• Версия для печати
  •               Просмотров 8411 Добавить в избраное

Jacob Bigelow / Джейкоб Бигелоу

(1787 - 1879)


Jacob Bigelow / Джейкоб Бигелоу

В 1817-1820 гг. в США был опубликован трехтомник американского ботаника и доктора медицины Джейкоба Бигелоу (Jacob Bigelow) "Американская Медицинская Ботаника" (American Medical Botany). Этот значительный труд XIX столетия - важная веха не только в истории изучения и описания североамериканских лекарственных растений, но и в технологии цветной печати. Трехтомник стал первым американским изданием с качественными цветными иллюстрациями, выполненными по методу, изобретенному самим Бигелоу.

 

Джейкоб Бигелоу родился в Садсбери, штат Массачусетс, 27 февраля 1787, а умер незадолго до своего девяносто второго дня рождения, в январе 1879 года. После окончания Гарвардского колледжа в 1806 году, Бигелоу некоторое время работал в качестве преподавателя, а затем продолжил образование в медицинской школе при Университете Пенсильвании (University of Pennsylvania Medical School). Здесь Бигелоу увлекся ботаникой и познавал новую для себя науку под опекой Бенджамина Смита Бартона (Benjamin Smith Barton), известного знатока в области ботаники и профессора медицины. Для более глубокого понимания изучаемой темы, Бигелоу стал вести успешную практику в качестве консультанта по использованию растений в медицине. В 1814 он опубликовал первый выпуск своей книги "Флора Бостона" (Florula Bostoniensis), где описывались растения, произрастающие в окрестностях столицы и крупнейшего города штата Массачусетс. Расширенные и дополненные переиздания этой книги вышли в свет в 1822 и 1848 годах. Каждое переиздание охватывало всё более обширные районы Новой Англии.

 

В 1815 году Бигелоу стал профессором фармакологии в Гарвардской медицинской школе. В 1816 он был также назначен профессором по направлению Useful Arts – так в то время назывался предмет, который мы сегодня именуем технологиями. Само слово "технология" берет свое начало в семнадцатом веке, но именно Бигелоу приписывают возрождение этого термина - он был первым, кто популяризировал технологии и механику, как в своих лекциях, так и в своей новой книге с избранными лекциями, которая называлась "Элементы технологии" (Elements of Technology, 1829)

 

1 января 1820 года, на заре эпохи, в которой фармакология была отделена от медицины в отдельную академическую дисциплину, государственные медицинские общества США объединили усилие для издания "Американской Фармакопеи" (American Pharmacopeia) - сборника официальных документов (свод стандартов и положений), устанавливающих нормы качества лекарственного сырья. Среди пяти человек, занимающихся подготовкой работы к печати, был и Джейкоб Бигелоу. Первая национальная фармакопея Америки, "Фармакопее Соединенных Штатов Америки" (The Pharmacopeia of the United States of America), была опубликована в Бостоне в декабре 1820 года. Отмечая, однако, что фармакопея по своей природе является довольно ограниченной, Бигелоу опубликовал в 1822 году свои комментарии и дополнения к этой работе.

 

В теоретической медицине, имя Бигелоу более всего ассоциируется с его эссе для Массачусетского медицинского общества, которое он выпустил в 1835 году, где обсуждались вопросы необходимости применения кровопусканий, очищений, и других процедур для улучшения здоровья.

 

Венцом литературного творчества Бигелоу стала "Американская Медицинская Ботаника" (American Medical Botany). Первоначально книга была издана в шести частях, которые позднее были сгруппированы в три тома, датированные 1817, 1818, и 1820 годами. Каждый том описывает двадцать растений без учета их систематики. Текст сопровождается цветными изображениями, сделанными на основе живого растительного материала. В книге растения сгруппированы согласно времени цветения – от раннецветущих к позднецветущим. Бигелоу исследовал и описал свойства самых интересных с точки зрения медицины растений, обеспечив ценной информацией как врачей, так и их многочисленных пациентов.

 

Как писал сам автор, "Под названием Американская Медицинская Ботаника я хочу предложить публике серию цветных гравюр тех местных растений, которые обладают свойствами, заслуживающими внимания врачей. Издание также включает овощные культуры, полезные для рациона и использования в быту, а также ядовитые растения, которые должны быть известны каждому. При отборе я старался руководствоваться доказанными фактами полезности тех или иных растений, а не сомнительными свидетельствами. Много вредного было сделано в медицине, основанной на непроверенных данных горе-экспериментаторов и шарлатанов от науки".

 

Подход Бигелоу к отбору растений был консервативным и основывался или на его собственных наблюдениях об их полезных свойствах или на "правильных, квалифицированных мнениях по данному вопросу". В сопроводительном тексте Бигелоу дает ботанические описания, "более размытые, чем это необходимо профессиональным ботаникам", описание химического состава растений с целью включения их в фармацевтические препараты, медицинскую историю использования и положительные свидетельства применения этих растений в медицине.

 

Красочные иллюстрации имели уникальное качество, превосходящее общепринятое для книжных изображений того времени. Иллюстрации были выполнены медными пластинами посредством процесса, называемого акватинт. Это сразу бросается в глаза, т.к. контуры растений не выделены черным. Гравюры, публиковавшиеся в Америке в то время, печатались с черным контуром, а затем краска накладывалась с помощью цветных пластин вручную. Этот метод был использован для производства первых 100 экземпляров первого выпуска первого тома. Но скорость изготовления изображений не понравилось Бигелоу, так что он сам разработал метод, с помощью которого чернила могли использоваться непосредственно в печатной форме, т.е. без последующей ручной окраски, что значительно улучшало цветопередачу изображений и ускоряло процесс их производства. Хотя подобный метод использовался ранее в других странах мира, Бигелоу считается первым, кто ввел его в США. Современники автора хвалили красоту изображений, которые, по их утверждениям, больше напоминали не печатные гравюры, а настоящие произведения искусства. Таким образом, идеальное по качеству трехтомное издание уникально не только своим медико-ботаническим содержанием, - оно послужило прекрасным ориентиром для американских издательств, как первая американская книга с качественными цветными иллюстрациями.

 

Бигелоу искренне надеялся внести свой посильный вклад в американскую фармацевтику, способствовать появлению новых отечественных лекарств, которые могли бы заменить импортные. При этом он совмещал навыки художника, педагога, ботаника, врача-фармацевта, ученого, и технолога. Он хорошо знал растения, о которых писал. Он наблюдал за ними, собирал их, исследовал, нюхал, и даже пробовал каждую часть растения; делал из них отвары, настойки и мази, и, наконец, если находил это разумно оправданным, то использовал их в своей медицинской практике. Он сделал все иллюстрации собственноручно, внедрил в Америке технологические инновации в области цветной печати. Бигелоу внес научную новизну и придал новый интерес теме использования лекарственных растений. Все эти факторы в совокупности сделали "Американскую Медицинскую Ботанику" уникальным изданием в самом широком смысле этого понятия. В этой статье представлено несколько изображений из этой книги. Имена в скобках представляют общие или научные названия, используемые Бигелоу в качестве заголовков.

 


       


Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии