• Версия для печати
  •               Просмотров 5716 Добавить в избраное

Thomas Hayton Mawson / Томас Хейтон Моусон

(1861 – 1933)


Thomas Hayton Mawson / Томас Хейтон Моусон

Английский садовый дизайнер и проектировщик Томас Моусон (T.H. Mawson)  родился в Ланкастере в бедной рабочей семье. Юный Моусон был вынужден оставить школу в 12-летнем возрасте, чтобы начать зарабатывать на пропитание. Он работал в строительной компании у своего, увлеченного садоводством дяди, где выучился азам чертежного и ландшафтного искусства. Раннее увлечение Моусона садоводством определило выбор дальнейшей профессии.

 

После смерти отца, в 1877 г., семья переехала на жительство в Лондон. Здесь Моусон успел поработать в ландшафтной компании "Wills & Seger", прежде чем принял решение вернуться на северо-запад Англии, в Уиндермир, где вместе с двумя своими братьями основал питомник "Lakeland". Прежний накопленный опыт и трудолюбие помогли бизнесу быстро окрепнуть, и вскоре основным направлением для компании стала работа по планированию садов.

 

Из ранних работ Моусона почти полностью сохранился сад в Грэйтуэйт-Холл (Graythwaite Hall Gardens), где молодой дизайнер работал с 1889 по 1895 гг.. Сад находился всего в нескольких милях от его питомника - на западной стороне озера Уиндермир. Грэйтуэйт-Холл был удивительно амбициозным проектом, и, именно твердая уверенность в своих силах помогла в дальнейшем Моусону совершенствоваться в выбранной профессии. Позже он писал, что работа в Грэйтуэйт-Холл повлияла на его дальнейшую профессиональную карьеру и позволила определился с приоритетами в садовом дизайне.

 

Успех Моусона как садового дизайнера заключался в его способности найти общий язык с любым клиентом, а также чувствовать модные тенденции своего времени. Его стиль, в общем, сравним – хотя, если вдаваться в детали, значительно отличается от стиля Эдвина Лаченса (Edwin Lutyens) и Гертруды Джекилл (Gertrude Jekyll). Он также стремился совмещать в садах регулярный и пейзажный стили, но делал это в несколько другой манере. В дизайнерских работах Моусона заметен постепенный переход от формального стиля обустройства пространства вокруг дома (обычно в форме многоуровневых террас) к определенной степени пейзажности по периметру сада. Моусон был сторонником Движения "Искусство и Ремесла", что прослеживается в его садовых деталях, хотя, в работах можно встретить много его собственных элементов, таких как балюстрады или террасы с каменной кладкой.

 

Террасы, которые Моусон спроектировал вдоль южного и западного фасадов в Грэйтуэйт-Холл, требовали серьезных работ по изменению рельефа, но, бесспорно, улучшали общий вид объекта: ступени, спускающиеся к южному газону, бегут к стене из стриженого тиса у дальней границы владений. Лес, который изначально ограничивал сад, был прорежен, чтобы обеспечить красивый обзор. Были подсажены местные виды вечнозеленых деревьев. Появился ручей с каменным мостом, с каскадами и переходами. Скотные дворы, амбары и кузница были заменены на посадки деревьев и кустарников. На месте старых конюшен к востоку от дома Моусон заложил небольшой Датский сад. Тисовые изгороди с невысокими коваными воротами на противоположных сторонах скрывали нарядные цветники. Датский сад венчал яркую композицию – такая схема, с небольшими отклонениями, повторялась впоследствии во многих работах Моусона.

 

В 1900 году Моусон подарил первый экземпляр своей книги "Искусство и Мастерство в создании сада" своему клиенту в Грэйтуэйт-Холл, Колонелу Сэндису (Colonel Sandys). Иллюстрированная красочными планами и эскизами, книга сразу стала популярной и переиздавалась впоследствии 5 раз. Это дало Моусону возможность открыть офис в Лондоне. Вскоре произошла знаменательная встреча с Уильямом Хескет Левером (William Hesketh Lever), виконтом Леверхалма и легендарным меценатом, построившим модель деревни Порт Санлайт (Port Sunlight) для своих работников на полуострове Уиррал. Тремя годами позже Левер купил Поместье Торнтон Мэнор (Thornton Manor), в котором он и обосновался. Историк Дэвид Оттевилл так писал в своей книге о садах Эдвардианского периода: "В Моусоне Левер нашел соратника, который помог осуществить его мечты в ландшафтном дизайне. С его неутомимой энергией, ему посчастливилось повстречать Моусона, который отличался практичным подходом, скорее садовника, нежели архитектора, что полностью удовлетворяло Левера, и чего не могли предложить ему другие пользующиеся популярностью архитекторы".

 

Встреча состоялась в 1905 году, после того, как Моусон обратился к Леверу с просьбой оказать финансовую помощь для осуществления работ по строительству местной церкви. Левер откликнулся: "Теперь, когда Вы имели смелость просить меня о помощи, могу ли я, в свою очередь, просить Вас приехать и посоветовать мне, как улучшить сад в Торнтон Мэнор. На протяжении последних двух лет я искал встречи с Вами, но все мои друзья предупреждали, чтобы я не тратил попросту время, т.к. Вы не работали ни с кем рангом ниже Герцога, тогда как я всего лишь бедный ремесленник. Дайте мне знать, если вы сможете подъехать". Левер на тот момент уже накопил солидное портфолио, что стало основой для их совместной работы. Он объяснил Моусону, как представляет себе свой сад: "Я боюсь, что не хочу сад для отдыха, а больше для прогулок и любования. Я пытался укрыться в милых и уютных уголках, но отдыхаю я, лишь совершая пешие долгие прогулки по саду".

 

Он имел в виду тропинку, которая начиналась от дома, пересекала центр сада и спускалась в розовый сад. Моусон описал Торнтон Мэнор как не совсем классический, но внушительный по масштабам сад. Он создал круглую зону параллельно главной аллее с двумя перголами, увитыми розами и с тосканскими колоннами из бетона, и параллельную тропинку между сплетенных лаймовых и стриженых кустов остролиста. Здесь также появилась выразительная папоротниковая оранжерея у дома с ручейком, стремящимся из альпинария в зимний сад.

 

Моусон распланировал серию маршрутов, которые проходили вдоль стриженых зеленых изгородей, прорезали лес и продолжались вдоль озера.

 

Моусон работал в Торнтон Мэнор до 1914 года и одновременно занимался другими садами Левера в Ривингтоне (Roynton Cottage, позже Rivington Terraced Gardens) и в Болтоне (Lever Park). Хотя ни один из них не сохранился лучше, чем Торнтон Мэнор, они до сих пор свидетельствуют о размахе работ Моусона. Примером может служить Ройтон-Коттедж, сад, у границ которого начинается возвышение "Пик Ривингтон" - великолепное романтическое место с крутыми склонами. К тому моменту, когда Моусон закончил ландшафтные работы (петляющие тропинки, ступени, длинная арочная пергола, выложенная из камня, каменистые горки, архитектурные элементы и посадки с вересковыми), он писал с восхищением, что ни один сад, над которым он работал, не сравнится по красоте с Ройнтоном.

 

Сад Хилл (The Hill Garden), спланированный Моусоном для досуга, в полной мере демонстрирует изобретательность и профессионализм его создателя. Оставшийся при строительстве трубопроводной станции в Хэмпстеде грунт, дизайнер использовал при закладке террас, с которых к формальному пруду ведет двойной пролет извилистых ступеней. Сегодня, в открытой для посетителей части сада можно увидеть перголу, с колоннами в тосканском стиле, выложенными из портландского камня. Главная пергола разграничивала две стороны классического сада, но выше она продлена через мост над общественной пешеходной дорогой и дальше уходит в степь, поросшую вереском.

 

Благотворительная деятельность Левера способствовала осуществлению задумок Моусона в градостроительстве и общественных парках и помогла реализовать один из его наиболее масштабных проектов (Lever Park) в Болтоне. К концу 1920-х гг. Моусон был признанным лидером в своей профессии. В 1923 году он стал президентом Градостроительного Института, а спустя 6 лет возглавил Институт Ландшафтных Архитекторов. За несколько лет до кончины слабое здоровье вынудило его оставить пост, но, как писал Дэвид Оттевилл, это случилось уже в конце удивительно плодотворной карьеры: "Вклад Моусона был огромным, чему способствовала его деловая проницательность, сообразительность, профессионализм и опыт основания и управления питомником Lakeland. Успех работы в The Hill Garden зависел от высокого уровня технического исполнения. Он мог работать с разными стилями, многие его работы были монументальными, с планировкой боз-ар (фр. beaux-arts, буквально "изящные искусства"), т.е. в эклектическом стиле архитектуры, которым так восхищались его, увлеченные модой на эдвардианские сады, клиенты.

 

Иногда его работа выглядит довольно тяжелой и механической, лишенной красок и теплоты, которая свойственна типичным садам Лаченса и Джекилл. Тем не менее, Моусон на собственном примере доказал, что на профессиональном уровне можно с успехом совмещать мастерство садовника, ландшафтного архитектора и проектировщика. Проекты, реализованные за пределами Англии, принесли ему международное признание. В 1908 году Моусон выиграл конкурс на дизайн садов во Дворце Мира в Гааге (Peace Palace Gardens), чему способствовали его успешные работы в других странах (от Греции до Канады).

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Томас Хейтон Моусон: 

 

  • Brockhole Garden, Cumbria

  • Burton Manor, Cheshire

  • Cleeve How, Cumbria

  • Dyffryn Botanic Garden, Glamorgan

  • Graythwaite Hall, Cumbria

  • Hanley Park, Staffordshire

  • The Hill Garden, London

  • Holehird Gardens, Cumbria

  • Holker Hall, Cumbria

  • Kearsney Court Garden, Kent

  • Keen Ground, Cumbria

  • Langdale Chase, Cumbria

  • Little Onn Hall, Staffordshire

  • Madresfield Court, Worcestershire

  • Meadowlands, Cheshire

  • Moor Crag, Cumbria

  • Peace Palace Gardens, The Hague, (Netherlands)

  • Roynton Cottage, Lancashire

  • Rydal Hall, Cumbria

  • Stanley Park, Lancashire

  • Thornton Manor, Cheshire

  • Tirley Garth, Cheshire

  • Wightwick Manor, Staffordshire

  • Wood Hall, Cumbria




Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии