• Версия для печати
  •               Просмотров 14001 Добавить в избраное

Квасов Александр Федорович

(род. 1939)


Квасов Александр Федорович

Родился в 1939 году в Москве. Жил я в Лефортово и из окна были видны четыре высших учебных заведения, среди которых были МЭИ и училище им. Баумана. Но ни в одно из них я не пошел почему-то, хотя до них можно было дойти пешком, а в результате я шесть лет ездил до Площади Революции в Архитектурный. Родители мои не архитекторы. Отец хорошо рисовал, он был инженером. Не было никаких объективных причин, что бы я стал архитектором. В школьные годы рисовал, но школа была ни с художественным, ни с архитектурным уклоном. Пусть это останется загадкой... тайной, запретной темой. Думаю, что педагоги в архитектурном институте на меня никакого влияния не оказали. Было нечто другое - литература, веяние времени, мода, друзья, журналы. Ведь когда я учился, архитектурные журналы были для нас как кислород, они не были так распространены как сейчас. Особенно зарубежные, конечно, ценились, тогда сложнее было выехать за границу, но если удавалось, домой привозили разные журналы и книги - они были бесконечно ценными "сувенирами". Каждая книжка "оттуда" здесь превращалась сразу в докторскую диссертацию. Обучение проходило как в школе - вызывали к доске, спрашивали - никто нас своими идеями не направлял и, можно сказать, не учил. Потом, на шестом курсе, как практиканты к нам пришли Лежава, Садовский - на один семестр. Тогда была жесткая система преддипломной практики - не погуляешь. После окончания института была жесткая система распределения. Нас вызывали в кабинет Парткома, где сидел человек в штатском, смотрел на успеваемость. И я попал (и не жалею об этом) в закрытый институт, который обслуживал космос. Здание института находилось на Смоленской площади. Мне очень повезло. Когда я туда попал, нужно было спроектировать и построить новое здание института на этом же месте. Я сразу влился в рабочий коллектив, состоящий из двух архитекторов. Я эскизировал а-ля Мисс Ван де Роэ, тогда это было модно. Здание мы сделали на ножках, сейчас их застроили торговыми помещениями. Наш отдел занимался непосредственно застройкой территории Байконура, где располагались площадки для запусков, и там же мы строили жилые дома.

 

- А какие бы Вы выделили особенности космической архитектуры?

Если говорить о номенклатуре Байконура, то это:

1. Площадки для запуска ракет - по сути, это бетонированные конические ямы, но я видел в них греческие амфитеатры.

2. МИКи, где собирают ракеты, это огромные сооружения высотой как 15-20 этажные дома,  собственно тут работы  архитектора немного,  эти здания  подчиняются жестким технологиям, а нам оставались только детали - входы, бытовки и т. п.

В этой сфере я работал 3 года, большую часть времени я занимался зданием института на Смоленской площади: год на проектирование и год на строительство.

К тому же было много халтуры: памятник Ленину, генеральские дома в Ленинске - городе при Байконуре, конкурсы и прочее.

После трех лет работы я пошел в аспирантуру к профессору В.В. Бабурову. Это был спокойный, уравновешенный, с устоявшимся мировоззрением человек. Бабуров боготворил спокойный, соразмерный образ жизни англичан: "Булочная за углом", города-сады... Он скорее был дезурбанистом, чем урбанистом, и вот этим он на меня тогда повлиял. Новые города - это была очень популярная тема, ее износили до дыр. А Бабуров успокаивал, и в этом он был для меня учителем. Моя точка зрения: называть себя учителем – это наглость, а учеником - это тщеславие. Мне нравилось работать с Бабуровым, я с ним хорошо контактировал.

Тогда была еще мода проводить закрытые конкурсы - назывались конкретные учреждения, которые могли принимать участие у конкурсах, остальные не могли. И наш коллектив МАрхИ (В. В. Бабуров, Косицкий Я. В. и я) участвовали в них и никогда ниже второй премии не опускались.

На кафедре градостроительства было еще некое отделение, которое вела Залеская, вот она и ввела термин "Ландшафтная архитектура".

В аспирантуре я выбрал себе тему ПГС (нет, не Промышленно-гражданское строительство, хотя кто-то, наверно, так до сих пор и считает) - я расшифровывал это как Пространственные городские структуры.

 

- А кого Вы помните из своих однокурсников?

Ну, во-первых, тогда было не так как сейчас. Юношей было больше, чем девушек, сейчас-то совсем наоборот: много девочек и чуть-чуть мальчиков...

 

- Но тогда, наверно, военная кафедра была?

Это точно, была военная кафедра. Были еще какие-то льготы, функционировала во всю общага - пол группы были иногородние. С однокурсниками мы часто обменивались опытом. Например, у меня был друг лет на 8 старше меня, он очень помог в культуре чертежа, я поражался его умению. А в плане концептуальных мыслей - был у нас Кеслеров Володя. Мы с ним экспериментировали в подаче и спорили, у кого получится более "интереснее". Он однажды сделал подачу на фанере, сучок у него там был солнцем, это примерно то же, что делал Леонидов.

Но все-таки основное влияние на меня производили журналы, которые просто просачивались к нам. После аспирантуры я продолжал работать над конкурсными проектами. Работал с профессором Н. Н. Улласом. Это были серьезные мероприятия, нам давались задания на полгода, отправляли в командировки в различные города, мы собирали там материалы, у нас была своя макетная мастерская, делали макеты из дуба, ясеня. Это сейчас появился модуль: метр на метр, а раньше - какой объект, такой и подрамник. Обычно такие проекты отдавались Главному архитектору города. Может даже это и к счастью, что они не были воплощены. Ну, как можно спроектировать город? Я приверженец теории, что город - это живой организм, который не подвластен нашим желаниям - "хочу, чтобы он рос, хочу, чтобы не рос" - он сам это решает.

 

-  Вернемся еще чуть-чуть к институту. Скажите, а что, по-вашему, стало лучше в образовании, что хуже?

На мой взгляд, в период мой учебы, образование в институте было естественным продолжением средней школы: как в школе, так и здесь, были переклички, это я застал, когда начал преподавать. За опоздание на 5 минут вешали на доску позора. Можно такое себе представить сейчас?

Я не считаю, что чем сильнее дисциплина, тем лучше отдача; на мой взгляд, эти понятия абсолютно не связаны. Сейчас я считаю, что лекции вообще бесполезно читать. Тогда вес лекции был, конечно, колоссальный, все записывали, обменивались. Просто не было других источников, а сейчас и литература и Интернет; с другом поговорил, и то больше узнал. Это было другое время, другая атмосфера.

Обучение - это гимнастика мозгов, а не путь к истине. С моей точки зрения теория должна быть стройная, не истинная. Стройность нужна для понимания, а истина - она субъективна, она меняется в зависимости от времени. Нет такой теории, которую можно было бы назвать "абсолютно истинной".

Отношение к архитектуре вообще меняется безумно быстро. Еще недавно считали, что "лучше пятиэтажек панельных ничего в мире нет”, потом "война" с двускатной крышей, мол, "плоская крыша - синоним современной архитектуры". Так что, на мой взгляд, любая теория должна быть готовой уступить место другой, а не претендовать на вечную истинность.

Наше поколение архитекторов было "чистыми преподавателями" - ведь мы ничего не строили. Когда мы стали ездить заграницу, мы были шокированы, мы поражались, что педагог, профессор, смотрит на преподавание как на хобби, а дом строит, семью содержит, детей обучает за счет проектной деятельности. У такого профессора может быть, к примеру, трехэтажный дом. На первом этаже и в подвале мастерские, сидят ребята студенты, наемные рабочие. Он им днем преподает, а они вечером чертят столярку, и эта столярка - это его хлеб. Он с ней занял нишу на рынке. У нас же было не так: пришел, "попреподавал", ушел; у нас были библиотечные дни, когда мы готовили материал. Но сейчас мы уже подключились к этому строительному буму - проектируем и строим коттеджи.

Меня еще называют организатором первого центра экологического образования. Действительно, когда я преподавал, у меня были дипломы на экологические темы. Был такой диплом "Экологическая тропа Общага - МАрхИ" Вот если спросить сейчас у архитектора, что заставляет человека выехать на природу? Он там начнет говорить: рыбку половить, водку попить... А у биологов на этот вопрос 5 пунктов есть:

1.   для трофея

2.   перемена места

3.   непосредственный контакт с природой: рубка леса, сбор грибов

4.   наблюдение или контакт с явлениями природы - наблюдение заката, восхода

5.   Трофей - это фотослайд, убитый зверь или впечатление, например.

Еще была такая тема: "Воплощение в архитектуре 12-ти православных праздников". Как, например, сделать в архитектуре "Благовещенье", не скатываясь там в тему сакрализации? Или вот как может выглядеть панельный парк? Еще вот интересна такая тема - "Московские термы". Термы - это же не только бани. Вот так за мою жизнь я вел дипломов 200.

Сейчас я на кафедре ландшафтной архитектуры. И там есть у нас такое задание: придумать, например, беседку в пяти ипостасях: 4 стихии (вода, воздух, земля, дендро) и символ. Ну, со стихиями понятно, а вот придумать символ беседки или фонтана - это уже сложнее. Скажем, для иллюстрации возьмем символ столба. Что такое символ столба? Мысли о том, что это что-то стоящее сразу отметаются, так как это уже и будет столб, а вот символ не должен содержать столба. Вот, например, символ гриппа – чихание или кашель. Вот такая гимнастика мозгов.

Ко всему прочему это еще должна быть вещь, которую хочется поставить на участке. Например, как можно решить эту проблему: символ столба - это тень от столба в виде мощения дорожки, то есть так наш символ еще и функцию приобретает. А сам столб можно еще и в виде анти-столба - ямку сделать и "водоемчик" там залить. И по правилам тени сделать дорожку расширяющуюся, а ее мощение более темным к основанию.

Я утверждаю, что город не антипод природы, а ее интерпретатор.

 

- Ваше определение "Ландшафтной архитектуры"

Профессия "Архитектор" едина и неделима. Ее нельзя разбить на профессии, например, ландшафтный архитектор, архитектор-дизайнер, и т.д. Безусловно, архитектура - это творчество, а значит, сфера индивидуальная и субъективная. Поэтому Ландшафтная архитектура не является самостоятельной профессией, а скорее относится к разряду личных пристрастий, к таким понятиям, как творческий почерк, кредо, стиль, направление и т. д. Одним словом, ландшафтный архитектор - это не профессия, а метод. "Неландшафтных" архитекторов не существует, а архитектура как специальность не предполагает никаких прилагательных, кроме двух - "хорошая" и "плохая".

 


 

Список проектных работ, выполненных архитектором А.Ф. Квасовым

1964 Монтажно-испытательный корпус

1964 Техническое задание

1965 Комплексное задание

1966 Техническое здание узла связи

1967 Техническое сооружение

1966-69 Здание проектного института г. Москва, Смоленский бул.19, соавтор Н.Г. Асатур

1967 Памятник В.И.Ленина в г. Ленинске, член авторского коллектива

1968 Конкурсный проект центра г.Харькова, руководитель В.В. Баоуров (первая премия)

1969 Конкурсный проект центра г.Риги, (вторая премия)

1970 Конкурсный проект центра г.Душанбе, (вторая премия)

1970 Международный конкурс на застройку южного района г. Вены

1972 Конкурсный проект реконструкции центральной зоны г. Калининграда (поощрительная премия)

1973 Конкурсный проект реконструкции центральной части г.Томска, (поощрительная премия)

1973 Конкурсный проект реконструкции центра г.Костромы, соавтор О.Г. Максимов

1974 Конкурсный проект реконструкции центральной части г.Сумы, руководитель В.В. Баоуров, (вторая премия)

1975 Конкурсный проект реконструкции центра г.Астрахани, руководит. В.В. Бабуров

1975 Проект планировки и застрой ки центральной части г.Фрунзе, член авторского коллектива руководит. Н.Н. Уллас

1977 Архитектурно-планировочные принципы организации пред-и внутризаводских территорий (НИИ РТА)

1976 Проект реконструкции поселка Дубровицы Московской области, (диплом Ш степени Главмособл. АПУ)

1977 Конкурсный проект планировки и застройки Центрального поселка совхоза Вологодской области

1981 Международный конкурс Болгария. Экоцентр

1981 Конкурсный проект реконструкции центра Баку

1987 Проект реконструкции предзаводской территории завода Калибр

1987 Проект парка "Сетунь"

1987 Конкурсный проект "Второй дом горожанина"

1988 Конкурсный проект "Памятник Победы"

1988 Проект реконструкции объектов завода РИЗ г. Раменское

1991 Конкурсный проект реконструкции усадьбы "Коняшино" г.Гжель, (первая премия)

1996 Реконструкция жилого района 15-A в Москве, член авторского коллектива.

1994 Видеофильм "Концепция ландшафтной архитектуры", диплом фестиваля Зодчество.

1995 Конкурсный проект реконструкции Боровицкой площади.

1997 Проект реконструкции жилого двора в Замоскворечье

1997 Проект кафе "Табакерка"

1998 Проект "Парка Народной памяти" Петровские редуты в Измайлово.

1999 Проект парка "Отрадное" в Москве

1999 Конкурсный проект озеленения Кутузовского проспекта (третья премия).

 


 

Список научных трудов, выполненных архитектором А.Ф. Квасовым

1971 "Формирование промышленно-селитебного комплекса в условиях крупного города", в соавторстве с Гагиным, Максимовым и Черкасовым 

1971 "Трёхмерность, двухмасштабность и единство восприятия пространственной городской среды".

1972 Кандидатская диссертация "Пространственные городские структуры"

1973 "Влияние развития автомобилизации на структуру крупного города", в соавторстве с Л. Агалаковым

1974 "Пространственно-планировочная эволюция улицы как структуры элемента города"

1975 "Градостроительство как часть общей теории взаимодействия природ и общества"

1976-79 Учебно-методическое пособие "Посёлок городского типа".

1977 "Методика проведения предпроектных клаузур на четвёртом курсе факультета Градостроительства МАРХИ".

1979 "Проблемы сохранения и развития индивидуального облика исторических городов". В соавторстве с аспирантом Батыркаевым О.

1979 "Классификация и типология пешеходных путей и свободных пространств по функциональным и арх-планировочным

признакам". В соавторстве с аспирантом Френдорфером К.

1979 "Научно-Экспериментальный подход к проектированию центров исторических городов в процессе подготовки архитекторов".  Сборник "Город и его центр" ЦНИИП градо"

1979 Особенности развития исторических городов Подмосковья (опыт творческого сотрудничества). В соавторстве с Л.Р. Вавакиными Л. Соколовым

1977-1980 Система расселения для перспективного периода. (ПНР ВПИ - МАРХИ). Научный руководитель Н.Н. Уллас.

1980 "Историческая роль малых городов как среды обитания   человека"

1980 "К вопросу взаимодействия архитектурных сооружений и ландшафта". В соавторстве с Л. Журавкиной, А. Мещеряковым.

1980  "Методологические принципы исследования художественного образа города"                  

1980 "Логико-Семантический анализ понятия "индивидуальный об лик города"                                             

1980 "Моделирование системы "человек-природа" в крупном   городе".

1984 "Экологическая трасса в Москве" (статья в журнале "Архитектуре СССР")

1985 "Народное культурное наследие и сельское расселение  и архитектура на землях древнего орошения". В соавторстве с А.Юсуповым

1988 "К проблеме экологизации архитектурного проектирования". В соавторстве с Толкачёвым.

1988 "Экологическая архитектура". Учебное пособие

1997 "Методы биолокации и архитектурное творчество" (статья в журнале "Архитектурный вестник")

1997  "Биолокация в архитектуре" (статья в журнале "Проект")

1997  "Ландшафтная архитектура - специальность или метод" (статья в журнале "АСД")

1998  "Панельный парк в Москве" (статья в журнале "Ландшафтный дизайн")

1999 "Экологическая ниша" архитектуры" (статья в журнале "АСД")

2001 "Методика борьбы со скукой" (статья в приложении к журналу "Сад своими руками")

2001 "Величие малых форм"

2003 "Профессия - архитектор" (статья в журнале "Ландшафтная архитектура. Дизайн")

2003 "Создание сада или по следам российских грабарей" (статья в журнале "Ландшафтный дизайн")

 

К настоящему времени А.Ф. Квасов подготовил свыше 150 дипломников и 10 аспирантов.

Принимал участие в конгрессах МСА в Барселоне, в Пекине.

Награжден Почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального профессионального образования.

Медаль 850-летия Москвы.

Почетный профессор Сианьского университета (Китай).

В данный момент Квасов Александр Федорович является заведующим кафедрой "Ландшафтной архитектуры МАРХИ, зам. директора "Школы ландшафтного дизайна", заслуженный архитектор России, канд. Архитектуры, профессор.

Общая редакция:

А. Коровянский




Смотрите также

Агальцова Валентина Александровна

Валентина Александровна многие годы посвятила изучению и реставрации мемориальных садово-парковых комплексов... Высочайшего класса профессионализм сочетался в ней с тонким ... 


Комментарии