• Версия для печати
  •               Просмотров 13338 Добавить в избраное

Fletcher Steele / Флетчер Стил

(1885 - 1971)


Fletcher Steele / Флетчер Стил

Флетчер Стил  стал интересоваться ландшафтной архитектурой в Университете Гарварда в 1907 году,  куда он поступил после учебы в колледже. Будучи студентом, Флетчер был отмечен Уорреном Мэннингом (Warren Manning), одним из выдающихся американских ландшафтных дизайнеров того времени. В 1908 году Мэннинг уговорил Стила оставить Гарвард и работать у него в офисе в Бостоне. Не оглядываясь назад, Стил начал карьеру, которая сделала его одним из наиболее преуспевающих и успешных дизайнеров 20-го столетия.

 

Благодаря Мэннингу Стил хорошо изучил практическую часть и бизнес-составляющую ландшафтной архитектуры, особенно навыки работы с клиентами, организацию офиса и координацию строительных работ. Желая знать больше о дизайне, весной 1913 года Флетчер отправился в четырехмесячный тур по Европе, тщательно изучая все детали классического дизайна. По возвращении он уже был готов работать самостоятельно. Стил быстро приобрел солидную базу состоятельных клиентов, которые разделяли его страсть к приключениям и развлечениям и поддерживали его дизайнерские идеи. Первый свой сад Флетчер создал в 1915 году. Его карьера на ранней стадии была отмечена оригинальными идеями вперемешку с заимствованиями из классического дизайна. Копируя идеи, он отдавал себе отчет в том, что это не было творческим моментом, но Стил был убежден,  что дизайнер должен делать все возможное, чтобы удовлетворить пожелания клиента и чтобы тот остался доволен его работой.

 

Накапливая профессиональный опыт, Стил со временем отказался от шаблонного копирования деталей в пользу ярких и оригинальных идей, которые выражали его собственный стиль. Многие классические элементы служили вдохновением для его идей, и он приспосабливал их служить запросам клиентов. Это в итоге привело к появлению весьма своеобразных и уникальных садов. 

 

Флетчер был вынужден удовлетворять пожеланиям клиентов, которые хотели иметь сады наподобие тех, что им приходилось видеть во время путешествий, но уравновешивал их собственными представлениями, чтобы поднять практику ландшафтной архитектуры на уровень искусства. Он много писал на сопутствующие темы (более 100 статей и 2 книги), чтобы подчеркнуть свое мнение. Он много дискутировал о современном ландшафтном дизайне, находясь под впечатлением от поездки во Францию, которую он предпринял в 1920-х гг. Именно это легло в основу его собственной теории ландшафтной архитектуры, но в то же время стало причиной споров и расхождения во мнениях с коллегами. 

 

Пораженный тем, что делают французские архитекторы, Стил был убежден, что устаревшие методы ландшафтной архитектурной практики непременно нужно менять. Но так как его богатые клиенты продолжали требовать традиционных форм, Стил вынужден был компенсировать, используя детали своих проектов, чтобы вписать новые идеи.

 

Эти детали легли в основу проектов лестниц и дорожек, дизайна клумб и расположения посадок. Создавая классические итальянские и французские сады, Стил деликатно добавлял в них собственные идеи. Он также экспериментировал с материалами, чему свидетельством служат его знаменитые голубые ступени, сделанные из бетонных блоков и рельс ступени - подобие формального европейского стиля, но демонстрирующее его собственный стиль.

 

После Второй Мировой Войны стили и предпочтения в ландшафтном дизайне стали меняться и Флетчеру пришлось к этому приспосабливаться. Его книга "Дизайн малого сада" была очень популярна, но все-таки пришлось подстраиваться к новому стилю мышления. Его сады были большими и выразительными и требовали высокого уровня строительного мастерства и ухода. Это уже не было так актуально после войны, потому что спросом стали пользоваться сады, которые были легки в уходе. Количество состоятельных клиентов уменьшилось, да и владения сократились. Несмотря на это, послевоенные дизайнерские работы Стила можно назвать самым удачным, что лишний раз говорит о его профессионализме.

 

Большинство садов Стила до наших дней не сохранилось, они заменены парковками или раздроблены на земельные участки. Остались только два, которые открыты для посещения: Naumkeag - самый амбициозный сад, на создание которого у Стила ушло 3 десятилетия, и Mission House. Оба сада находятся в Массачусетсе.

 

Архитектурно-ландшафтные идеи Флетчера Стила служили своеобразным мостом между двумя историческими периодами. Он учился на идеях классицизма, имея страстное желание отказаться от шаблонных стереотипов в пользу искусства. Его клиенты имели определенные запросы, и Стил был вынужден идти на компромисс, объединяя классику и современность. Его способность смотреть вперед и оглядываться назад - это умение использовать идеи прошлого как вдохновение для создания чего-то нового. Именно это сделало его успешным и по-прежнему популярным архитектором 20-го столетия.  

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Флетчер Стил:

 

  • Mission House, Massachusetts, USA

  • Naumkeag Garden, Massachusetts, USA

  • Smith Garden, Connecticut, USA

  • Stoddard Garden, Massachusetts, USA

  • Turner Garden, Pittsford, USA




Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии