Нью-Йоркская Хай-Лайн вдохновляет Лондон на организацию проекта аналогичного масштаба
Christopher Woodward / The Telegraph, Oct. 2012 / UK
16 октября 2012 года
Третий день в Нью-Йорке. Третий день на Хай-Лайн. Я не заходил в музей и не уходил дальше сортировочной станции Penn Station, - того самого места, где обрывается приподнятая на 10 метров над уровнем земли железная дорога. Построенная в 30-х гг. для перевозки грузов через город, линия была закрыта в 1980 году, но избежала уничтожения благодаря усилиям двух энтузиастов - Джоша Дэвида (Josh David) и Роба Хэммонда (Rob Hammond).
Трансформированная в парк надземная металлическая структура стала самым успешным городским зеленым проектом в мире с посещаемостью более 3 млн. посетителей в год.
Это необычный парк, где вы не можете устоять на месте, это бульвар, который ведет в никуда, пляж без песка, мостик в небо. Архитекторы компании 'Diller Scofidio + Renfrew’ и ландшафтный архитектор Джеймс Корнер (James Corner) охарактеризовали свое новое творение как выносливую индустриальную реликвию. "Наша работа заключалась в том, чтобы уберечь Хай-Лайн от влияния архитектуры", - заявил Рик Скофидио (Ric Scofidio), и его команда оставила структуру нетронутой, восстановив пути и видовые точки на невыразительные стены, скрытые аллеи и ржавые баки-резервуары для воды.
Мастерский прием заключался в идее пригласить Пита Удольфа (Piet Oudolf) для планирования посадок. В 8 утра Хай-Лайн была пустынна и малолюдна, не считая бегунов, птиц и угловатой, но подвижной фигуры датского садовника. Вскоре заброшенное место стало настоящим полем из диких цветов. Посадки Удольфа, которые он проводил в новом завезенном грунте - его представление о неспешной и избирательной дикой природе. Настроение меняется при переходе с одного участка на другой, от лесистого уголка к солнечной лужайке. "Мне хотелось посадить здесь 20 разных растений, чтобы блуждая, взгляд каждый раз останавливался на них", - говорит дизайнер. Полторы мили посадок - широкий холст, на котором отразился весь накопленный опыт Удольфа. Здесь он проводил наблюдения за ростом, видоизменениями растений и влиянием их друг на друга. Я понимаю, он выбирал растения, которые откликались бы на окружение и взаимодействовали с ним: ярко-красные, выносливые, которые крепко сидели бы в неглубоком грунте. Его почерк – отцветшие головки соцветий - еще нигде прежде не смотрелась так эффектно, отражая силу и энергию растений, а вовсе не их увядание. Октябрь - его любимый месяц на Хай-Лайн.
На прошлой неделе Пит Удольф и учредители проекта Хэммонд и Дэвид были в Лондоне на конференции в Музей сада (директором которого я являюсь), где при поддержке мэра Лондона и Ландшафтного Института проходил конкурс проектов, вдохновленный парком Хай-Лайн. Победителей объявили 8 октября 2012 г. Идея состояла не в том, чтобы скопировать увиденное и перенести его на новое место, а в том, как создать город в равновесии с природой и людьми.
Победители конкурса на "Лондонский Хай-Лайн"
Присланные проекты отражали идеи появления эстакад с решетками из диких цветов, улицами, которые станут плодовыми садами, погруженными реками. А ведь всего 10 лет назад Дэвид и Хаммонд были единственными, кто предлагал превратить заброшенную железную дорогу в настоящий сад, парящий в воздухе на высоте 3-х этажного здания.
Успех Хай Лайн послужил вызовом Лондону, особенно во времена, когда бюджеты на строительство парков были урезаны на 40%. "Некоторые видят парки как возможность спрятаться от суеты большого города", - говорит Хэммонд. "А феномен Хай-Лайн работает именно потому, что вам никуда не нужно уезжать из Нью-Йорка. Хай-Лайн - праздник для капризного, непостоянного, шумного современного города".
Для англичан парк или сад был исторически убежищем от окружающего мира. Лондонские сады XVIII века проектировались с целью сократить смог над городом. Посмотрите на Южный Йоркшир: с какой скоростью заброшенные угольные шахты исчезают под фермерскими угодьями и парками. Это наследие вызывает большие разногласия, но на угольноперерабатывающих и сталелитейных предприятиях Дуйсбурга в Германии Вы можете увидеть, как сохранить прошлое и сберечь его наследие для будущих поколений: газовые тенки (емкости) и плавильные печи стали бассейнами, детскими площадками и стенами для лазания.
Второй вопрос: ценим ли мы общественные пространства настолько, насколько они того требуют? Для датского дизайнера Удольфа высшее стремление заключается в создании красивых места. В Англии высшей точка успеха в работе садового дизайнера по-прежнему является проектирование загородного дома. Олимпийский Парк - практическое единственное вложение средств в общественное место на данный момент времени.
Мы избалованы, возможно, качеством частных садов – потому что есть традиции держать их открытыми для посещения. Но сможем ли мы на месте тысячи Эдемов когда-нибудь создать свой Хай-Лайн?