• Версия для печати
  •               Просмотров 19087 Добавить в избраное

Gertrude Jekyll / Гертруда Джекилл

(1843–1932)


Gertrude Jekyll / Гертруда Джекилл

В 1848 году семейство Джекилл переехало в имение Брэмли Парк в графстве Суррей, и их пятилетняя дочка получила полную свободу в прекрасном и разнообразном парке имения. Такую свободу трудно представить в наши дни, когда виртуальный мир все больше вытесняет реальность из жизни детей. Для маленькой Гертруды Джекилл детство в Брэмли не только определило границы ее "малой родины", но и способствовало развитию художественной одаренности.

 

В 18 лет мисс Джекилл переехала в Лондон и стала серьезно заниматься живописью. "В юности я мечтала стать художником", - вспоминала она много лет спустя, с присущей ей скромностью. Она не только мечтала, но и стала художником: после встречи с Уильямом Моррисом, знаменитым пропагандистом Движения "Искусство и ремесла", она посвятила себя прикладным искусствам. Ее работы по дизайну интерьеров, вышиванию, чеканке, резьбе по дереву, ее живопись и серебряные изделия быстро принесли ей известность. В 20 с небольшим лет она уже была состоявшимся художником с именем, имела много заказов и зарабатывала достаточно, чтобы путешествовать по всей Европе, а особенно - Италии и Испании. Казалось бы, состоялась незаурядная карьера, и жизнь складывается удачно...

 

Однако в 1876 году произошел перелом - умер отец, и забота о матери легла на ее плечи. И в это же время 33-летняя художница впервые узнала от врачей, что ее близорукость прогрессирует и грозит полной потерей зрения. Врачи единодушно запретили ей любимые занятия - живопись и вышивание. Нужно было строить другую жизнь...

 

В 1878 году мисс Джекилл с матерью и младшим братом перебрались в любимое с детства графство Суррей. Они купили небольшой дом с участком, а вскоре Гертруда приобрела еще соседний пустующий участок, площадью около 5 гектаров. Здесь она и создала свой первый сад - Манстед Вуд (Munstead Wood). Над ним, постоянно экспериментируя, она работала всю жизнь.

 

Мисс Джекилл вспоминала, что участок располагался на склоне и почвы были очень плохие. В верхней части участка преобладала старая вырубка, в средней - посадки каштанов, в нижней - скудное песчаное поле. С годами на верхней вырубке самосевом возобновлялись деревья разных пород (как в природном лесу). Они становились основой для формирования групп, а при разрежевании каштановой рощи образовалась солнечная поляна. Но никакого правильного плана не было - мисс Джекилл следовала природе в ее развитии. Так она создала новый тип - "лесной сад", полный тенелюбивых растений.

 

Занятия садом сблизили ее с "удивительным обществом любителей", как говорила она сама, но главное - с Уильямом Робинсоном (William Robinson), издателем журнала "Сад". Она сотрудничала с журналом и, будучи опытным и разносторонним художником, стала получать заказы на проектирование садов. Работала она в основном прямо в натуре, делая лишь схематичные наброски посадочных планов, эскизы "для себя". Так мисс Джекилл изобрела новый вид художественного творчества — "живопись растениями".

 

Тем временем Манстед Вуд развивался, и в 1889 году встал вопрос о постройке дома. Ей рекомендовали 20-летнего архитектора Эдвина Лаченса (Edwin Lutyens); именно Манстед Вуд принес ему первую известность. Но главное - изучая сад и выбирая место для будущего дома, Джекилл и Лаченс выработали общую художественную концепцию — "дом для сада и сад для дома". Она легла в основу их сотрудничества на 20 лет вперед. За это время они создали десятки домов и садов - "дом Лаченса с садом Джекилл" стал символом английского образа жизни.

 

Нелегко выбрать лучшие из их многочисленных работ. Вот Марш Корт (Marsh Court)... Дом построен на склоне из местного белого известняка, а сложная система террас как бы "растворяет" его в ландшафте. Террасы - комнаты на открытом воздухе, пронизанные ароматом цветущих смешанных бордюров. Есть и обрамленная деревьями крокетная площадка, и длинный бассейн с лилиями и ступенями, спускающимися под воду, и "цепочка" миниатюрных водоемов с водными растениями; здесь граница сада, откуда раскрывается вид на всю речную долину. В Марш Корте с большим эффектом применены перголы - излюбленный прием Лаченса и Джекилл. Как правило, основу составляет контраст каменной стены или колонн с массивными деревянными балками — и это сочетание дополняется "живописью растениями". Колорит мастерски подбирала Джекилл: в Марш Корте яркая зелень с белым камнем, серебристо-зеленый фон, и, бело-розовые плетистые розы с грубой кладкой столбов в Хестеркомбе - еще одном шедевре прославленных мастеров.

 

Пергола в Хестеркомбе имеет в длину 72 метра, она окаймляет весь сад с южной стороны. Есть здесь и канал для водных растений, и розарий в голландском стиле. Но особенно важно сочетание смелого крупномасштабного плана Лаченса с необычайно тонким решением деталей мощения, "цветущих" подпорных стен и ступеней и, конечно, подбора ассортимента - это работа Джекилл. Недаром в наше время оригинальные посадки Джекилл восстановлены, и это выдающееся произведение обрело новую жизнь.

 

Лаченс и Джекилл нередко брались и за реконструкцию усадеб. В 1912 году владельцы старой усадьбы Фолли Фарм (Folly Farm) решили ее перестроить и обновить. Лаченс пристроил новый корпус, и вместе с Джекилл они распланировали несколько малых садов - "зеленых комнат". Как всегда, по главной оси был устроен канал, а на стыке старой и новой части - водоем с лилиями и "подводными" ступенями. Над водоемом - навес на массивных столбах, создающий на воде игру света и тени. За главным партером с юга расположился огражденный огород, которому мисс Джекилл всегда придавала большое значение. А с запада разместился нижний сад, где светлый водоем окружали розы и стриженая зелень.

 

Каждый новый объект был для Гертруды Джекилл экспериментальным полем, где она испытывала свои идеи, постепенно становясь теоретиком ландшафтного искусства. Она, например, создала совершенно новые типы смешанных бордюров, основанных на традиционных народных садах "при коттеджах", о которых писала: "В них есть простое и нежное очарование, которого напрасно ищешь в садах с большей претензией, и старинные садовые цветы словно знают, что здесь они выглядят лучше всего". Экспериментируя в своем "лесном саду", она развивала идеи Вильяма Робинсона о "размещении стойких экзотов там, где они сами о себе позаботятся". Отсюда ведет свое начало идея "дикого сада", столь актуальная и в наши дни.

 

Свои мысли о "живописи растениями" мисс Джекилл опробовала и в тех садах, которые создавала без Лаченса. Здесь отсутствовала мощная геометрия его планов, но пространственные рамки создавались ограждениями, рисунком стволов, контрастом закрытых и открытых пространств. Многие ее сады - это серии картин, "нанизанных" на маршрут прогулки, где постоянно возникают неожиданные эффекты: круглые лестницы, цветы в камне подпорной стенки, бассейн с причудливыми растениями, комбинации тенелюбивых растений...

 

Мисс Джекилл продолжала сотрудничать с журналом "Сад", а в 1899 году на некоторое время стала его главным редактором. Эта работа связала ее с Эдвардом Хадсон (Edward Hudson), который с 1897 года начал издавать новый журнал "Сельская жизнь", где она стала основным авторитетом по "порядку и красоте в лесу и в саду". Впоследствии книжное издательство Хадсона выпустило и книги Джекилл. Их было 8, и они стали классикой ландшафтного искусства. Названия говорят сами за себя: "Лес и сад" (1899), "Дом и сад" (1900), "Лилии для садов Англии" (1901), "Пристенные и водяные сады" (1901), "Розы для садов Англии" (1902), "Цветочное оформление дома" (1907), "Цвет в цветочном саду" (1908), "Дети и сады" (1908).

 

Еще она написала книгу "Старый Западный Суррей", отдав дань этой любимой части Англии, где прошло ее детство и где она построила Манстед Вуд. В 1904 году Лаченс создал для нее Миллмид — крошечный дом с крошечным садом, откуда был виден любимый парк ее детства - Брэмли Парк. Сад Миллмида имеет форму узкой полосы, примерно 30x130 метров, расположенной на склоне. Он разбит на террасы, и на каждой - что-нибудь особенное: солнечные часы, маленький розарий, развесистая старая груша, сохраненный колодец. Именно здесь мисс Джекилл показала, что красота сада не зависит от его размеров.

Дружба Джекилл и ее издателя Хадсона продолжалась всю ее жизнь. Еще в 1901 году она познакомила его с Лаченсом, и вместе они создали для Хадсона одно из лучших своих произведений - Сад Динери (Deanery Garden) в Беркшире.

 

Маленькая калитка в высокой кирпичной ограде ведет через широкий сводчатый переход к парадной двери. Из него в обе стороны открываются две арки: на замощенный дворик с фонтаном и маленький регулярный сад. Центральная ось перехода "пронзает" весь дом и выходит в сад, на широкую террасу и просторную полукруглую лестницу, к траве и цветам в старинном плодовом саду.

 

К западу от террасы, со стороны окна-эркера, спуск идет к павильону, затеняющему круглый бассейн. Нижняя поляна разделена ручейком с квадратным фонтаном и ирисами, а в конце ее - круглый бассейн с лилиями, от которого ступени ведут снова вверх, к видовой площадке. Динери считается непревзойденным образцом уравновешенной асимметрии. Можно также заметить, что набор приемов во многих садах повторяется, однако "привязка" их к месту всегда так оригинальна, что создает ощущение новизны.

 

Шли годы, известность мисс Джекилл росла, книги сделали ее классиком при жизни; однако силы оставляли ее и зрение неуклонно ухудшалось. После 1910 года она уже редко покидала Манстед Вуд, но ее теория "живописи растениями" продолжала развиваться. Уже в 1928 году, почти слепая, она разработала для нового дома Хадсона в Пламптон-Плейс (Plumpton Place) великолепный план посадок. Он был осуществлен, и в 1929 году она получила фотографию сада "от того, кому Вы оказали честь своей добротой и многолетней дружбой".

 

Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, дожив почти до 90 лет. След, оставленный ею в садово-парковом искусстве, был настолько значителен, что созданные ею сады сегодня восстанавливаются и реставрируются, её книги переиздаются, у неё учатся новые поколения дизайнеров, а её идеи до сих пор воплощаются в жизнь.

 


Материал для публикации предоставлен
журналом "Новый дом"

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовала Гертруда Джекилл:

  • Amport House, Hampshire

  • Ammerdown Park, Somerset

  • Ashby St Legers, Northamptonshire

  • Barrington Court, Somerset

  • Barton St Mary, Sussex

  • Castle Drogo, Devon

  • Chinthurst Hill, Surrey

  • Combe End, Gloucestershire

  • Compton Scorpion Farm, Warwickshire

  • Deanery Garden, Berkshire

  • Durmast House, Hampshire

  • Folly Farm, Berkshire

  • Glebe House, Connecticut (USA)

  • Goddards Garden, Surrey

  • Gravetye Manor, Sussex

  • Greywalls House, Lothian

  • Hatchlands Park, Surrey

  • Hazelnatch, Surrey

  • Hestercombe House, Somerset

  • Heywood Gardens, Laois (Ireland)

  • The Hoo, Sussex

  • King Edward VII Sanatorium, Sussex

  • Knebworth House, Hertfordshire

  • Lambay Castle, Eire

  • Le Bois des Moutiers, Varengeville-sur-Mer (France)

  • Lindisfarne Castle, Northumberland

  • The Manor House (Upton Grey), Hampshire

  • Marsh Court, Hampshire

  • Mells Park, Somerset

  • Millmead, Surrey

  • Munstead Wood, Surrey

  • Orchards, Surrey

  • Pasturewood House (now Beatrice Webb House), Surrey

  • The Patched Gloves, Sussex

  • Phillips Memorial Park, Surrey

  • Princess Helena College, Hertfordshire

  • Putteridge Park, Bedfordshire

  • Renishaw Hall, Derbyshire

  • The Salutation Garden, Kent 

  • Sissinghurst Castle Garden, Kent

  • Street House, Surrey

  • Sullingstead, Surrey

  • Tigbourne Court, Surrey

  • Tylney Hall Hotel, Hampshire

  • Vann Garden, Surrey

  • West Dean College, Sussex

  • Winkworth Farm, Surrey

  • Wisley RHS Garden, Surrey

  • Wittersham House, Kent

  • Woodhouse Copse, Surrey

  • Woodside, Buckinghamshire

  • Yalding Organic Gardens, Kent


       


Ссылки по теме

Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии