• Версия для печати
  •               Просмотров 4944 Добавить в избраное

Гений места и не только...


Гений места и не только...
09 марта 2016 года

Высокий поступок тот, в котором максимум жертвенности и минимум заинтересованности.

Как это можно запечатлеть, выразить не только словами и поступками?

На каком еще языке?

Никуда нам не деться от нашей антропоморфности; ее проявления создают настроение, являют характер.

Мы и Мир вокруг создаем по образу нашему и подобию, мы иначе не сможем его воспринять, да он нам и не нужен такой….чужой…. 

 

ЗДАНИЕ – РУИНА

Первое - всегда достойно внимания, как «незыблемое» творение, результат усилий многих людей: их мыслей, мечтаний, надежд и действий. Это твердь, монолит, который переживёт всех нас, станет прибежищем многих людей, вместилищем счастья, источником мыслей, чувств и созидательных действий во благо общества. Благородно!

 

Оно еще и являет собой объект красоты; прочно: что может быть прочнее и долговечнее камня. В то же время, оно может быть таким лёгким во внешней форме, таким изящным, пропорциональным, даже ажурным и хрупким на вид. Хочется любоваться. Сколько полезного, доброго и замечательного может быть с ним связано! Как это прекрасно!

 

Руина - след былой жизни. Свидетель свершений, надежд и разочарований, мудрых и необдуманных решений и действий.

Так порой непроста и неоднозначна жизнь общества. Сколько пользы, возможно, здание принесло обществу и людям, когда «оно» служило материальным основанием, на которое опиралось общество в поступках общественных деятелей на Божественные начала жизни! И вот…руина. Но какой гуманной могла быть ее кончина!

 

 

Буленгрин с использованием старого цоколя стоявшего ранее на этом месте дома

 

Возможно, оно в свое время спасло множество жизней при бомбежках или осаде из орудий; и, даже, полуразрушенным, оставленным всеми, оно не раз становилось кровом случайным странникам, ничего не требуя себе взамен, никакого участия: ухода, ремонта. Как оно было счастливо, если кто-нибудь из странников уходя поправлял покосившиеся двери, заброшенные окна или оставлял после себя заботливую чистоту, которой были бы рады следующие путники. Это ли не свидетельство преемственности Божественной любви к ближнему.

 

Даже сейчас, когда оно не способно уже дать случайный кров, оно стало почвой для поселившихся в ней растений и защитой их от жестокой непогоды. Какое  свидетельство жертвенности! Оно стоит, держится еще, как свидетельство и памятник всего лишь фрагмента  многотысячелетней истории человечества. Как рвётся душа в благородном порыве, переполненная благодарностью и восхищением к этому творению, в своей беззащитности являющем надежду в незыблемости, вечности  и воплощении вселенской любви! Какой масштаб, какая глубина! Как это возвышенно!

 

Глухая массивная стена частично спрятана за кронами деревьев, частично декорирована вьюнами,

образующими зеленое живое пятно с четким геометрическим контуром,

невозможным в живой природе, определяемым геометрией стены.

 

ГЕНИЙ МЕСТА

Гений места, что это?

Это понятие существует столетия. Оно постоянно звучит в различных контекстах.

Интуитивно ясно, что это красота, связанная с каким-то конкретным местом, расположенным  в данной  местности, созданная человеком или природой и обладающая своим неповторимым образом и характером.

Понятие выдержало время,  значит оно важно и необходимо. И как каждое емкое понятие многолико.

Один из ликов хочется здесь рассмотреть

Итак, в данном обжитом месте, естественно, уже есть постройки, руины, земля с имеющимся ландшафтом, с/х  угодьями, вода, горы, растительность. Все это возникло, создано, находится постоянно и это нельзя изменить, не разрушив. Они здесь уже существуют (используются или заброшены), неслучайно возникли, хотя могут выглядеть и хаотично разбросанными. Возникли исторически и в силу жизненной необходимости ; служили для каких-то целей в жизни людей, общества и сохранялись или изменялись ценой приложенных усилий. Долго существовали и созданы именно такими, т.к. были нужны именно здесь и именно тем  людям, которые в этом месте родились, жили и вели свой род в определенный исторический период. Являют образ человеческой культуры и истории  ее развития.

 

 

Нарисованная картина на глухой стене справа, дает перспективу замкнутому тесному пространству двора.

 

Но если стоит цель создать здесь что-то новое и как-то его использовать, например, усадьбу с садом, стоит ли разрушать все существующее на этой земле, стирать с лица земли историю и культуру. Модно? Но нужно отдавать себе отчет, что созданный новодел будет являть собой культуру настоящего времени, основанную на сегодняшних представлениях о ценностях жизни, последних достижениях прогресса и моды. Еще неизвестно, что из этого останется в жизни, будет завтра и послезавтра радовать и волновать. Когда еще оно превратится в ретро и историю и превратится ли - это еще вопрос. Это будет современная миниатюра, пусть эффектная, яркая, броская, со вкусом исполненная, поражающая воображение сегодня. И, если это случится, то, возможно, как отдельный кадр в киноленте человеческой истории и культуры.

А, ведь жизнь всегда дает выбор и ориентир дороги идущему. Умей только видеть,  размышлять и ценить.

 

Разрушить существующий ландшафт не удастся, не прибегая к чрезвычайным усилиям и затратам. Однако, можно использовать уже существующее на этой земле как фундамент для построения нового сюжета, облика. Воплощения новой идеи, которая сохранит «случайно» возникшее и чудом сохранившееся, но свяжет их воедино. Извлечет к очевидному прочтению те выразительные черты, присущие оставшимся объектам для любования и наслаждения. Существующее станет той средой, фоном, где вновь возведённое станет не только уместным, но и необходимым и неизбежным в процессе «культурных родов».

 

 

Пейзаж гармонизирован посадкой тростника, по габитусу схожего с голыми стволами сосен

 

Этот образ являет замечательный пример «сотрудничества» человека (его ума, души идуха)  и природы в историческом измерении; глубинной связи культур предков и их детей; составит незыблемость этнической культуры и станет логическим шагом ее развития, результатом рождения гениального образа, обладающего историей, культурной генетикой, определяемого этим конкретным местом.

 

В таком понимании, гений места – это приглашение и некая фора (данная природой и случаем), «тело» для зачатия  идеи и рождения гениального культурного явления. И это тело предоставлено каждому преобразователю, дело за малым….. Усилием, вкусом, талантом и бережным отношением к истории, как к предпосылке  настоящего момента жизни.

 

Что же получается?

Гений места – это взгляд, угол зрения на природный культурно-исторический ландшафт потенциального преобразователя, дерзнувшего поставить объединительную «точку» и продолжить развитие культурной стези этноса, а не скрытая культурно-историческая идея, недоступная поверхностному взгляду и доступная только гению…..

 А может и так…..

 

Ландшафтный дизайнер Александр Анинин

 

В материале использованы фотографии из книги «Tuinarchitecten en hun Creaties. Belgium». ISBN 90-74377-61-0


       


Смотрите также

Функциональные арт-объекты: влияние уличной мебели на дизайн сада и городского сквера 19 мая 2017 года

Давайте вспомним, из чего состоит любой сад. Этот вопрос задают всем студентам, начинающим обучение ландшафтному дизайну. Естественно, посмотрев программу своего обучения, ... 


Комментарии