GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1606 – 1687)


Edmund Waller / Эдмунд Уоллер

Эдмунд Уоллер и его поместье Холл-Борн (Hall Barn) – важная часть садовой истории Англии: интригующая и загадочная личность и сад редчайшей исторической ценности, один из самых ранних, сохранившихся до наших дней примеров формального симметрично организованного ландшафта, в котором тонкой линией прослеживается великолепие и пышность французского Версаля. Уоллер известен в Англии и далеко за ее пределами как поэт и политический деятель, но его таланты были многочисленны, и вся его творческая карьера прошла под знаком следования теории оппортунизма.

 

Эдмунд Уоллер родился в 1606 году в Колсхилле. Его отец, Роберт Уоллер, принадлежал к знатному роду, владеющему историческим поместьем Грумбридж Плейс (Groombridge Place) в графстве Кент. После его смерти в 1616 году, мать Уоллера, Энн Хэмпден, отправила сына на учебу в Королевский британский колледж в Итоне (Беркшир), а затем в Кембриджский университет. Последующая его жизнь в основном была связана с политикой, - когда ему было 16 лет, он уже заседал в Парламенте Короля Джеймса I.

 

Его побег с Анной Бэнкс (Anne Banks), дочерью одного из богатейших людей Лондона, взбудоражил общественность. Они поженились спустя год. Анна не отличалась крепким здоровьем и в 1634 году умерла, родив Уоллеру наследника и оставив его богатым и юным вдовцом. В последующие годы музой Уоллера была Леди Дороти Сидней (Dorothy Sydney), но она отвергла его страсть и вышла замуж за Генри Спенсера (Графа Сандерленда), а Уоллер женился на более сдержанной и благопристойной особе Мэри Бресси (Mary Bressy). Что касается его политики, то она была одновременно откровенной и двусмысленной: то он поддерживал Парламент, то вставал на сторону Короля Чарльза. С разгаром гражданской войны его позиция пошатнулась, и в 1644 году он был арестован. Уоллеру надлежало выехать из страны и заплатить штраф в размере 10 тыс. фунтов.

 

Годом позже в нескольких английских изданиях впервые были опубликованы стихи Уоллера, но, согласно приговору, он вынужден был эмигрировать на Континент, где много путешествовал по Швейцарии и Италии в компании писателя и садовника Джона Эвелина (John Evelyn). Почти 7 лет он прожил во Франции, где заинтересовался новым для себя направлением - садоводством. В 1651 году Британская Палата Общин разрешила Уоллеру вернуться на Родину в свой дом в Биконсфилде, где он впоследствии и проживал. Спустя 10 лет он был избран членом Палаты, поддерживая и восхваляя действующее в Британии правительство.

 

После смерти в 1677 году второй жены, Уоллер стал меньше интересоваться политикой, занимаясь в основном написанием стихотворений и поэм. Незадолго до смерти в 1687 году, он построил дом в Холл-Борн (Hall Barn), и заложил здесь сад, который назвал Рощей. Дизайн отражает переход от партеров, характерных для эпохи Ренессанса к более пышному французскому стилю. Одна из отличительных особенностей дизайна – подход, при котором дом и сад выглядят единым целым. Фасад дома с южной стороны смотрит на лужайку, дальше по лужайке взгляд скользит к озеру, сразу за которым раскинулась Роща. Из дома ее не видно. Отсюда разбегаются аллеи и дорожки, которые повторяют изгибы рельефа и, прорезая лес, соединяются, пересекаясь и разветвляясь. От лужайки широкая тропинка бежит вдоль озера, а за дальним берегом простирается открытая территория, которую с двух сторон окружает Роща.

 

Самые выдающиеся элементы сада, дошедшие до наших времен, - две массивные тисовые изгороди: одна спускается от дома к озеру, другая тянется вдоль дальней границы лужайки к озеру и в одном месте обрывается у подножия декорированного зубцами готического Храма. Именно живые изгороди отметили смену времен и стилей: от формального дизайна садов эпохи Стюартов к романтическому натурализму 18-го столетия.

 

Спустя 40 лет после смерти Уоллера сад посетил Лорд Персиваль (Lord Percival), который так описал увиденное в своих мемуарах: «Проведя полтора часа в саду, мы ощутили, что побывали в Версале. Это 80 акров сада и леса, но лес посажен таким образом, будто он был здесь всегда, и к нему не притрагивалась рука человека. С партера ведут террасы и гравийные дорожки, которые пробегают сквозь лес. В лесу березы и поросль. Здесь множество узких петляющих тропок».

 

При жизни Гарри Уоллера, внука поэта, в Холл-Борне появились классические статуи и два строения, спроектированные Коленом Кэмпбеллом (Colen Campbell). Большая комната (Great Room), венчавшая озеро, сгорела в 19-ом веке. На ее месте появилась более современная постройка. Также внук поэта создал прекрасный Храм Венеры – ротонду, которая стоит на возвышении в юго-западной части Рощи. Отсюда открывается красивейший вид на аллеи.

 

Мощные шторма 1987 и 1990 гг. нанесли саду большой урон, появились огромные прорехи в посадках растений. Сейчас сад восстанавливается. А вот ощущение замкнутого пространства на время исчезло, но, несомненно, место вновь обретет некогда созданное Уоллером настроение, которое помогло ему отразить собственный стиль и мировоззрение. Холл-Борн - один из самых ранних примеров английского стиля XVIII века. 

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Эдмунд Уоллер:

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.