• Версия для печати
  •               Просмотров 12127 Добавить в избраное

Экскурс в историю ирландского садоводства


Экскурс в историю ирландского садоводства
19 мая 2014 года

Благодаря теплому течению Гольфстрим, климат в Ирландии более влажный и мягкий, чем в соседней Англии. Южные регионы острова отличаются невероятным разнообразием экзотических субтропических растений, которые не нуждаются в укрытии на зиму, несмотря на славящиеся своей мощью атлантические ветра. В садах и лесных массивах встречаются различные пальмы, магнолии, цитрусовые, древовидные папоротники, араукарии и секвойи, а уж привычные нам ели, сосны и дубы достигают здесь просто колоссальных размеров. Обильноцветущие рододендроны всех цветов и оттенков считаются в Ирландии чуть ли не сорными растениями, с которыми во многих садах нещадно борются с помощью бензопилы и топора.

 

Впрочем, это и понятно – большое количество великолепных ирландских садов на протяжении долгого времени были закрыты или просто заброшены, из-за чего превратились в настоящие непроходимые джунгли. Ситуация изменилась лишь во второй половине прошлого столетия, когда многие семьи, которым эти сады на протяжении веков принадлежали, начали активные работы по воссозданию и сохранению своего родового наследия. Толчком к этому послужила активная финансовая и информационная поддержка различных общественных организаций, в том числе Национального фонда или Департамента искусства Ирландии. В качестве наглядного результата такого плодотворного взаимодействия можно привести Национальный ботанический сад в Дублине, сады Mount Stewart, Killruddery, Derreen, Altamont и многие другие, созданные в различные исторические эпохи и пережившие на своем веку немало потрясений.

 

Садоводство в Ирландии имеет довольно давнюю и сложную историю. Первые упоминания о рукотворных посадках растений относятся к железному веку, когда населявшие ее территорию кельты составили своеобразный иерархический список деревьев и кустарников, которые, по их представлениям, олицетворяли вождей, простолюдинов и крестьян в зависимости от их полезности и силы роста. Так, например, наивысшим растением, рекомендуемым для использования, считался дуб, а такое полезное с современной точки зрения растение, как шиповник, в этот список не вошло вовсе.

 

Садоводство в привычном для нас понимании начало проникать в Ирландию из континентальной Европы с появлением здесь римских миссионеров-христиан - последователей Святого Патрика. Среди них был и Достопочтенный Беда (673-735), составитель одной из первых Историй Англии под названием «Церковная история народа англов». Беда писал: «Ирландия – более благоприятное место, чем Англия по широте с ее мягким и здоровым климатом… Нет необходимости заготавливать сено летом… Снег редко лежит дольше трех дней... Ни рептилии, ни змеи здесь существовать не могут... Молоко и мед... Всегда в достатке вино». Многие монахи-миссионеры, проходившие обучение на континенте, привозили из своих странствий семена и саженцы новых для Ирландии растений, которые затем культивировались в монастырских садах.

Одно из таких растений - вайда красильная (Isatis tinctoria) - использовалось для получения синего красителя, необходимого переписчикам книг Священного Писания. Монашеские поселения того времени были окружены оградами, под защитой которых выращивались и основные сельскохозяйственные культуры: горох, фасоль, лук-порей, пшеница, овес и ячмень.

 

С течением времени ирландские монастырские сады перестали выполнять одну лишь утилитарную функцию, здесь стало выращиваться больше декоративных растений, появились пруды, пасеки, голубятни. Поскольку любимым развлечением состоятельного духовенства в те времена была охота на дикого оленя, многие частные владения окружались оленьим парком - предшественником ирландского ландшафтного парка восемнадцатого века.

Кстати, самые ранние ботанические изображения в архитектуре Западной Европы, датирующиеся 1205 г., находятся именно на территории Ирландии. Контуры цветков различных растений высечены на каменных капителях колонн цистерцианского аббатства Коркомро в западной части острова.

 

Первая письменная работа по садоводству на английском языке 'Master Jon Gardener' появилась в Ирландии в четырнадцатом веке благодаря переписчику книг из графства Килдэр. В книге упоминаются лилии, розы, лаванды, ромашки, розмарин и многие травянистые ирландские растения. Но, несмотря на всё возрастающий интерес островитян к выращиванию декоративных растений, занятие садоводством получило здесь большое распространение лишь в середине шестнадцатого века. Как полагают историки, именно в этот период в Ирландию были завезены картофель, табак, душистый желтушник и многие другие культурные растения. Большую помощь в их распространении оказал фаворит королевы Елизаветы I, английский придворный Сэр Уолтер Рэли, который выращивал и размножал эти растения в собственном ирландском саду Миртл Гроув (Myrtle Grove).

 

К концу семнадцатого века в крупных частных владениях Ирландии уже повсеместно встречались экзотические деревья и кустарники, в том числе новомодные по тем временам сорта и пестролистные формы. В 1692 году сэр Артур Родон из Мойры (Северная Ирландия) сконструировал здесь первую в Европе теплицу и наполнил её тысячами тропических растений, которые присылал ему из Ямайки личный садовник. Кроме того, Родон разбил на фамильных землях удивительный сад с лабиринтом, каскадами прудов, каналами и великолепными древесно-кустарниковыми массивами. К сожалению, после его смерти сад быстро пришел в упадок, теплица была разрушена и большинство экзотов погибло, однако именно Родон вошел в историю страны как «Отец ирландского садоводства».

 

С конца XVII века размеры садов стали увеличиваться, чтобы обеспечить достойное окружение строящимся в то время в Ирландии пышным особнякам. Крупные частные поместья славились обширными полями, парками, лесами и декоративными строениями, до сих пор считающимися основным компонентом рукотворного ландшафта. На художественных полотнах, которые сохранились с тех далеких времен, видны величественные дома, окруженные парками с плотной и густой сетью переплетающихся маршрутов, каналы с лебедями и фонтанами, обзорные террасы и маленькие, скрытые в рощах скульптурные фигурки. Только с высоты птичьего полета можно было получить исчерпывающее представление о планировке каждого парка, и, соответственно, степени богатства владельца поместья и его приближенности к власти.

 

На садовый стиль значительное влияние оказывали и модные тенденции того времени. Например, когда королева Анна, в 1703 году, повелела убрать сложные и пышные цветники из своей загородной резиденции Хэмптон-Корт, эта участь сразу постигла и клумбы, разбитые перед множеством особняков в Ирландии. Красочные узоры из самшита, цветного гравия и цветочных растений уступили свое место незатейливым партерам и склонам со свежескошенной травой – прообразам современных газонов. По иронии судьбы, в тот момент, когда интерес к садоводству в Ирландии достиг небывалой высоты, цветы были «изгнаны» из большинства садов. Однако, оставались различные клубы цветоводов, члены которых встречались в дублинских тавернах один раз в месяц, соперничая между собой и разыгрывая призы, - например, за лучшую примулу, выращенную из семян.

 

Мода на формальные сады, получившая быстрое распространение по всей Ирландии, стремительно менялась - самшитовые изгороди и стриженые формы безжалостно ликвидировались, чтобы придать усадьбам черты естественной сельской местности. Фруктовые, овощные и цветочные сады, а также теплицы с подогревом, были перенесены с глаз долой в хозяйственные зоны, чтобы не мешать гармоничному восприятию естественной красоты ландшафта.

 

Большой вклад в развитие ирландского садоводства внесла талантливая англичанка Мэри Делани (Mary Delany, 1700-1788). Вместе с мужем – викарием Патриком Делани, а также большим другом семьи Джонатаном Свифтом (автором знаменитых «Путешествий Гулливера» и деканом собора Святого Патрика в Дублине), она часто наведывалась в Англию, где гостила у известного поэта Александра Поупа. Сад Поупа в Твикинеме – западном предместье Лондона - был выполнен в новой неформальной манере. Мэри прислушивалась к советам поэта, который призывал вернуться «к любезной простоте природы»: «Пусть природа никогда не будет забыта... Всегда обращайтесь к «Гению места» и «презирайте плохой вкус тех, кто любит вечнозеленые растения (особенно тисы) до такой степени, что уничтожает благородные лесные деревья, чтобы освободить место для таких маленьких украшений, как стоящие в ряд пирамиды темно-зеленого цвета, напоминающие похоронную процессию». После возвращения на родину, Делани активно пропагандировала идеи Поупа в Ирландии, демонстрируя в своих садах новые романтические веяния. И именно ей принадлежит заслуга в создании одного из величайших ирландских садов – Larchill, с оригинальным фортом в центре озера, храмом для эксцентричного владельца восемнадцатого века, обнесенным стеной садом со статуями и оригинальной витиеватой башней.

 

Примечательно, что своеобразными «проектами» для многих ирландских садов и парков восемнадцатого века послужили образы с картин таких живописцев прошлого, как Томас Робертс (Thomas Roberts), Клод Лоррен (Claude Lorrain), Сальваторе Роза (Salvatore Rosa) и некоторых других. Возвращаясь из модного по тем временам Большого Тура по Европе, художники привозили в своем багаже множество зарисовок, преимущественно итальянских частных садов, которые в дальнейшем использовались в качестве чертежей для создания садов в Ирландии.

 

Ирландские последователи знаменитого Ланселота Брауна (1715-1783) – культовой фигуры в истории британского садоводства - высаживали деревья по внешнему периметру сада, разбивали широкие газоны, создавали холмы, овраги, озера, извилистые дороги через парки. Все было спланировано так, чтобы обеспечить красивые виды на дом, окруженный искусственно созданным, но абсолютно естественным ландшафтом.

 

Лишь в середине XIX столетия, с началом царствования Виктории - королевы Великобритании и Ирландии - формальный стиль начал постепенно возвращаться в ирландское садоводство. В деревянных контейнерах, которые равномерно распределялись по территории сада, выращивались эффектные экзотические деревья, привезенные из Аргентины, Калифорнии, Мексики, Гималаев, Китая и Австралии. Новые ботанические сады в Белфасте, Дублине и Корке интродуцировали поступающие в страну растения, а затем делились ими с увлеченными садоводами. Многие лилии, орхидеи, рододендроны и кактусы, которые впоследствии распространились не только по всей Европе, но и по всему миру, были в свое время окультурены именно в Ирландии.

 

Одной из главных особенностей викторианского периода в истории ирландского садоводства были исключительно изящные, ажурные оранжереи. Многие из них были созданы в 1890-х гг. Ричардом Тернером на Хаммерсмитском чугунолитейном заводе в Дублине, в том числе роскошные оранжереи для ботанических садов в Кью, Белфасте и Дублине. Не столь масштабные, но не менее элегантные оранжереи этого знаменитого мастера до сих пор встречаются и в ряде деревень и исторических поместий Ирландии.

 

К началу ХХ века жесткие рамки викторианского стиля, в который были «загнаны» многие естественнорастущие деревья и кустарники, ослабли, во многом благодаря работам Уильяма Робинсона (1838-1935). В своей книге «Дикий сад» автор отстаивал точку зрения, что растения должны произвольно расти в саду, как если бы они находились в дикой природе. Эти идеи стали революционными в эпоху, когда повсеместно были приняты геометрические узоры, а в клумбы высаживались выращенные в теплицах летники. Будучи ирландцем по происхождению, Робинсон черпал свое вдохновение на обширных просторах родной земли. Он считал, что растениям нужно давать возможность дорасти до их истинного размера, и что местная флора обязательно должна иметь место в садах со всё увеличивающимся количеством экзотических видов, которые привозили в Ирландию многочисленные охотники за растениями. Робинсон писал, что если высаживать все растения вместе, то это будет напоминать естественную природу и создаст впечатление райского сада, для которого ландшафт Ирландии подходит лучшим образом.

 

Благодаря директору Дублинского ботанического сада, сэру Фредерику Муру, поток интересных выносливых видов стал приходить в Ирландию из Китая, а также отдаленных горных районов Тибета и Бирмы. Эти растения прекрасно себя чувствовали в ирландском климате, размножались, доращивались и распространялись в местных питомниках. Один из таких питомников - в Лиссделл - собрал внушительную коллекцию альпийских и азиатских растений, благодаря чему каменистые сады в Ирландии стали отличаться большим многообразием видов. Полковник Уолкер Хилл даже заложил в деревеньке Тулли японский сад, который сейчас считается одним из лучших в Европе.

 

Безусловно, интересующиеся историей садоводства читатели, знают о плодотворном союзе знаменитого английского садовника Гертруды Джекилл и талантливого архитектора Эдвина Лаченса. Великолепный и единственный пример их сотрудничества в Ирландии - Сады Хейвуд в графстве Лейиш. Полуразрушенные строения восемнадцатого века и гидротехнические сооружения в живописной долине, а также каменная капиталь, пергола, террасы с фонтаном и созданные Лаченсом маленькие овальные окна с видом на пейзаж, выглядят незабываемыми.

 

После Первой мировой войны Ирландия переживала довольно тяжелые времена, и значительная часть исторических садов пришла в упадок. Практически исчезли многие старые ирландские сорта, но сегодня садоводы пытаются их искать и вновь размножать в питомниках. Такая хрупкая часть наследия Ирландии не должна быть потеряна, как не должны быть забыты воспоминания о тех, кто здесь родился и работал, чьи сады, возможно, были разрушены, но их имена живут в названиях многих ирландских сортов растений. Интерес к садам сегодня велик как никогда и он вновь преодолевает все границы - социальные, политические и религиозные. По всей стране открываются новые частные сады, крупные садовые центры и питомники. Недавно в Ирландии начала действовать и особая Реставрационная программа по поддержке исторических садов, финансируемая Европейским фондом регионального развития. Согласно этой Программе, владельцам садов викторианской эпохи, а также более ранних исторических периодов предоставляются гранты на их восстановление в обмен на открытие этих садов для посещения.

 

Михаил Щеглов,

GARDENER.ru


       


Смотрите также

Функциональные арт-объекты: влияние уличной мебели на дизайн сада и городского сквера 19 мая 2017 года

Давайте вспомним, из чего состоит любой сад. Этот вопрос задают всем студентам, начинающим обучение ландшафтному дизайну. Естественно, посмотрев программу своего обучения, ... 


Комментарии