• Версия для печати
  •               Просмотров 8747 Добавить в избраное

Королю садового дизайна Джону Бруксу исполнилось 80 лет

Bunny Guinness / The Telegraph, 30 Oct., 2013 / UK


Королю садового дизайна Джону Бруксу исполнилось 80 лет
05 ноября 2013 года

На прошедшей неделе знаменитому британскому дизайнеру Джону Бруксу исполнилось 80 лет. 50 из них он занимается проектированием садов, преподает в собственной школе, выступает в телевизионных программах и читает лекции в самых разных уголках нашей планеты.

 

Слава пришла к Бруксу в 1969 году, когда в Англии была выпущена его первая книга "Комната в саду" (Room Outside), до сих пор считающаяся классикой садовой литературы. С каждой своей последующей работой и с каждой новой публикацией Джон всё больше заслуживал авторитет садоводов, как мастер по созданию исключительно эффектных, функциональных пространств. Как вспоминает сам дизайнер времена начала своей карьеры, "…люди привыкли вести светскую жизнь в своих загородных домах…", а примыкающие к домам пространства обычно представляли собой ухоженные газоны и пышные цветники с розами. Многие сады были похожи на результат работы стиральной машины, - все самые яркие и значимые детали располагались по периметру сада, а по центру находилось пустое пространство.

 

Джон изменил такой подход, показав, что садовый дизайн имеется намного больше общего с жизнью человека, чем с садоводством в его привычном понимании. Сады должны быть предназначены для использования, и их внутреннее наполнение ничуть не менее важно, как и расположение посадок по периметру. Всё должно работать в совокупности.

 

Джон отмечает, что в  первую очередь необходимо продумывать структуру сада, и лишь затем подбирать растения, которые помогут вам в осуществлении вашей цели.  Но это вовсе не значит, что растения являются вторичными, и не столь важными для создания гармоничного сада. Джон подчеркивает, что большинство людей, которые посещают его сады, обычно сначала обращают внимание именно на посадки и подбор растений, так как именно они являются наиболее яркими и привлекательными.

 

Любой, кто интересуется ландшафтным дизайном, попадая в сад Джона Брукса, может сразу сказать, что он был спланирован именно им. Пространства в таких садах контрастируют друг с другом, но работают вместе, гармонично сочетаются, выглядят интересно и привлекательно.

 

Когда Джон посещает нового клиента и оценивает его сад, он неизменно принимает во внимание то, что хочет клиент, будь то отдельная зона для приема пищи на лоне природы, экранирование от соседей или игровая площадка для детей. Интерьер дома для Джона  - также довольно показательная деталь, которая приводит его к определенным выводам о том, что необходимо сделать в саду. Может быть, есть группы хвойных деревьев, которые мешают осмотру сада из дома, или видовые точки, которые должны быть расчищены.

 

Стиль и планировка дома имеют сильное влияние на подход к дизайну сада. Посадки в неформальном современном стиле будет сложно связать с симметричным особняком времен королевы Анны: "Хороший дизайн, скорее, как хорошо сшитый костюм – каждый компонент должен быть идеальным", говорит Брукс. "Не важно, как много декоративных элементов вы добавите, - если основные правила не соблюдены, то ничем вы не сможете это исправить. Сад также должен отвечать целям заказчика и окружению, также, как вы никогда не наденете черный галстук, если облачены в спортивный костюм".

 

Процесс проектирования сложен для тех, кто имеет о нем мало представления. Сейчас, в 80, Джон находит этот процесс простым, быстрым и довольно увлекательным, а полученный при этом результат удовлетворяет и его и заказчика. Ему удалось поработать на множестве территорий, иметь дело с различными клиентами, принимать во внимание климат и бюджет заказчика, поэтому Джон разработал собственный набор стратегий и методов, которые позволяют ему создавать настоящие шедевры садового искусства.

 

Принципы, которые практикует Джон, он рекомендует использовать каждому, кто вступает в новый сад. На начальном этапе требуется доскональное изучение территории участка и имеющихся на нем строений. Если вы не можете пригласить геодезиста, вы должны собственноручно составить план участка в масштабе 1:100 (возможны варианты, в зависимости от места), который станет отправной точкой для дальнейшего планирования. Имея под рукой рулетку, вы можете добавить на план те элементы, которые хотите сохранить: деревья, входную зону, строения и т.п. Перепады высот могут быть измерены с помощью лазерных уровней-нивелиров, какие производят Screwfix и другие аналогичные компании.

 

Клиент должен составить список того, что конкретно он хочет. Для людей, которые до этого никогда не имели собственного сада, такая задача может оказаться непростой, однако сад – довольно пластичен и предоставляет огромные возможности для фантазии, трансформации во времени и пространстве.

 

Беседуя недавно с одним из новозеландских архитекторов, Брукс сказал, что он планировал дома с садами, где все, что вы могли бы сделать внутри дома, вы могли бы сделать и за его пределами. Он проектировал садовые спальни с кроватями, которые могли раздвигаться, обеспечивая место отдыха под открытым небом, с расположенным рядом камином и садовой кухней.

 

Климат в саду существенно отличается от привычного для нас, "домашнего", но мы всё больше стремимся расширять границы того, что можно достичь за пределами дома. Свежий воздух и более естественное, природное окружение, прекрасно тонизируют и корректируют нашу, всё более зависимую от современных технологий, жизнь.

 

Следующий шаг – нанесение на план того, что и где должно находиться. На этом этапе принимаются во внимание такие факторы, как ориентация сада по сторонам света и комбинация различных элементов планировки. Иногда используются картонные шаблоны, чтобы сделать этот процесс более рациональным и понятным. В процессе проектирования принимается решение о том, будет ли сад создан в классической, регулярной манере или же будут преобладать свободные, пейзажные формы. В итоге появляется проект, который учитывает все необходимые факторы. Когда Джон представляет его клиенту, он объясняет все тонкости планирования и почему каждый элемент задуман именно так, а не иначе.

 

Джон считает, что работа над каждым новым садом неизменно стимулирует и заставляет двигаться вперед. Сейчас он много времени проводит в России, Луизиане и других отдаленных местах, где создает свои новые шедевры, - хотя, и признает, что даже с его огромным опытом работы, часто оказывается в сложных ситуациях и чувствует себя не совсем комфортно.

 

Оглядываясь на свои проекты, которые Джон делал в начале своей карьеры, он признает, до сих пор гордится ими, хоть и считает, что они были совершенно другими. Проектируемые сегодня сады, как правило, более крупные и более дорогие. Но что особенно приятно, мы стали смотреть на них совсем по иному и проводить там больше времени.

 


       


Ссылки по теме

Смотрите также

Крис Бэйнс: О природных садах и садовых тенденциях 20 апреля 2017 года

В 1985 году Крис Бейнс (Chris Baines) воодушевил целое поколение садоводов радикально новой идеей - созданием диких, природных садов. Три десятилетия спустя его новаторская ... 


Комментарии