• Версия для печати
  •               Просмотров 7915 Добавить в избраное

Жизнь в гнездах - фантастика или реалии ближайшего будущего?

Penelope Green / The New York Times, July 2013 / USA


Жизнь в гнездах - фантастика или реалии ближайшего будущего?
13 июля 2013 года

На прошлой неделе я провел ночь в гнезде. Сотканное из ветвей эвкалипта, оно примостилось высоко на склоне утеса с видом на Тихоокеанское шоссе (Калифорния). Северный Ветер свистел через зазоры в ветвях, а туман охлаждал мое лицо и спальный мешок, но я мог видеть звезды через входное отверстие и слышать морских слонов, которые пели колыбельные в нескольких милях ниже.

 

Рукотворное гнездо было разработано и построено Джейсоном Фанном (Jayson Fann) для курортного кемпинга “Treebones”, где в основном преобладают юрты с фантастическими панорамными видами на окрестные ландшафты и океан. Ночь в гнезде стоит $ 110, и при этом оно никогда не пустует. Джейсон Фанн, сорокалетний художник, педагог и музыкант говорит, что гнездо невероятно популярно, особенно здесь любят бывать влюбленные парочки, которые потом присылают ему фотографии своих детей, появившихся в результате таких “гнездовий”. Дизайнер использует для создания своих необычных арт-объектов ветви поваленных ураганом деревьев.

 

Весной этого года, южноафриканский производитель гнезд Порки Хефер (Porky Hefer), который был ранее креативным директором крупной рекламной компании, продемонстрировал свои работы на дизайнерских ярмарках - Design Miami / Basel на Манхэттене и Днях дизайна в Дубае.

 

Чи Перлман (Chee Pearlman), консультант дизайн и куратор, отмечает, что человеческие гнезда "вероятно, чистейшая противоположность строениям из тяжелой стали и бетонным контурам домов, которые характерны для современных мегаполисов”. Но это не просто объекты ручной работы – именно ветви и другой природный материал, как противоположность стекла и стали, делают гнездо таким привлекательным. Это довольно сложные дизайнерские конструкции. Как и гнезда птиц, который вдохновили дизайнеров на их работы (например, птицы семейства Ткачиковые, в случае с Порки Хефером), эти человеческие коконы - старательно сконструированные из подручных материалов жилища. Дизайнерские блоги в сети Интернет пестрят заманчивыми примерами. Гнезда Фанна, например, столь же крепки, как бетонный бункер - эвкалипты, распространенные в Северной Калифорнии, это не только прекрасное, но крепкое как металл растение.

 

"Птицы - весьма оригинальные архитекторы" продолжает Чи Перлман, "они создавали фантастические, исключительные шедевры конструирования и параметрического проектирования задолго до того, как люди стали заниматься архитектурой. Они действительно лучшие инженеры, способные из простых подручных материалов создавать прочные и уютные дома. И всё это без визуализаций в CAD-программах, без которых современные студенты не способны что-либо сделать.

 

Далекие предки человека, конечно, рождались в гнездах, и мы раньше были довольно способны в их изготовлении. Крупные обезьяны, такие как шимпанзе и бонобо до сих пор плетут сложные и красивые жилища. Лучшая современная архитектура, такая как дома Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), весьма успешна, так как предлагает новые модели гнезд и их окружения, - это то, что британский географ Джей Апплтон (Jay Appleton) называет "зрелище и убежище" - уютные уголки и открывающимися оттуда красивыми панорамными видами.

 

В 2011 году трое взрослых мужчин, натуралист, орнитолог и инженер, построили гнездо колибри размером с человека в Зоопарке Линкольна в Чикаго, а затем провели в нем ночь – этот эксперимент был устроен в рамках телесериала "Живи как животное» (“Live Like an Animal”) популярного канала Nat Geo Wild. Один из этих друзей - инженер  Джеймс Купер (James Cooper) вспоминает, как они построили гнездо из тросов банджи и бобовых стеблей и набили его одеялами, пуховыми подушками и другими мягкими вещами. "Мы были похожи на трех глупых англичан, которые пытаются вести себя как колибри. Мы пили много нектара, который делает странные вещи с вашим настроением. Самое интересное – это пытаться жить в ветвях как птица, посреди зоопарка, полного других животных, и при этом чувствовать себя в самом защищенном и теплом месте. Поэтому, последнее, что бы нам хотелось, - это спуститься вниз”.

Однако гнездо не было достаточно большим для всех трех мужчин, сказал Купер, и он был “выселен” на ранней стадии эксперимента. Он провел остаток ночи на скамейке, пытаясь спать под звуки львиного рычания.

“Джанин Бениус (Janine Benyus), биолог и писатель, которая в прошлом году выиграла национальный приз в области дизайна (National Design Award) за свою работу над биомимикрией (практика развития жизнеспособных технологий, идеи которых люди заимствуют у природы), сказала, что она завидовала нашей ночевке в плетеном коконе: “Свет сквозь ветви.... 99,9 процента нашего времени на Земле, мы были охотниками и собирателями. Когда-то мы были связаны с деревьями и жили на деревьях. То, что вы испытывали, глядя вверх через ветви этого рукотворного фрактала, испытывали и древние люди тысячи лет назад. Биологи говорят, что люди настроены на видоизменение окружающих ландшафтов, чтобы иметь собственные фрактальные формы".

 

Госпожа Бениус описывает эксперимент Джудит Хиерваген (Judith Heerwagen), экологического и эволюционного психолога, которая много писала о био-дизайне после исследования визуальных характеристик в современных офисах. Работая над вопросами эволюции людей в условиях африканской саванны, доктор Хиерваген отпечатала фотографии данного региона (далекий виды с деревьями акации) и сделала их фотообоями в некоторых офисных кабинках. Вторая группа кабинок просто была декорирована в тех же красках, что фотографии, а третья группа кабинок осталась обычного серого цвета. Тесты на творческий подход, настроение и память, показали, что работники, окруженные “саванной” имели самые высокие показатели.

 

“Биология учит, что любая структура, которую мы создаем, это своего рода гнездо, и отель Hampton Inn, где я сейчас нахожусь – не исключение", продолжает Джудит Бениус. "Меня как биолога беспокоит, насколько хорошо та или иная структура адаптирована к жизни человека. В какой степени этот отель использует энергию, наполнен токсичными материалами, сколько он прослужит, и в этом смысле я вижу, что он не очень хорошо адаптирован. Но ваше гнездо, сделанное из местных и доступных для каждого из нас материалов, я нахожу невероятно привлекательным. В конце своей жизни, оно распадеться и полностью разложится в земле. Для меня это большая биологическая структура".

 

Художники-скульпторы в последнее время тоже увлеклись созданием гнезд. Не исключение и известный на весь мир создатель плетеных форм Патрик Догерти (Patrick Dougherty) - странствующий художник, чьи “клубки” из палок и веток построены в интерьерах и окружении различных культурных учреждений по всему мире. Динамичные и привлекательные, они сконструированы из местного растительного сырья (хотя Догерти предпочитает упругие ветви красного клена) и похожи на части огромного пустынного растения перекати-поле, выкатившегося на открытую равнину.

 

Многие другие современные художники также постоянно конструируют гнезда. В 2001 году Марина Абрамович прорыла тоннель в одном из испанских карьеров, чтобы сделать семь гнезд, увешанных веревочными лестницами, - посетители могли подняться по ним и сидеть внутри на корточках. В 2008 году Бенджамин Вердонк (Benjamin Verdonck), бельгийский художник, сделал гигантское гнездо из дерева, клея и пены и каким-то образом прикрепил его к внешней стороне 13-го этажа одного из небоскребов в Роттердаме. На представленном ниже видео можно заметить, как он взмахивает руками и чирикает будто птица.

 

 

В марте этого года, Гарет Винн Фитцпатрик (Gareth Wynne Fitzpatrick), английский художник, при помощи альпинистского снаряжения свил птичье гнездо на потолке галереи Mediamatic в Амстердаме. Конструкция, сделанная из ивы, так же сложна и крепка, как гнезда птиц ткачиков - настоящих архитекторов из мира природы. Гарет отметил, что он был не в состоянии сидеть в созданном им гнезде: "Рожденный ползать - летать не может". Главным преимуществом таких жилищ Фитцпатрик назвал недоступность их для змей.

 

Еще один интересный дизайнер - Виллем Хефер (Willem Hefer) - начал заниматься конструированием гнезд после того, как увидел соответствующий рекламный ролик. "Я искал новый образ, который был бы трехмерным и это для меня имело большое значение", сказал Хефер.

 

Он был сторонником быстровозводимого доступного жилья (которое было распространено в 1970-х гг.) с учетом особенностей построек коренного населения, а также поклонником знаменитого американского архитектора, изобретателя и дизайнера Бакминстера Фуллера (Buckminster Fuller), придумавшего геодезические сферы для проживания в них человека. Хефер разработал тростниковые гнезда, которые плели слепые люди, гнезда из пластиковых лент, переработанных шин и кожаных обрезков. Его резиновое гнездо было продано за $ 17 000 одному из пилотов гонок Формула-1, который увидел его на ярмарке Art Basel.

 

Хефер понял, что его гнезда пользуются настоящей популярностью, когда его первый дизайн был украден одним из европейских производителей уличной мебели, который стал делать эти гнезда пластиковыми. Хефер рассматривает подобный случай философски: "Сейчас существует категория человеческих гнезд и они уже не вызывают такого недоумения. Вы можете выбрать, какое из них подходит именно вам. Гнезда - это то, что вскоре будет модно покупать на Верхнем Ист-Сайде (фешенебельный район Нью-Йорка)…".

 

Родерик Вольгамотт Ромеро (Roderick Wolgamott Romero), сорокавосьмилетний художник и музыкант, конструирует гнезда с середины 1990-х годов, - свое первое гнездо в качестве арт-объекта он подвесил на 30-футовый клен в Олимпии, штат Вашингтон. В 2004 году, во время создания другого гнезда в Музее современного искусства в городе Такома, что находится недалеко от Олимпии, он провел ночь в своем первом гнезде на клене, но, по его словам, проснулся в середине ночи и выпал из гнезда на землю.

 

Несмотря на проблемы со спиной, Ромеро уже создал свыше 25 гнезд, в том числе коллективное гнездо в саду Ист-Виллидж и гнездо за $ 70,000 для сына биржевого дельца из Лос-Анджелеса, которое было построено из древесины, заготовленной в бразильских амбарах. В мае он построил гнездо из деревьев, поваленных ураганом Сэнди в Бруклинском ботаническом саду. Это достаточно грубый материал и обычно Ромеро использует более тонкие структуры - ветви поломанных стихией деревьев и корневую поросль. На извечный вопрос, что было раньше, курица или яйцо, дизайнер отвечает: "Раньше было гнездо"…

 

Что касается Джейсона Фанна, в гнезде которого мне пришлось ночевать, то его детство прошло на реке Платт, рядом с городом Омаха – он постоянно тащил в дом корни и ветви деревьев и запихивал их в свой шкаф. В 13 лет, вдохновленный книгой Джона Нейхарда "Говорит Черный Лось", он заинтересовался культурой американских индейцев, а затем к культурам других коренных народов. Волонтером он принимал участие в местных племенных церемониях и ритуальных танцах индейцев, помогая строить беседки, - эта деятельность подтолкнула его в результате к строительству гнезд.

 

Два десятилетия назад он переехал в Калифорнию, где стал координатором по искусству в Изаленском Институте. Первое гнездо Фанн сделал на международном фестивале музыки – это было потрясающее сплетение ветвей эвкалипта и оно было достаточно большим, чтобы выдержать вес 20 человек. С тех пор он создал 30 с лишним гнезд для клиентов с разным уровнем достатка.

 

Что касается моей ночи в гнезде, то Джейсон Фанн любезно предоставил два пушистых одеяла из овечьей шерсти и украсил жилище дюжиной ярких бромелий, в закутанных в мешковину горшках. Несмотря на завывания ветра, гнездо выглядело дружелюбно и удобно. Матика Уилбур (Matika Wilbur), фотограф и друг Фанна нырнул под одно из одеял, в то время как дизайнер продолжал обустраивать внешний вид гнезда при помощи бромелий.

 

Я волновался, что не смогу провести здесь целую ночь без посещения ванной комнаты. На самом деле, в 2:30 утра я обнаружил себя на краю гнезда, и отчаянно молился, чтобы из него не выпасть. Несмотря на эту своеобразную утреннюю встряску, я спал глубоко и спокойно.

 

Вернувшись в Нью-Йорк, я позвонил господину Догерти, который в то время находился в американском посольстве в Сербии, конструируя то, что он называл "большим нагромождением ветвей", привязанных к различным столбам, и спросил его, служило ли хоть раз какое-нибудь из его фантастических жилищ настоящим общежитием. Он припомнил бездомную женщину, которая нашла одно из его творений в университете Мичигана и провела в нем много ночей.

 

Другие, добавил он, использовали его работу в качестве любовного гнездышка. "Это естественно для такого рода вещей" заметил Догерти. "Это человеческий инстинкт и естественное желание иметь небольшое уютное местечко, где можно приятно провести время…".

 

Я был удивлен, что Догерти сам никогда не спал ни в одном из своих творений, на строительство каждого из которых у него уходило около трех недель. "Дело в том, что к тому времени, как я заканчиваю над ними работать", признается мастер, "Я очень сильно от них устаю…".

 



  • 'Гнездо' в Big Sur. Автор: Jayson Fann / Фото: Drew Kelly
  • Вид из 'гнезда'. Автор: Jayson Fann / Фото: Drew Kelly
  • Porky Hefer в одном из своих тростниковых 'гнезд' / Фото: Porky Hefer
  • 'Гнездо' в Port Jackson. Автор: Porky Hefer / Фото: Porky Hefer
  • Эксперименты Порки Хефера с формой 'гнезд' / Фото: Porky Hefer
  • Двойное 'гнездо'. Автор: Porky Hefer / Фото: Porky Hefer
  • 'Гнездо' для медитаций в Майами Автор и фото: Roderick Wolgamott Romero
  • 'Гнездо' в Dingwall. Автор: Patrick Dougherty / Фото:   Fin McCrea
  • 'Гнезда' в Guilford College. Автор: Patrick Dougherty / Фото: Maia Dery
  • 'Гнезда' в Bowdoin College Museum of Art, Brunswick. Автор: Patrick Dougherty / Фото: Maia Dery


       


Смотрите также

Основные ошибки при развитии ландшафтной компании. Канадский опыт 17 мая 2017 года

Начало и успешное продвижение нового бизнеса - это всегда вызов, особенно в нынешнее время. ... 


Комментарии