• Версия для печати
  •               Просмотров 7661 Добавить в избраное

John Claudius Loudon / Джон Клавдий Лоудон

(1783 - 1843)


John Claudius Loudon / Джон Клавдий Лоудон

Шотландский ботаник и ландшафтный архитектор Джон Клавдий Лоудон (John Claudius Loudon) почитается в Англии как выдающийся современник королевы Виктории. Всю свою творческую жизнь он служил олицетворением высокой нравственности, стремился делать свои поступки полезными для общества, что, впрочем, было свойственно многим представителям интеллигенции XIX века. Его популярность не иссякает благодаря огромному публицистическому вкладу, в т.ч. "Садовой энциклопедии", которая неоднократно переиздавалась и до сих пор считается одной из лучших книг по садоводству.

 

Джон Клавдий Лоудон родился в 1783 году в городе Кэмбуслэнг, графство Ланаркшир (Cambuslang, Lanarkshire). В 1798-е гг. он поступил на обучение в эдинбургский питомник Диксона и Шейда (Dickson and Shade's Edinburgh nursery), а затем и в Эдинбургский Университет, где большую часть времени изучал сельское хозяйство, ботанику и химию.

 

В 1803 году Лоудон переехал в Лондон, где опубликовал свою первую статью, предлагая иной взгляд на городское благоустройство. Вскоре последовали другие научные брошюры по аграрным нововведениям. Он слыл реформатором, призывавшим своих читателей неустанно совершенствоваться во всем, начиная от ведения бизнеса и хозяйства, до поведения в обществе.

 

Лоудон мечтал проявить себя хорошим садовым дизайнером, работающим в пейзажном стиле. Поначалу ему сопутствовал успех, но ревматизм, мучавший его до конца жизни, вносил свои коррективы. В 1806 году его сразил очередной приступ этой болезни, который повредил колено и правую руку.

 

В 1808 году Лоудон принял предложение взять в аренду ферму площадью 1 500 акров в Great Tew (Оксфордшир), где затем основал сельскохозяйственный колледж для детей землевладельцев и фермеров. К 1811 году он имел состояние в £15,000 и перебрался в престижный район Лондона, на улицу Pall Mall.

 

Длительное время Лоудон путешествовал по Европе в поисках уникальных ботанических новинок, критически анализируя приобретенный опыт в "Советах по устройству садов", "Заметках по возведению теплиц или оранжерей" или "Способах выращивания ананасов". Его Садовый журнал стал дидактическим пособием, побуждающим каждого профессионального садовника к дальнейшему самосовершенствованию.

 

Вернувшись в Англию, Лоудон с ужасом обнаружил, что его банкир потерял весь накопленный им капитал, сделав неправильные инвестиции. Пришлось начинать накопления с нуля. С 1816 года Лоудон стал заниматься вопросами строительства кованых оранжерей, на которых другие сделали большое состояние, однако ему это дело желаемого дохода не принесло.

 

В то же время, Лоудон выступал за повышение заработной платы и улучшение условий проживания садовников. Это стремление к совершенствованию видно и в дизайне его садов. Будучи большим сторонником пейзажного стиля, с его бережным отношением к разнообразным формам рельефа, Лоудон вскоре полностью сосредоточился на растениях. По мере того, как новые виды завозились в страну из зарубежных экспедиций, он развивал идею создания питомника как способа демонстрации деревьев в естественных условиях, где каждому дереву было бы предоставлено достаточно места для развития и имелись бы таблички с научными названиями и местами происхождения представленных растения.

 

Из-за неправильного лечения прогрессирующей болезни, постоянно мучавшей Лоудона, врачам пришлось ампутировать его правую руку. Писать он уже не мог, поэтому свои дальнейшие сочинения надиктовывал помощникам. В 1822 году вышла в свет его лучшая книга - "Садовая энциклопедия", а в 1823 году Лоудон спроектировал и построил в Лондоне свой собственный дом с табличкой "Куполообразная консерватория".

 

В 1830 году ботаник женился на писательнице-фантасте Джейн Вебб (Jane Webb), которая стала его секретарем и помощником, а затем и сама начала писать книги для садоводов. В 1832 году у супругов родилась дочь Агнес.

 

Когда богатый либерал-промышленник Джозеф Страт (Joseph Strutt) предложил Лоудону создать для него уютный парк – эта идея превратилась в проект, который объединил все таланты и увлечения дизайнера. Парк был окружен оградой, а плоский ландшафт превратился в неровный, со вздымающимися хребтами, на которых были высажены различные виды деревьев. Этот парк с названием Дендрарий Дерби (Derby Arboretum) был открыт в 1840 году. Здесь действительно нашли свое отражение все задумки и идеи Лоудона, в т.ч., стремление создать место для досуга, образования и саморазвития, и, возможно, именно поэтому дендрарий стал прототипом многих общественных парков, которые затем создавались последователями Лоудона по всему миру.

 

В 1842 году Лоудон спроектировал территорию кладбища Histon Road в Кембридже, а в следующем году опубликовал работу "Проектирование, посадки и управление мемориальными комплексами". К тому времени дизайнер был уже тяжело болен, прогрессировала болезнь легких.

 

Последним выдающимся проектом Лоудона стал иллюстрированный каталог деревьев и кустарников Англии "Arboretum et Fruticetum Britannicum". Лоудон считал, что этот фундаментальный труд должен быть великолепно иллюстрирован, и вложил £10,000 (огромная сумма по тем временам) в его подготовку. Результат того стоил, но оказался разорительно дорогостоящим. Лоудон продолжал работать в ускоренном темпе, не щадя здоровья, и умер на руках у своей жены, надиктовывая ей главы новой книги. Благодаря репутации дизайнера, незамедлительно, для погашения долгов Лоудона, был создан Попечительский комитет.

 

После смерти Лоудона его жена Джейн написала, что "он всегда заботился о том, чтобы садовники могли достойно работать, передавать свои знания и умения, повышать свои интеллектуальные и моральные качества".

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Джон Клавдий Лоудон:  

  • Bath Abbey Cemetery, Bath and North East Somerset, Bath

  • Birmingham Botanical Gardens & Glasshouses, Birmingham

  • Derby Arboretum, Derby City, Derbyshire

  • Ditchley, Oxfordshire

  • Great Tew, Oxfordshire

  • Harewood House, West Yorkshire

  • Histon Road Cemetery, Cambridge

  • Scone Palace Gardens, Perthshire

  • Southampton Old Cemetery, Southampton

  • Stradsett Hall, Norfolk


       


Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии