• Версия для печати
  •               Просмотров 4540 Добавить в избраное

John Aislabie / Джон Эйслаби

(1670 - 1742)


John Aislabie / Джон Эйслаби

Имя Джона Эйслаби связано с одним из самых неожиданных парадоксов в истории садоводства – его позором как Канцлера Казначейства, который привел к одному из величайших достижений в ландшафтном дизайне. Под влиянием уходящего формализма 17-го века и грядущего высокого романтизма в пейзажном движении, мост в его поместье Стадли Роял (Studley Royal) символизирует собой, в совершенно уникальной манере, переход через "пропасть" между данными периодами – нигде больше нет того выразительного баланса формализма, природного ландшафта и хвастовства.

 

Джон Эйслаби, джентльмен из Йокшира, чей отец погиб на дуэли, казалось, был обречен на блестящую политическую карьеру, - в 1718 году он получил назначение на пост Канцлера Казначейства. Однако, спустя три года это назначение привело его к позорному падению. Как Канцлер, он оказывал официальную поддержку финансовой схеме Компании Южных морей по выплате национального долга, и, когда скандально известный "Пузырь" лопнул, оставив банкротами множество инвесторов, в том числе многих титулованных особ, вся ответственность пала на Эйслаби. На суде, состоявшемся в 1721 году, ему удалось убедить судей, что он не приобрел значительного личного благосостояния на финансовой схеме Компании Южных морей, и ему было разрешено сохранить свое имущество, но политическая карьера была завершена. Наказанный и несколько обиженный, особенно на Сэра Роберта Уолпола, которого он подозревал в организации заговора с целью политического падения Эйслаби – он удалился в свое поместье, которого чуть было не лишился -  Стадли Роял в Йоркшире. В течение последующих 20 лет он проявил себя более успешным садовником, нежели политиком, любителем, для которого помощь профессионалов носила лишь рекомендательный характер.

 

Хотя Эйслаби и был любителем, он вращался в тех политических и социальных кругах, где высоко ценились садово-дизайнерские идеи. Он был знаком с Сэром Джоном Ванбру (John Vanbrugh), который в 1699 году начал работу для Лорда Карлайла над Касл-Ховард (Castle Howard), расположенным так же в Йоркшире. В этот же год Эйслаби унаследовал свое поместье Стадли Роял. Он дружил со своим соседом Робертом Бингли, лордом Бесоном, который был занят преображением своего замка и сада – Брамхам Парк. В 1712 году имя Джона Эйслаби появилось среди двух сотен имен подписчиков "Теории и практики садоводства", перевода известнейшей книги француза Дезалльера д’Аргенвилла (Dezallier d'Argenville), сделанного Джоном Джеймсом (John James). Также, не последним мотивом для начала работы над Стадли, стала его женитьба на овдовевшей снохе Эдмунда Уоллера (Edmund Waller), который показал ему поразительный сад в Холл Барне (Hall Barn).

 

Активный интерес к своему поместью в Стадли Эйслаби проявил в 1716 году, когда существующий замок времен Тюдоров был уничтожен пожаром. Он перестроил дом в истинно классическом стиле, и, отсутствие упоминания о каком-либо архитекторе, позволяют сделать вывод, что этот проект был его собственным. Наиболее значительным архитектурным достижением Стадли является великолепная четырехугольная конюшня, построенная в юго-западной части дома, в которой прослеживается влияние Джона Ванбру. Конюшни указывают на любовь Эйслаби к скачкам, которые наряду с садом стали его страстным увлечением после вынужденного ухода от общественной жизни. Когда дом вторично был уничтожен пожаром во время Второй мировой войны, конюшня уцелела и из нее сделали жилой дом.

 

Эйслаби вывел ландшафтный дизайн в Стадли Роял на новые рубежи. Воспринимая его как естественный романтический пейзаж и соединяя его с природой, хоть и тронутой рукой человека, но все еще существующей в своем естественном состоянии, Эйслаби сделал резкий отрыв от большинства принятых ландшафтных приемов того времени, которые ясно видны в работах Лондона и Уаза, а также Чарльза Бриджмана. И, конечно же, не является простым совпадением и тот факт, что подобные работы проводились в это же время и в других районах Йоркшира – на террасах Томаса Данкомба с видом на Рай Вэлли (Rye Valley) около Хелмсли и театральных площадках Джона Ванбру в Храме Четырех Ветров и Мавзолее в Касл-Ховард.

 

За основу для нового ландшафта Эйслаби взял долину реки Скелл, протекающую между крутыми лесистыми берегами - от Фаунтинского аббатства через парк, окружающий Стадли Роял на протяжении 1,75 км. В качестве идеи для создания сада он использовал весьма странный для того времени прием – не стал привязывать парк к дому, полностью игнорировав его. Дом остался вне поля зрения на расстоянии примерно 1 км от парка, который Эйслаби сделал полностью пейзажным.

 

На краю парка он создал большое озеро, путем перекрытия потока реки, плотина с балюстрадой прерывалась в центре каскадом с двумя часовнями в стиле Палладио. Выше, где долина открывается взору, он перевел поток в длинный канал, расположенный  по одной стороне долины и заполнил оставшееся пространство лунными водоемами – круглыми прудами, обрамленными с обеих сторон более мелкими водоемами серповидной формы. Издалека на них смотрит Храм Благочестия (Temple of Piety), приютившийся среди деревьев на краю долины. Эйслаби хотелось, чтобы часть ландшафта могла быть видна сверху, поэтому он спроектировал и построил тропу вдоль лесистой западной части долины, с разрывами в деревьях, дающими возможность наслаждаться видами лунных водоемов и Храма Благочестия. На лесистых берегах он добавил архитектурные элементы: Банкетный Дом на поляне и Смотровую Башню.

 

Расположенная выше прудов и взятая в канал речка, делает поворот и разливается небольшим озерцом перед тем, как резко повернуть направо и открыть нам потрясающий кульминационный момент, задуманный Джоном Эйслаби – непрерывную перспективу длиной более 1 км на плоской равнине с видами на руины Фаунтинского аббатства (Fountains Abbey).

 

На самом деле, несмотря на многократные попытки, Джону Эйслаби так и не удалось в течение своей жизни приобрести в собственность Фаунтинское аббатство, на землях которого протекала река. Его сыну Уильяму повезло больше - в 1768 году он купил земли аббатства и смог довести работу своего отца до желанного завершения. Знаметитый авторитет в области садового дизайна Кристофер Хасси (Christopher Hussey) высоко оценил уровень мастерства дизайнера: "Эйслаби обладает тем профессиональным чувством, которое помогает понять, что большой восточный фасад аббатства, перекрывающий ровную долину, приобретет неимоверное достоинство, если будет иметь открытый доступ взору, в то время как массив правой башни требует уравновешивающей вертикали слева, что и было достигнуто путем перевода реки в прямой канал. Этот прямоугольный дизайн он обрамил параллельными посадками деревьев на склонах по обе стороны. Величие и незабываемость этой перспективы - в ее прямых линиях, подчеркивающих недосягаемую удаленность и красоту Средних веков".

 

Еще один вклад Уильяма Эйслаби в ландшафтный дизайн 18 века - создание романтического сада в Хакфолл Парк (Hackfall Park), недалеко от Стадли Роял. Расположенный во впечатляющем природном ущелье с рекой и лесистыми холмами, и созданный в середине века, Хакфолл представляет собой ранний образец зарождающейся в то время моды на красочные романтические пейзажи. С 1987 года Хакфолл включен в обширную программу по восстановлению ландшафтных комплексов.

 

В контексте того исторического периода Стадли Роял был потрясающе оригинален. Даже когда ландшафтное искусство расцвело во всей своей красе в середине 18 века, и появилась потребность в ярких колоритных ландшафтах по примеру Фаунтинского аббатства, не было создано ничего, что было бы сопоставимо с работой Джона Эйслаби. Сохраненный сегодня в первозданном виде, за исключением некоторых архитектурных построек, сад все еще подтверждает вердикт Кристофера Хасси, написанный им в 1930 году: "Стадли Роял, Фаунтинское аббатсво и Холл, в сочетании с грандиозным расположением лесного массива и водой в долине, формируют одно из наиболее романтических мест в Англии".

 

Валерия Цивинская, Михаил Щеглов, GARDENER.ru

Фото: Dan Robinson, http://theregenerationofagarden.blogspot.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Джон Эйслаби:

 

  • Studley Royal, Yorkshire

 


       


Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии