GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1921-2006)


Christopher Lloyd / Кристофер Ллойд

Кристофер Ллойд – известный английский критик и писатель, грандиозный вклад которого в развитие и совершенствование садоводства и ландшафтного дизайна наглядно демонстрирует его поместье Great Dixter. Наряду с Гертрудой Джекилл (Gertrude Jekyll) и Витой Саквил-Вест (Vita Sackville-West) Кристофер Ллойд по праву считается гуру английского садоводства 20 столетия. Несмотря на то, что он не сделал карьеры на телевидении как Перси Тровер (Percy Thrower) и Алан Титчмарш (Alan Titchmarsh), но благодаря книгам, которые являются практическим пособием садоводов и созданному своими руками саду Great Dixter в королевстве Сассекс, он завоевал всемирное признание и популярность. Именно Кристофер Ллойд подробно описал и исследовал сады Гертруды Джекилл, которые олицетворяют эпоху сельского сада с пышной растительностью и требующего постоянного ухода.

 

Кристофер Ллойд родился в поместье Great Dixter в 1921 году и был младшим из шести детей в семье. Его отец, Натаниел Ллойд (Nathaniel Lloyd) приобрел поместье в 1910 году и нанял дизайнера Эдвина Лаченса (Edwin Lutyens) для его восстановления. Лаченс спроектировал большую часть сада, а чуть позже к нему присоединилась Гертруда Джекилл. Натаниела Ллойда отличали глубокие познания в архитектуре. Он собственноручно создал один из уголков сада и высадил живые изгороди из тиса. Он также является автором книги “Садовое искусство в тисе и самшите”, которая вышла в Англии в 1923 году. Мать Кристофера тоже была страстным садоводом. Всю свою жизнь она прививала детям любовь к садоводству, ботанике, музыке и рукоделию.

 

После войны Кристофер Ллойд закончил Колледж Wye (графство Кент), Лондонский университет (по направлению “Декоративное садоводство”) и преподавал до 1954 года. Затем он перебрался в Great Dixter и заложил питомник клематисов и редких растений. С начала 50-х гг. поместье открыто для публичных посещений и экскурсий.

 

Ллойд вошел в историю и благодарю своим книгам. Первая – “Миксбордеры” - вышла в 1957 году, затем последовала “Клематисы”, а в 1965 году и в 1970 году увидела свет книга “Организованные сады” (The Well-Tempered Garden). Что так привлекает в его книгах читателей? Прежде всего, опыт создания устойчивых садов, лаконичность, остроумие, стремление делиться накопленным опытом и отстаивание своей точки зрения. Он всегда говорил и писал только то, о чем думал и что видел. Своей непоколебимостью он заражал каждого. Неуверенные в себе специалисты, наверняка, не желали бы встретиться с таким “суровым” критиком. 

 

В 1979 году Кристофер Ллойд удостоился высочайшей награды Королевского Общества садоводов - медали славы Королевы Виктории. Он долгое время был членом Комитета флористики, но это не мешало ему критиковать Общество в печати за массовые лишенные воображения работы. Но, несмотря на неоспоримые способности, этот признанный законодатель мод и высококлассный передовой садовник не был, что называется, ландшафтным дизайнером.  Сам про себя он говорил: ”Я не могу спроектировать сад. Я просто иду по нему и критикую”.

 

Кристофер не терпел лени и не приветствовал отсутствие яркой индивидуальности сада. Где бы он ни находился, в поместье или в поездке, его отношение к жизни было неистово стремительно. По свидетельству друзей, мама Кристофера была персоной грозной. Не зря ее прозвали “Администратор”. Она учила своих детей не лениться, и Ллойд всегда следовал этому правилу. Он вставал с рассветом, окна и шторы были всегда широко раскрыты. Он работал, писал, готовил без устали, пока не приходило время ложиться спать. Кристофер с легкостью мог написать целую статью до завтрака. Он не смотрел телевизор, но был страстным поклонником оперы, и его часто можно было видеть среди посетителей Глайндборнского оперного фестиваля.

 

Его еженедельная колонка в журнале “Сельская жизнь” (Country Life) под названием “Мой сад”, которую он вел, начиная с 1963 года, была первой колонкой, посвященной садоводству в этом журнале. Каждую неделю, вплоть до 1998 года, т.е. в течение тридцати пяти лет, он писал о своем саде. Он также долгие годы сотрудничал с журналами The Observer и The Guardian.

 

Кристофер Ллойд с восхищением брался за любую работу, также страстно он впитывал новое в садоводстве и ландшафтном дизайне наравне с признанными трендами. Он и сам был первооткрывателем, выпустив в свет свою книгу “Лиственные растения” (Foliage Plants), а в 1990-х гг., когда ему уже было глубоко за 70 лет, он ввел моду на растения субтропиков, которые он часто использовал в посадках у себя в поместье Great Dixter. Он экспериментировал, создавая пышно цветущие луга. Воссоздавал американские прерии задолго до того, как в этом направлении стали предприниматься серьезные шаги другие дизайнеры, а именно использовал немецкий и датский стили, когда большие площади засеваются многолетними растениями. Его книга “Луга”, вышедшая в 2004 году - лучший источник информации в данной области. Он любил смешивать старое и новое во всех сферах. Так, например, в старинных интерьерах поместья он часто использовал современную мебель.

 

На протяжении жизни Ллойд был окружен молодыми людьми и свежими идеями, и он необычайно трепетно относился к людям, которых отличала жажда познания. Он высоко ценил американцев за их неординарный взгляд на садоводство и ландшафтный дизайн. В возрасте 68 лет он черпал вдохновение и получал огромное удовольствие, находясь в мировом турне вместе со своим другом-садоводом Бет Шатто (Beth Chatto), выступая с лекциями в Канаде и Австралии. Открытым Университетом в 1996 году ему была присвоена почетная докторская степень.

 

Так как написание книг  занимало очень много времени, Ллойду нужен был профессиональный помощник -  садовник, с которым он мог бы развивать и поддерживать сад. Иногда ему везло с выбором, и сад вступал в фазу расцвета. В другие времена сад мог выглядеть запущенным в сравнении с безупречной красотой находящихся неподалеку садов Sissinghurst. Кристофер хорошо ладил с дизайнером Фергусом Гэрретом (Fergus Garrett), с которым они планировали сад до мельчайших деталей и путешествовали по английским садам и по всему миру в поисках вдохновения. Никогда сад не вдохновлял Ллойда так, как в течение последних 10 лет, когда он находился под наблюдением Гэрретта (на фото слева: Кристофер Ллойд и Фергус Гэррет). Ллойд всегда отказывался переписывать книги, потому что считал, что надо писать о том, чем он занят в настоящее время  и не оглядываться назад. Но иногда он всё-же переписывал книги в соавторстве с тем, кто разделял его интересы. Так было, например, с “Клематисами”, которые были дополнены новыми данными вместе с Томом Беннеттом (Tom Bennett) в 1989 году. Но Ллойд не любил, когда редакторы просили его развить тему, которую он, по его мнению, уже раскрыл полностью - так было с “Цветом” и “Листвой”. Хотя, все-таки, поддавшись на уговоры, в 2001 году он выпустил книгу “Цвет для смелых садовников”.

 

Будучи в преклонном возрасте он часто писал книги в соавторстве с другими: “Цветы из семени” вместе с Грэхемом Райсом (Graham Rice) в 1991 году, “Мой дорогой друг и садовник” (1988) - переписка с Бет Шатто (Beth Chatto)… Одной из его самых значимых книг, стала совместная работа с Фергусом Гэрретом “Посадки круглый год для успешных садовников” (2005). Книга описывала способ, который они использовали на протяжении года для поддержания декоративности сада, как бы наслаивая одни посадки над другими.

 

Кулинария была еще одной страстью Ллойда и после смерти матери каждые выходные он радовал гостей поместья изысканными яствами. Для него было привычным, встретив посетителей в саду, пригласить их на ланч, даже если у него уже гостили с дюжину постояльцев в выходные. Его книга “Кухня садовода” была опубликована в 1998 году.

 

Кристофер Ллойд заслужил репутацию человека острого на язык благодаря своим критическим высказываниям в печати. Он любил провоцировать. Он отлично понимал, что люди находят его откровенным, и предпочел бы быть скорее грубым, чем неинтересным собеседником.

 

Ллойда одинаково радовала возможность планировать до мелочей работы в саду в следующем сезоне и меню завтрашнего дня. За несколько лет до смерти он все еще отказывался обсуждать, что будет с садом, когда его не станет. Он хотел только одного, чтобы сад Great Dixter  превратился в место встречи садовников и специалистов по ландшафтному дизайну со всего света. Он верил, что уже сделал все, что от него требовалось, и тратил свою энергию и силы, живя настоящим.


 Юлия Полякова, Михаил Щеглов 

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Кристофер Ллойд:

Ссылки по теме


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.