• Версия для печати
  •               Просмотров 11515 Добавить в избраное

Сад российско-японской дружбы

Парки в жизни современного человека играют все большую роль. С ростом населения и увеличения количества автомобилей парк становится практически единственным местом, где происходит снижение шумовой и визуальный нагрузки, общение с природой позволяет пользователю переключиться с активного бега на тихий шаг. В последнее время в разных городах России было построено несколько значимых парков, авторами которых чаще становились не российские специалисты. Однако наследие парков имеет российские корни.

 

Удивительная история произошла со мной недавно в городе Сочи. Совершенно случайно встретилась городская площадка с интересным названием - Сад российско-японской дружбы. Автором является дендролог-декоратор, ландшафтный дизайнер Сергей Венчагов. Чтобы понять значимость объекта и уникальность самой площадки хочется обратиться к семидесятым-восьмидесятым годам прошлого века, когда была дана установка на обновление парков главного города-курорта Сочи.

 

"Сергей Ильич окончил Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева. По распределению был направлен в Сочи в хозяйство 9-го отдела КГБ и в течение 20 лет занимался озеленением государственных дач, в том числе и "Бочарова ручья". В апреле 1960 года Венчагов совершает круиз "вокруг Европы" … с целью ознакомления с приемами декоративного оформления, которые впоследствии он использовал в своей практике.

 

Художественному переосмыслению подвергся весь растительный ассортимент, способный зимовать в Сочи. Он вынес в парки, скверы, на улицы города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками. Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит, галька и другие неожиданные материалы, а в композициях из цветов и растений новая жизнь начиналась у битой посуды и керамики. В теории и на практике талантливый мастер создал новое направление городского паркового дизайна… "зеленые фантазии" Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность.

 

С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов Союза и зарубежных стран. На базе сочинских работ С.И. Венчагова в апреле 1987 года прошла Всесоюзная конференция ландшафтных архитекторов, а в октябре 1988 года слет ведущих аранжировщиков России. Организатор и вдохновитель ежегодной выставки цветов "Золотая осень", многократный участник ВДНХ СССР С.И. Венчагов был награжден тремя золотыми (1974, 1980, 1985 годы) и двумя серебряными (1962, 1967 гг.) медалями, многочисленными аттестатами и дипломами. В том числе и за участие в Международной выставке в г. Эрфурте (Германия) и на Всемирной выставке "Экспо-90" в г. Осака (Япония), что подтверждает мировой уровень его работ по озеленению Сочи. Сергей Ильич создал уникальный "венчаговский" стиль, который впоследствии получил название "сочинского", и основал школу декораторов, научив своему мастерству десятки людей…", - отмечает Наталья Захарова, портал Архитектура Сочи.

 

 

Открытие сада состоялось в 1986 году. В 1988 году Ясуши Акаши вручил диплом ООН "Посланец мира" городу Сочи.

 

Сочинский стиль четко прослеживается в Саду российско-японской дружбы. Первое, что привлекает внимание - это уникальная работа с камнем – разнообразие фактур и методов укладки, сочетание материалов. Сергей Ильич в статье журнала "Цветоводство" отмечал о работе с материалом: "…Отбросив все фантазии, подошли к реальности: на складе есть цемент, а на санаторном пляже - песок и галька. Следовательно, возможность одна - облицевать стену галькой. Метод опоры на собственные силы, который с первого взгляда кому-то покажется примитивным, в дальнейшем оказался весьма плодотворным…". Всегда обращая внимание на то, какой местный материал есть под рукой, Сергей Ильич создавал органичную среду.

 

Сад разбит на несколько террас и тематических "комнат". Верхняя терраса у подножья домика, средняя терраса с бамбуковой рощей и нижняя терраса с "сухим ручьем". "Сухой ручей" - как один из ключевых мотивов парка - в Саду российско-японской дружбы выполнен с применением готовых наборных плит из гальки, они создают удивительный эффект движения воды. Ручей точно имитирует гравий, выровненный граблями, точно так же как в японских садах. Сухой ручей обтекает камни, корягу - естественный арт-объект, кустарник и утекает куда-то вдаль, а улица получает интересное содержание и даже проезжая мимо, взгляд останавливается на композиции. Через ручей проложены каменистые уступы дорожки, ведущие к водоему и в бамбуковую рощу. Удивительна не только работа с материалом, удивительна и смысловая составляющая, например, имитация хвоста дракона, выполненная особым типом кладки, имитация маленьких гор, имитация миниатюрных ландшафтов, раскинувшихся вокруг водоёма на террасах. Взгляд постоянно остается внутри и тебе уже никуда не хочется бежать, хочется рассматривать эти детали, хочется вникать в суть происходящего. В этом, наверное, есть главный замысел дизайнера - остановить бег сквозь парк и погрузиться в созерцание природы перед водоемом. Камни у водоема на верхней террасе подбирались друг под друга, создавая удивительный эффект - казалось бы они находятся в "дикой" природе, но при этом чувствуется рука человека, сочетание природного и человеческого создают гармонию.

 

 

Время берет свое, но, несмотря на это, все, что встречается в саду, заставляет тебя размышлять, привлекает взгляд, деталями хочется любоваться. Несколько дорожек ведут пользователя по направлению к домику, дают возможность прогуляться среди деревьев на основном ландшафте, направляют в бамбуковую рощу. На подъеме, у сухого ручья посетителей встречают крупные валуны, они как бы говорят – добро пожаловать. Фонарики, как яркий объект японского стиля, столь натуральны и органичны. Чувствуется во всем работа мастера. Ассортимент растений подбирался согласно традициям Японии. И в этом уникальность сада. Ни один объект не может быть случайным. Несмотря на небольшие размеры самого сада (около 60 соток) и несмотря на его нынешнее состояние (сад требует внимания), по нему постоянно гуляют посетители, под раскидистым кустарником сидят дети и фотографируются взрослые. Уникальность таких объектов состоит в том, что они не кричат, они не хотят ничего перекричать визуально, тихо рассказывают свою историю, помогая расслабиться и познакомиться с культурой. Несмотря на то, что это Сад российско-японской дружбы и японская тематика является ключевой, здесь не возникает диссонанса с окружающей средой. Многоэтажные дома окружили сад, но высокие деревья разгружают эту картину и передают правильное ощущение пространства.

 

Говорить об этом небольшом саде можно бесконечно, … но лучше его посетить.

Наследие Сергея Венчагова заключено во многих объектах города и сегодня команда специалистов историков и архитекторов, дизайнеров работают над тем, чтобы наследие было сохранено и включено в дизайн-код главного курортного города нашей страны.

 

Евгения Кузуб, ландшафтный архитектор

Наталья Захарова, архитектор

Интернет портал "Архитектура Сочи"


 

Проезд:

 

Россия, Краснодарский край, Сочи, сад российско-Японской Дружбы

 

Сад открыт для посещения круглосуточно. Вход свободный.

 




Смотрите также

Уголок "Фитофантазия"

"Фитофантазия" - укрытый от городской суеты сад в центре города - курорта Сочи. Несмотря на различные притязания на это место, сад сохранился, застройка вплотную ... 


Комментарии