GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Построенный на старинной железнодорожной эстакаде, Парк Хай-Лайн (High line) живет, как нечто большее, чем просто парк. Можно прогуляться по садам, полюбоваться произведениями искусства, посмотреть представление, отведать вкусную еду или пообщаться с друзьями и соседями - и все это, наслаждаясь уникальной панорамой Нью-Йорка. Хай-Лайн теперь представляет собой одну непрерывную зеленую дорогу длиной 1.65 км, на которой произрастает более 500 видов растений и деревьев. Парк обслуживается и управляется сообществом Друзья Хай-Лайн (Friends of the High Line) в партнерстве с Департаментом парков и отдыха города Нью-Йорк. Помимо общественных пространств и садов, Хай-Лайн является домом для разнообразных общественных программ, включая сообщество подростков (High Line Teens), а также служит экспозиционным пространством для произведений искусства, площадкой для представлений мирового уровня, бесплатных и открытых общественных мероприятий.

 

High Line Teens – это программа с возможностью оплачиваемого трудоустройства для местной молодежи (в возрасте от 15 до 19 лет), ориентированная на формирование навыков и развитие лидерских качеств посредством гражданского участия, искусства и культуры, инициатив в области экологического садоводства, государственных программ и стратегического партнерства.

 

Сейчас в это сложно поверить, но парк, а точнее, его основание – эстакада, когда-то предназначалось для сноса, а прежде имела исключительно утилитарные функции.

С середины 1800-х годов товарные поезда идут прямо по улицам, в непосредственной близости с пешеходами и автомобилями. Железнодорожные пути находятся под управлением «Центральной железной дороги Нью-Йорка», по ним доставляют продовольствие в нижний Манхэттен. Однако создаются опасные условия для пешеходов. Десятая авеню становится известна как «Авеню смерти». К 1910 году под поездами погибает более 540 человек. В 1920-е годы в ответ на рост числа смертей, управление нанимает специальных конников, которых впоследствии прозвали «Вестсайдские ковбои». Они были призваны защищать пешеходов: вплоть до своей последней поездки в 1941 году патрулируют 10-ю авеню, размахивая красными флагами, чтобы предупредить о приближающихся поездах.

 

В 1924 году впервые начинается проект благоустройства Вест-Сайда, когда городская транзитная комиссия распорядилась убрать рельсы с улиц и создать надземную железнодорожную ветку. Всего девять лет спустя, в 1933 году первый поезд движется по Хай-Лайн, которая тогда называется «Вестсайдской надземной линией». К 1934 году линия полностью готова к работе, по ней транспортируются сотни тонн мяса и молочных продуктов. Линии проходят прямо через некоторые здания, обеспечивая легкий доступ к таким фабрикам, как National Biscuit Company (также известная как Nabisco), где сейчас находится рынок Челси (Chelsea Market). Кстати, Челси Маркет, случайно или специально, стал прототипом нашего фудмола Депо на Лесной, очень похожи концепции этих пространств.

 

 

1960-80-е годы. Использование поездов сокращается из-за увеличения количества грузовых автомобилей. Самая южная часть Хай-Лайн, от улицы Спринг до Бэнк-стрит, сносится в 60-х годах. К 80-м годам движение прекращается вовсе. Вскоре следуют призывы к полному сносу эстакады.  А также возникают идеи использовать High Line для других целей. Житель Челси - Питер Облетц - основал некоммерческое сообщество - Фонд развития Железной дороги Вестсайда (West Side Rail Line), стремясь сохранить постройку и облик района. В том же году Конгресс принимает Закон о системе следования, позволяющий людям обходить сложные вопросы прав на землю, чтобы превратить старые железнодорожные пути в зоны отдыха. Однако у идеи сохранить Эстакаду есть как сторонники, так и противники, вплоть до 1999 года решение не принимается.

 

Десятилетия железнодорожная эстакада не используется, и многие люди называют Хай Лайн уродливым бельмом на глазу. Мэр города Джулиани подписал приказ о сносе эстакады, что было одним из его последних решений на посту. Но немногие из этих критиков видели то, что тайно захватило заброшенные железнодорожные пути: процветающий сад диких растений. Вдохновленные красотой этого скрытого ландшафта, Джошуа Дэвид и Роберт Хаммонд основали некоммерческую организацию Друзья Хай-Лайн (Friends of the High Line), чтобы выступить за его сохранение и повторное использование в качестве общественного пространства. Друзья Хай Лайн по сей день остается единственной группой, отвечающей за обслуживание и эксплуатацию парка, и финансируется такими же сторонниками. Почти 100% годового бюджета - это пожертвования, на эти деньги существует и развивается парк в наши дни.

 

Чтобы спровоцировать диалог о Хай-Лайн, в 2003, в то время, когда его превращение в парк еще не было обеспечено, Друзья Хай-Лайн провели «конкурс идей», получив 720 вариантов из более чем 36 стран, как можно использовать парк (включая идеи, которые не были ни реалистичными, ни практичными, например, американские горки или бассейн длиной в милю). В то время мало кто слышал о Хай Лайн; вместе с тем, соревнование способствовало повышению осведомленности и воодушевляло население города.

 

2004 - 2006 гг. При решительной поддержке тогдашнего мэра Блумберга и городского совета предлагается особая система зонирования: жители и управление района Западного Челси способствуют преобразованию Хай-Лайн в общественное пространство. Когда городской совет одобрил это зонирование, на первой полосе «Нью-Йорк Таймс» было написано: "Frog of a Railroad to Become Prince of a Park" – что дословно можно перевести, как “Лягушка Железной дороги станет Принцем Парка.  Ландшафтная компания James Corner Field Operations, дизайн-студия Diller Scofidio + Renfro и ландшафтный дизайнер Пит Удольф были выбраны как команда для реконструкции и преобразования Хай-Лайн Парка.

 

Через четыре года после того, как министерство железнодорожного транспорта передало строение в собственность городу Нью-Йорк, и через три года после начала строительства (в апреле 2006 г.) первая секция Хай-Лайн открылась для публики. Это территория от Гансвурт до 20-й улицы. High Line Art была основана в 2009 году и каждый год продолжает производить и демонстрировать произведения искусства на Хай-Лайн и вокруг него.

 

Поскольку второй участок (с 20-й по 30-я улицы) стал открыт для публики, комиссия по планированию города Нью-Йорк одобрила поправку к положению о зонировании, сделав возможным  к использованию третий сегмент на железнодорожных станциях. Участок эстакады (между 30-й и 34-й улицами, а также 10-й и 12-й авеню) открылся в 2014 году, включая временный переход.

 

 

Дизайн садов

Эстетика High Line отражает естественные циклы жизни и смерти и вызывает чувство пребывания в природной среде. Пита Удольф, создатель садов, говорит: «Больше всего меня вдохновляет природа. Я не хочу копировать ее, но хочу воссоздавать эмоции».

Эти пейзажи не возникают сами по себе. Хотя в парке происходит множество естественных процессов, сады тщательно спроектированы и о них постоянно заботятся. Формирование ландшафтного дизайна требует профессионального видения и понимания того, как насаждения будут развиваться с течением времени. Изменения в садах проводятся командой специалистов, которые много лет сотрудничают с Питом Удольфом.

Здесь создаются разные настроения и композиции в зависимости от времени года. Сотни видов растений напоминают ландшафты лесов и лугов. Птицы и насекомые населяют посадки и оживляют их. Настроение каждого сада меняется в течение года, передавая постоянно меняющуюся среду и тайну диких мест.

 

Строительство

Преобразование каждого участка Хай-Лайн из заброшенной железнодорожной линии в общественный ландшафт потребовало не только нескольких лет планирования, участия местного сообщества и проектных работ, но и более двух лет строительства каждого участка.

Работы начались с очистки эстакады - демонтировалось все, включая железнодорожные пути, гравийный балласт, почву и насаждения, мусор и тонкий слой бетона. Каждый участок рельсового пути был удален, но прежде помечен, обследован и сохранен – ​​позже многие рельсы и другие элементы были возвращены на свои первоначальные места и интегрированы в ландшафтный дизайн.

После демонтажа стальные конструкции прошли пескоструйную очистку, чтобы удалить исходную свинцовую краску. Для этих работ сооружались леса с тентом, ограждался отдельный участок (7.6 м) за раз. После завершения пескоструйной обработки стальные детали перекрашивали, чтобы они соответствовали первоначальному цвету конструкций. Наконец, был завершен бетонный ремонт и работы по гидроизоляции. Сама по себе конструкция Хай-Лайн очень прочная - она ​​была построена для перевозки двух полностью загруженных грузовых поездов, но ее перепрофилирование потребовало небольшого ремонта.

 

Ландшафтное искусство

На заключительном этапе строительства были устроены дорожки, точки доступа, насаждения и малые архитектурные формы (лавки, элементы освещения). Дорожки, созданные из сборных железобетонных плит или досок, были уложены на ряд опор, а элементы полива и электросети проложены в пустоте под ними. В некоторых местах, где были установлены лестницы, стальные балки были удалены, что позволило ступеням пройти через структуру самой эстакады и предоставить посетителям возможность увидеть массивные стальные балки, поддерживающие всю конструкцию. Кроме того, было смонтировано энергоэффективное светодиодное освещение, чтобы освещать аллеи парка в ночное время, не вступая в противоречие с городским освещением.

 

Разнообразие растений

Формируя ассортимент, создатели отдали предпочтение местным, засухоустойчивым и неприхотливым в обслуживании видам растений, сокращая трудозатраты на уход. Экосистема Хай-Лайн обеспечивает пищу и убежище для диких животных, а также местных насекомых-опылителей.  По возможности, посадочный материал закупается в радиусе 160 км. Большая часть растений Хай-Лайн - местные виды, и многие из них были выращены местными производителями, которые лучше приспособлены к успешному росту в данном климате, что снижает количество выпадов и затрат на замену. Всего в парке 16 отдельных зон посадок, а в их составе 110 000 растений.

 

 

Комплексная борьба с вредителями и уход

Команда по уходу High Line стремится избегать использования пестицидов и химических удобрений. Разработана комплексная программа по борьбе с вредителями и болезнями растений, которая начинается с обеспечения того, чтобы растения были хорошо адаптированы к местному климату. Именно это в первую очередь позволяет противостоять вредителям. При появлении признаков какого-либо вредителя или заболевания, применяются наиболее подходящие и консервативные меры - иногда даже вручную удаляют вредителей и зараженные растительные материалы. Поэтому отчасти не страдают и полезные насекомые - местные опылители. В Нью-Йорке обитает более 400 видов диких пчел, и важно сделать парк максимально привлекательным для этих крошечных посетителей. Совсем недавно здесь построены «пчелиные отели», чтобы дать приют местным пчелам. Также, осуществляя уход за садом, персонал оставляет на месте естественные укрытия, такие как опавшие растительные остатки, засохшие стебли и листья растений. А еще тщательно подбираются растения-эндемики, предпочтение отдается тем питомникам, которые также не используют пестициды в своей работе.

 

Система зеленой кровли High Line с капельным орошением спроектирована таким образом, чтобы грядки могли удерживать как можно больше воды. В сочетании с засухоустойчивостью многих местных растений, эти сады нуждаются в небольшом дополнительном поливе. Если всё-таки приходится поливать посадки, это делается вручную, уделяя внимание потребностям отдельных видов и погодным условиям в целом.

 

Компостирование

Все садовые отходы компостируются на месте, тем самым, уменьшается количество материала, попадающего в поток отходов, и устраняется необходимость в энергоемкой транспортировке в пункт переработки. Компостирование также позволяет направлять ценные питательные вещества обратно в садовую почву, что дало возможность полностью отказаться от коммерческих удобрений.

 

Экологическая устойчивость - основная ценность Хай-Лайн Парка, который по своей природе является зеленым сооружением. Он превращает часть городской промышленной среды в общественное пространство с уникальным эко-дизайном. Невозможно преувеличить значимость этого парка для города, его жителей, общественности в целом и отдельно взятых местных комьюнити. Каждый день команда стремится к поддержанию жизни и экологичности, с тем же уровнем заботы, который отражен в дизайне парка.

 

Михайлова Евгения, ландшафтный архитектор,

 член Московского Союза Архитекторов,

Московского Объединения Ландшафтных Архитекторов.

Личный сайт: evamix.ru

Специально для GARDENER.ru

 

Проезд:

 

New York, NY 10011, Соединенные Штаты
Сад открыт для посещения ежедневно.



  Официальный сайт >>>

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.