GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1935 - 2013)


James van Sweden / Джеймс ван Свиден

Джеймс ван Свиден, - ландшафтный архитектор, чьи работы и признанный талант оказали огромное влияние на мировое ландшафтное сообщество. Он ушел из жизни 20 сентября 2013 года в своем доме в Вашингтоне после осложнения на фоне мучавшей его долгие годы болезни Паркинсона.

 

В своем творчестве Ван Свиден черпал вдохновение в работах великих мастеров, создавая яркие натуралистичные ландшафты, которые, казалось, взрывались травами и цветами.

 

В 1977 году вместе с другим известным архитектором, Вольфгангом Эме (Wolfgang Walter Oehme), он основал компанию Oehme, van Sweden & Associates, которая прославилась своими работами по созданию полных жизни и красок садов. Эти двое подняли бунт против консервативного американского садоводства с обязательными газонами, вечнозелеными посадками и скудной цветовой палитрой. Талантливые архитекторы предлагали альтернативу – высаживать кустарники наподобие тиса, давать им свободу, чтобы они обеспечили приватность внутреннего пространства, наполненного яркими красками и такими садовыми сюрпризами, как фонтаны и папоротники.

 

Еще одна поразительная задумка – визуальные эффекты, которые проявлялись по прошествии времени или по мере того как менялось освещение, росли тени, и времена года сменяли друг друга. Внимание уделялось даже направление и скорости ветра. И чем заметнее был акцент, тем он лучше выглядел, даже в небольших садах. "Вы должны думать масштабно", - говорил Ван Свиден в интервью Washington Post в 1998 году. "Крупные листья, неимоверных размеров травы и цветы с тарелку.... Лучшее, что Вы можете сделать, это оставаться наглым пижоном".

"Результат – сады в постоянном движении, сияющие как витражи", - писал Ван Свиден в своей книге "Садоводство и природа" (1997). Дизайнеры даже придумали название для этого стиля - "Новый Американский сад".

 

Свое сотрудничество с Эме Ван Свиден называл "партнерством с гением" и большое количество состоятельных клиентов с ним соглашались. Их работы украшали посольства, университеты и многочисленные частные владения, включая загородный дом в стиле французского замка популярной американской телеведущей и актрисы Опры Уинфри (Oprah Winfrey).

 

В Вашингтоне их работы можно увидеть на территориях Министерства финансов, Национальной галереи искусств, Национального дендрария, Федерального резервного фонда и Мемориала Второй мировой войны, а также аэропорта Рональда Рейгана, памятника Мартину Лютеру, в Парке Фрэнсиса Скотта Ки в районе Джорджтаун.

В Нью-Йорке Ван Свиден и Эме участвовали в создании Battery Park City и Hudson River Park. Их работы можно найти в Миннеаполисе, Чикаго и Вирджинии.

 

Джеймс Энтони Ван Свиден родился 5 февраля 1935 года в датском квартале в Гранд Рапидс, штат Мичиган. Его отец был строителем и с детства учил сына тонкостям ремесла. Стремление к порядку, по воспоминаниям самого Ван Свидена, передалось ему от матери, которая даже белье сортировала от маленького к большему, от носков до простыней.

 

Джеймс получил степень по архитектуре в Мичиганском университете, а затем, будучи аспирантом, работал в плановом городском отделе в Нидерландах. Последующие 13 лет он занимал должность дизайнера городской среды в Вашингтоне.

 

В 1957 году его будущий партнер и соратник Эме приехал в Балтимор из Восточной Германии, будучи уже известным ландшафтным архитектором. Ван Свиден был восхищен, увидев один из садов, сделанных его руками. В своих заметках он писал: "Я еще никогда в своей жизни не видел такого прекрасного сада. Я точно знал, что Вольфганг Эме - именно тот человек, с кем мне нужно работать бок о бок".

 

Когда в 1970 году Ван Свиден купил дом в районе Джорджтауна в Вашингтоне, он попросил Эме помочь ему создать сад на довольно узком пространстве заднего двора. Результатом стал микс из необычных крупных декоративных трав, магнолий, падуба, калины японской и лещины виргинской. Ван Свиден знал, что такой подход найдет единомышленников и поклонников, и предложил Эме создать совместную фирму.

 

Архитекторы отказались от пестицидов и отдавали предпочтение многолетникам. Это прославляло их плодотворное сотрудничество: они высаживали цветы и кустарники не по три или по четыре, а тысячами, создавая растительные массивы. Привлекает и живописная эмоциональность Ван Свидена, который черпал свое вдохновение в работах таких мастеров как Ян Вермеер (Johannes Vermeer) и Виллем де Кунинг (Willem de Kooning).

 

На сайте популярного американского журнала "Landscape Architecture" не раз отмечалась высокая эффективность партнерства Ван Свидена и Эме. Поклонники их подхода к ландшафтному планированию могут найти исчерпывающую информацию в книгах Ван Свидена: "Вода в саду" (1995), "Оригинальные романтические сады" (1990, в соавторстве с Эме и Сьюзан Радемахер (Susan Rademacher)) и "Архитектура сада" (2003, в соавторстве с Томасом Кристофером (Thomas Christopher)).

 

В последней книге обсуждается садовое пространство и такие элементы, как дорожки, изгороди и арт-объекты, зоны специализации Ван Свидена. Эме больше главенствовал в вопросах садоводства. В "Архитектуре Сада" Ван Свиден подробно описывает решение проблемы, с которой он столкнулся, работая с Опрой Уинфри, когда было необходимо облагородить пространство вокруг ее загородного дома в штате Индиана и ничего не ограничивало эту территорию от окружающего сельского ландшафта. "Следующие 4 года мы создавали архитектурное наполнение вокруг дома, включая новые террасы и стены. Материалы, которые мы выбрали - кирпич и известняк - дополняли дом и природное окружение в унисон длинным горизонтальным линиям. Таким образом, мы вписали дом в окружение".

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Джеймс ван Свиден:  

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.