде, где окончательно определился с будущей профессией, выучившись на архитектора. По окончании он работал с "Bodley & Garner", - компанией, специализирующейся на создании архитектурных элементов в готическом стиле, а затем активно путешествовал по Европе, изучая ландшафтный дизайн, садово-парковое искусство и делая зарисовки. Первая работа Томаса была выполнена по просьбе его кузины, Маркизы Уиллингдона. Приглашение поработать над особняком XVI-го века Ательхэмптон-Мэнор (Athethampton Manor) в Дорсете было очень кстати. Дом, приобретенный Альфредом Карт Лафонтейном (Alfred Cart de Lafontaine) в 1891 году, давно не ремонтировался, и к тому моменту, когда за него взялся Томас, Лафонтейн уже вынужден был провести некоторые реставрационные работы. Он нанял Томаса завершить ремонт в особняке, и, что более важно, спланировать сады при доме в стиле эпохи Тюдоров и Стюартов. Это был проект, который идеально подходил молодому архитектору по характеру и стилю. Он создал сады к югу и востоку от дома, придумал геометрические элементы и видовые точки, которые были результатом идеальной комбинации простоты и утонченности, особенно это отразилось в изменении уровней и масштаба составных элементов. Главная аллея тянется от Большого Двора (Great Court) на юг, по ступеням через узкие ворота и дальше - к террасе с балюстрадами вдоль восточного фасада дома. Бассейн и фонтан окружены стенами из теплого камня (Юрский известняк), увенчанными обелисками. За стеной стриженые тисовые изгороди дарят ощущение уютного, скрытого места.

 

В Большом Дворе газон был оригинально декорирован цветочными клумбами вокруг бассейна с фонтаном. С внешней стороны клумбы скрывают стриженые тисовые пирамиды. Вокруг газона появились тропинки, ведущие на террасу, где Томас построил пару павильонов. С террасы взгляд устремляется дальше по ступеням до бассейна и фонтана. Даже последующие изменения в саду особо не повлияли на единожды выбранный и реализованный дизайн. 

 

Книга "Английские формальные сады" была опубликована как раз в то время, когда Томас работал в Ательхэмптон-Мэнор. Бломфилд, как автор, несомненно, выиграл от популярности книги, а репутация Томаса преумножилась благодаря практическим знаниям и таланту художника, что доказывали сделанные им иллюстрации.

 

В том же году, когда вышла книга, Томас начал работу над своим главным, сохранившемся до наших дней садом, – Бэрроу Корт (Barrow Court) в Бристоле. Томасу достался сад, который не совсем идеально подходил для дома эпохи короля Якова и прилегающей церкви. Дизайнер сконцентрировался на работах в саду, первоначально создав несколько видовых точек. Из этих смотровых зон открывались прекрасные виды не только на сам сад, но и окружающие его ландшафты. Затем Томас перепланировал существующий с давних пор формальный сад. Получился идеальный рисунок с клумбами в окружении стриженых тисовых кустов у центрального бассейна, который хорошо просматривается с поросшей травой террасы. Ступени по центру террасы вели к главной аллее, которая начиналась у теннисного корта и продолжалась до самой границы парка. Здесь находится наиболее драматичная составляющая сада: полукруглый кованый экран, разделенному на секции каменными колоннами. Колонны служат опорами для бюстов, которые символизируют 12 месяцев.

 

В течение нескольких последующих лет, незадолго до начала Первой Мировой войны, Фрэнсис Иниго Томас работал над своим последним проектом в Чантмарле (Chantmarle Manor), - особняке времен короля Якова в Дорсете. Крутой склон с одной стороны дома с зоной, прилегающей к дому, Томас соединил в привычной для себя манере, располагая садовые элементы вдоль двух осей, пересекающихся под прямым углом. Таким образом, здесь появился канал с каменными берегами и параллельными тропинками, ограниченными с одной стороны тисовой изгородью. Канал вышел за пределы двора и в том месте, где он пересекал одну из предполагаемых осей, Томас разместил пару обелисков на подпорной стенке. Пройдя между колонн с обелисками, ось продолжилась прудом с лилиями в окружении ирландских тисов. Дальше, вверх по каменным ступеням, мимо площадки для игры в крокет - до самой границы сада, которая была отмечена коваными воротами с каменными колоннами.

 

После Первой Мировой войны Томас больше не планировал сады, несмотря на то, что его архитектурно-дизайнерский стиль оставался популярным и востребованным, а качество работы было безупречным. Мало что из работ художника сохранилось до наших дней, именно поэтому Фрэнсис Иниго Томас не столь широко известен, как многие его современники-дизайнеры – Гертруда Джекилл, Эдвин Лаченс, Реджинальд Бломфилд и другие. 

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Фрэнсис Иниго Томас:

 

  • Athethampton Manor, Dorset

  • Barrow Court, Avon

  • Chantmarle Manor, Dorset

  • Rotherfield Hall, E. Sussex


 


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии