GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА


Сад Стива Джобса – воспоминания известного британского дизайнера Пенелопы Хобхауз
05 марта 2012 года

Стив Джобс… Выдающийся бизнесмен-миллиардер, человек-загадка, экстравагантный гений в джинсах и водолазке, самовлюбленный трудоголик… – какими только эпитетами не награждали этого человека, ставшего легендой еще при жизни. У каждого, кто знал Джобса лично, есть на этот счет собственное мнение, основанное, на воспоминаниях и рассказах коллег, друзей и соседей. Недавно известный британский дизайнер Пенелопа Хобхауз (Penelope Hobhouse), в интервью нескольким известным изданиям (Hortus, San Francisco Chronicle) рассказала о своей первой встрече с Джобсом, о своих впечатлениях от общения с ним и их совместном проекте.

 


 

В свои 82 года Хобхауз часто вздрагивает, когда ее называют "гранд-дамой" в мире британского ландшафтного дизайна и садовой литературы, хотя, вряд ли кто-нибудь будет с этим спорить. Все её книги – бестселлеры, рассчитанные как на начинающую, так и на профессиональную аудиторию и охватывающие самый широкий круг вопросов - от основных, фундаментальных принципов дизайна до исторических садов разных стран и континентов.

 

Пенелопа вспоминает, как в далеком 1996 году ей пришлось отправиться в трехнедельную поездку по Соединенным Штатам. Причиной послужил неожиданный телефонный звонок от соучредителя компании "Apple" Стива Джобса. "Человек просто сказал, как его зовут, и, что он хотел бы, чтобы я приехала и перестроила его сад в Пало-Альто, Калифорния".

У Хобхауз возникли некоторые сомнения по поводу возможности такого сотрудничества, но ее сын убедил ее "сказать да и оправиться туда немедленно". Таким образом, решение было принято довольно быстро. В этой поездке Хобхаус сопровождал молодой дизайнер по имени Пирс Саймон  (Piers Simon), которого она представляла окружающим как своего ученика. В 2004 году Пирс погиб в Таиланде во время цунами, пытаясь спасти свою девушку.

 

По воспоминаниям Хобхауз,   ее первая деловая встреча со Стивом Джобсом произошла в ресторане, "по стенам которого ползали мухи…". Не имея ни малейшего представления о том, что именно захочет сделать на своем участке Джобс, она заранее подготовила список растений, которые подходили для климатической зоны Калифорнии, но… испытывала большую нервозность по поводу встречи с новым клиентом.

 

"Он ворвался в ресторан на роликовых коньках и сел рядом. Жалею, что не имела тогда возможности записать наш разговор – я до сих пор помню, настолько напористым и убедительным был этот человек". "Мистер Джобс попросил меня спроектировать английский коттеджный сад, который бы сочетался с его домом в тюдоровском стиле на Уэверли-стрит в Пало-Альто" - продолжает свой рассказ Хобхауз. "Для меня эта задача была довольно простой. Я не видела никаких проблем с подбором необходимых растений и знала, что в итоге получился действительно хороший проект. Джобс практически ничего не смыслил в садоводстве, но он твердо знал, какой именно стиль ему нужен. Позже мы выслали ему фотографии каждого из растений, которые мы рекомендовали использовать при закладке сада".

 

Хобхаус уже приходилось иметь дело с Калифорнийскими садами, и она хорошо знала некоторых местных дизайнеров. У нее были и другие клиенты, которые купили участки рядом с Пало-Альто.  В свои первые визиты в это место, она влюбилась в расположенные неподалеку сады Филоли (Filoli gardens), которые Пенелопа называет "одним из самых прекрасных садов Америки", и сад Уэстерн-Хилл (Western Hills Nursery's garden) рядом с Оксиденталом. Она также подружилась с Мэй Арбегаст (Mai Arbegast) - дизайнером сада Берклей (Berkeley garden): "Она взяла меня под свое крыло и научила многим вещам". Пенелопа с ностальгией вспоминает те дни, проведенные в Пало-Альто: "Мне нравится этот стиль Западного побережья… Калифорния чрезвычайно обогатила мою жизнь и мое писательское творчество… Есть так много замечательных американских садов и дизайнеров…"

 

Стив Джобс купил внешне непримечательный дом в тихом районе Пало-Альто в середине 1990-х, после женитьбы на Лорин Пауэлл (Laurene Powell). Люди, которые бывали у него в гостях, говорили, что и внутренний интерьер дома довольно прост – мебели совсем немного, но всё же больше, чем в его прежнем, "холостяцком" особняке в  Вудсайде (Woodside), где Джобс проживал с 1984 года. Тот исторический особняк, площадью 1350 кв.м., в испанском колониальном стиле, был построен в начале 1925-м году для магната-промышленника Дэниела Джеклинга, и с тех пор известен как Дом Джеклинга (Jackling House). Как только Джобс поселился здесь, он решил снести этот особняк и построить на его месте новый дом. На протяжении нескольких лет он вместе с архитекторами работал над проектом более изящного дома, однако этим планам не суждено было сбыться. В защиту исторического здания выступили многие местные организации, а для привлечения общественности была создана группа “Сохраним Наше Наследие” (Uphold Our Heritage), и запущен сайт Друзей Дома Джеклинга - http://www.friendsofthejacklinghouse.org. Судебные тяжбы шли много лет, и лишь в конце марта 2010 года, калифорнийский суд наконец предоставил Джобсу законное право избавиться от особняка, на месте которого должен был появиться строгий дом в стиле модерн. Особняк был снесен в феврале 2011 г., но, в связи с болезнью хозяина, планам по строительству нового дома так и не суждено было осуществиться. Вероятно, нервозная атмосфера и постоянные судебные разбирательства также сыграли когда-то свою роль в принятии решения о переезде на новое место жительства в Пало-Альто.

 

"Я была большой поклонницей Джобса и уважала его взгляды и представления о красоте и лаконичности сада", - продолжает Хобхаус. В течение нескольких дней общения, она ни разу не заметила того, что некоторые его сотрудники часто ему приписывали – высокомерия, запугивания, нетерпимости, излишней требовательности и желания всё вокруг держать под своим контролем. Для нее это был "хороший, вежливый человек". Джобс никогда не возвеличивал себя над другими, запрещал называть его гением и считал достигнутые его компанией успехи заслугами огромной команды специалистов. Он часто говорил о ценности и необходимости совместной работы и в качестве примера приводил своих кумиров – музыкантов группы The Beatles. Как утверждал Джобс, "великие вещи в бизнесе никогда не делал один человек, они сделаны группой людей".

 

Пенелопы Хобхауз также вспоминает и другую, очень понравившуюся ей, как дизайнеру, цитату Джобса, которую она нашла уже после его смерти: "Дизайн – смешное слово. Некоторые люди думают, что дизайн – это то, "как это выглядит". Но, конечно, если вы копнете глубже, то  окажется, что в действительности дизайн – это "как это работает".

 

Уважение Джобса и Хобхауз друг к другу было взаимным: спустя некоторое время после завершения работ на его участке, Джобс отправил своего садовника Мэтта Уокера (Matt Walker) на обучение в мастерскую садового дизайна, которую Пенелопа и ее сын держали на юге Англии, в Сомерсете. "Я думаю, что отправив нам этого восторженного молодого человека, он таким образом пытался выразить нам свою благодарность" - отмечает Пенелопа.

 

Хобхаус никогда не видела тот сад, который был сделан в Пало-Альто по ее проекту (к сожалению, этот частный сад вообще мало кто видел изнутри). Соседи Джобса, знавшие его не как звезду Силиконовой Аллеи, а как заботливого мужа и отца, тщательно охраняют подступы к его дому от туристов-паломников и вездесущих папарацци. Они яростно, порою с кулаками защищают неприкосновенность частной жизни его жены и троих детей, которые в настоящее время живут в этом доме.

 

Биограф Стива Джобса Вальтер Исааксон (Walter Isaakson), – один из немногих, кому посчастливилось побывать в Пало-Альто. Он удивлялся, насколько скромно жил Джобс, у которого не было ни помощников, ни охранников, ни собственного водителя. Прохожие часто могли видеть его сидящим за компьютером в своем угловом кабинете, окна которого выходили на яблоневый сад. В свободное время, они с женой любили гулять по окрестностям, держась за руки. Джобс настолько уютно и спокойно чувствовал себя в этом месте, что, порою, даже не закрывал входные двери в дом, а территория палисадника была огорожена простеньким и неприметным забором. Один раз в году – на Хэллоуин - изящные железные ворота поместья открывались, впуская в сад шумную, разукрашенную  детвору. Навстречу им выходил Джобс в костюме Франкенштейна и раздавал сладости и другие угощения… Соседи часто вспоминают эти веселые дни, когда, Джобс, казалось, сам становился ребенком и был готов порезвиться от души…

 

Отдавая дань памяти Джобсу, а также в благодарность соседям, которые всегда и во всем его поддерживали при жизни, традицию отмечать этот праздник решено было сохранить. Всего через несколько недель после его смерти, железные ворота усадьбы вновь открылись, сад наполнился искусственным серебристым туманом, в пелене которого прослеживались очертания светящихся тыкв-фонариков, а из динамиков слышался приглушенный гром и потрескивания. Беззаботные дети, одетые в костюмы iPad, iPod и iPhone, устремились в сад, чтобы наполнить свои целлофановые мешочки апельсинными дольками, печеньем и конфетами…

 

Михаил Щеглов,

GARDENER.ru

 

В статье использованы материалы изданий:

"Hortus", "San Francisco Chronicle".

Фото:

Diana Walker ("Time"), "Frances Lincoln Publishers", http://www.flickr.com/photos/elwetritsche/, http://www.allaboutstevejobs.com/, http://www.flickr.com/photos/sjstearns/


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.