GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА


Уникальный природный заповедник Эйн-Геди в Израиле
20 апреля 2013 года

Уникальный природный заповедник Эйн-Геди (Ein Gedi), занимает площадь 14350 дунамов (3,587 акров) на восточной окраине Иудейской пустыни. Расположен возле берега Мёртвого моря — в самой низкой точке Земли (около 400 м ниже уровня моря). Одна из очевидных его достопримечательностей — практически отвесные скалы с мягкими развалами желтовато-замшевых холмов, фантастическими исполинами возвышающиеся над окрестностями. С их высоты открываются чудесные виды: на фоне волшебной  морской синевы — иорданские берега, фруктовые плантации, живописные бухты.

 

Исключительность Эйн-Геди — в его географическом положении. Обилие пресной воды бесподобного качества, тёплый климат и отсутствие холодных дней создают условия для обитания здесь различных представителей флоры и фауны, в том числе и попавшим в эти края из других регионов.

 

Эйн-Геди в переводе с иврита означает «источник козлёнка». Это оазис с богатой историей, уходящей корнями к началу седьмого века до н.э. Уже тогда на этих землях, питаемых чистейшей родниковой водой, существовал город.

 

Богатые пастбища для выпаса многочисленного домашнего скота, плантации инжира, фиников, винограда составляли основу благополучия местных жителей. Но славу и основной доход горожанам приносила торговля ценными благовониями. А самый главный из них — бальзам «афарсемон». Сохранились развалины старинной фабрики, но технология производства бальзама утрачена, как и растение, служившее сырьём. По преданиям, рецепт тщательнейшим образом оберегался. И свидетельство тому — знаменитая надпись с проклятиями на мозаичном полу древней синагоги, краткий смысл которой: «очень плохо придётся мерзавцу, кто выдаст наш секрет».

Но у меня сложилось впечатление, что не тайна благовония являлась главным залогом процветания древних жителей. Есть ещё очень важный момент — горожане соблюдали особую заповедь: им строго запрещалось ссориться друг с другом. Т.е. предписывалось полное исключение споров и раздоров внутри общины, что в действительности намного важнее обладания любыми секретами. Ведь если нет междоусобных ссор и вражды, то народ становится сильным и непобедимым. Может, именно эту тайну нельзя было выдавать чужакам?

 

Сохранившаяся удивительная система водоснабжения свидетельствует, что у жителей Эйн-Геди был высокий уровень технического развития. А заповеди, бытовавшие в их среде, указывают, что духовному уровню древнего народа стоило бы поучиться многим представителям современной цивилизации. Уверена, что сообществу ландшафтных дизайнеров внедрить у себя принцип мирного и доброго сотрудничества особенно полезно.

 

Основанный в 1953 году в окрестностях Эйн-Геди кибуц в какой-то мере является приемником традиций предшествующей цивилизации. Его основатели-энтузиасты устроили на территории в 10 га ботанический сад, где высадили более 900 видов растений со всего мира. Кроме производства традиционных фиников и инжира, они поставляют знаменитую минеральную воду. А выпуск косметики на основе минералов Мертвого моря, чем не замена «афарсемону»? Интересно, что это единственный населенный ботанический сад в мире с более чем 500-ми жителями.

В Израиле, куда ни кинешь взор — везде ожившие страницы Ветхого завета. Многие туристы как раз за этим сюда и едут — посетить археологические раскопки и святыни трёх мировых религий. Мне же интересно путешествовать по садам и паркам, знакомиться со страной в контексте ландшафтного дизайна.

 

Небольшой по величине оазис Эйн-Геди многократно упоминается в Библии и исторических документах самых разных времён.

 

24-я глава I книги Шмуэль погружает нас в мир Торы: здесь, в карстовых пещерах, прятался царь Давид, когда поссорился с царём Шаулом. И преспокойно находил себе и своему войску пропитание несколько лет.

Здесь же случилось их примирение, и сбылись пророчества Шаула: «....А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Господом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошёл Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в своё укрепление».

В честь этого знаменательного события и названы ручей Давида (Wadi David) и водопад Весна Давида.

Упоминается оазис и в «Песни Песней царя Соломона» (1:13): «Как кисть кипера, возлюбленный  мой у меня в виноградниках Енгедских…»

На территории заповедника есть укромный грот для влюблённых, рядом с водопадом Шуламит. Легенды утверждают, что именно здесь Соломон ласкал Суламифь, и сравнивал волосы своей возлюбленной эфиопки с растением Адиантум (лат. Adiantum). Т.е. с венериным волосом, черешки которого похожи на проволоку, а нежнейшие листья напоминают женские кудри.

И сейчас можно видеть этот изящный папоротник в расщелинах пещер, напитанных живительной влагой.

 

Эйн-Геди — оазис среди пустыни, живой благодаря двум ручьям: Давида (Wadi David) на севере, и Аругот (Wadi Arugot) на юге. А ниспадающие потоки прекраснейших водопадов — Шуламит (Shulamit) и Весна Давида (En Gedi Springs) — увлажняют склоны между ними.

Источники, генерирующие около 3 млн. кубометров воды в год, подпитываются за счёт дождевых вод, поступающих с Иудейских гор. Подземными грунтовыми потоками они доставляются к территории заповедника. Зимой, когда в Иерусалиме выпадает большое количество осадков, здесь даже случаются наводнения. Пересыхающие горные речки быстро переполняются водой. Из-за этого, для безопасности туристов, предусмотрены входы в специальные пещеры.

В 20-х годах прошлого столетия ботаник Михаил Зохари (Michael Zohary) отмечал, что в оазисе Эйн-Геди очень плотная концентрация видов растений, произрастающих в Израиле. А часть из них — чрезвычайно редкие. И, в некоторых случаях, — это самая северная точка, в которой они могут быть вообще найдены.

Флора оазиса теперь значительно пострадала из-за возросших объёмов водопотребления для сельскохозяйственных угодий кибуца. Но сегодня государство озабоченно сохранением и восстановлением утраченного. Оно взяло под контроль местные проблемы — проводится мониторинг посещаемости оазиса, просчитывается нагрузка на туристические маршруты.

Для многих растений созданы специальные ограждения. Размечены тропинки для разных уровней сложности пеших походов, и во многом заповедник похож на городской парк.

Оазис Эйн-Геди богат водой и осадочной горной породой, что обеспечивает произростание пышной растительности. Но в летний период, когда многие источники пересыхают, местной флоре приходится несладко.

Самое замечательное и самое древнее дерево, сохранившееся в заповеднике — Держидерево, или Палиурус христова колючка (лат. Paliurus spina-christi). Согласно легенде, именно из его ветвей был сплетён терновый венец для Христа. А в еврейской культуре о нём совсем другое мнение — ребятишки прячутся под его кроной и это называется «я в домике». Возраст этого дерева исчисляется несколькими сотнями лет, ветви его упали на землю и укоренились, многочисленные стволы переплелись в причудливые формы.

 

На территории заповедника растут два вида акации — Акация Радди и Тортилис (лат. Acacia raddiana и Acacia tortilis). Встречается здесь и Зизифус или китайский финик (лат. Ziziphus jujuba) - колючий листопадный кустарник, с толстой корой и небольшими костянистыми, но очень вкусными и питательными плодами красно-коричневого цвета. Арабское население активно использует это растение для производства напитка, названного в честь ручья Давида (Wadi David) — Wadi el-sideir. Редкий случай заимствования арабами еврейских ценностей - хотя бы в виде названия.

Еще одна местная достопримечательность - Баланитес египетский (лат. Balanites aegyptiaca) — нетребовательное к условиям обитания дерево с хорошо развитой корневой системой, которая позволяет растению добывать необходимое количество воды и противостоять любой засухе. В условиях пустыни у него развивается мощный стержневой корень, способный достигать влажных слоёв почвы. Из семян извлекают пахучее масло, которое используют в пищевых и лечебных целях, а листья и сладко-горькую мякоть плодов употребляют в пищу. Популяцию баланитеса, произраставшую здесь до 1940-х годов, к сожалению, не удалось сохранить. Те деревья, какие можно увидеть в Эйн-Геди сейчас, выросли из семян, собранных в роще в северной части долины реки Иордан. Они посеяны тут в 1962 г.

Согласно мусульманским преданиям Баланитес египетский - продукт из преисподней, а жизненная стойкость его велика за счёт содержащегося в нём огня. Горькие плоды - это адское наказания для преступников.

На территории Эйн-Геди наблюдается наибольшая концентрация Кордии (лат. Sinensis Cordia) в Израиле. Это низкорослые кустарники или многоствольные деревья, в период цветения усыпанные белыми или кремовыми цветками. Плоды у них небольшие, конической формы, с сочной и липкой мякотью, оранжевого цвета — любимое лакомство для местных соловьёв и летучих мышей.

Может именно благодаря такой сладкой пище местные  крылатые певуны вдохновили автора «Песни Песней» на создание его шедевра?

Интересен факт, что на территории Израиля произрастает только 10 экземпляров деревьев Маеруи толстолистной (лат. Maerua crassifolia). И 5 из них – в заповеднике Эйн-Геди. Дерево считалось священным у древних египтян, а сейчас его можно встретить в оазисах Иордании, на восточном берегу Мёртвого моря.

Моринга иноземная (лат. Moringa peregrina) – удивительное дерево. Если его корни долго не получают воды, то оно засыхает, но не гибнет. А с получением влаги дерево опять возрождается к жизни. Так и хочется заметить, что деревья с такими свойствами были бы очень полезны для наших садов.

Ретама или Метельник Метельниковый (лат. Retama raetam) — небольшой кустарник с ивоподобными стеблями. В период цветения усыпанный белыми или жёлтыми цветками, похожими на душистый горошек. Настолько ароматен, что рядом трудно находиться. Считается самым большим и наиболее заметным кустарником Иудейской пустыни. Его обыкновение селиться по руслам ручьев широко используется странствующими бедуинами: они выбирают место стоянок рядом с этими кустами для укрытия от испепеляющего дневного солнца и ночного пустынного ветра.

Сальвадора персидская (лат. Salvadora persica) — вечнозелёный кустарник или небольшое деревце, с крупными мясистыми листьями, обеспечивает пропитание для козерогов и мелких грызунов.

Иосиф Флавий в произведении «Иудейские войны» упоминал о дереве, которое выросло на месте испепелённого богом — за грехи людские — города Содома. Якобы плоды сего дерева, вполне съедобные на вид, в руках сорвавшего их человека превращаются в прах. И, с тех пор, Содомским яблоком принято называть нечто внешне очень привлекательное, но гнилое и пустое внутри.

И вот можете себе представить: Яблоко Содома — образ искушения, сулящего лишь разочарование, действительно существует! Правильное название его — Калотропис высокий (лат. Calotropis procera). Это дерево высотой до 6 м, с рельефной корой и крупными сизоватыми листьями овальной формы. В мае оно цветёт нарядными бело-фиолетовыми цветками. Созревшие плоды у него жёлтого цвета, напоминают яблоки или апельсины. Но при сжатии мягкий плод, наполненный воздухом, лопается, а в руке остаются лишь тонкие ошмётки кожуры.

Впрочем, лучше не проводить такие эксперименты, млечный сок Содомского Яблока ядовит. Калотропис произрастает в Эйн-Геди, недалеко от существующего и ныне поселения с громким именем — Содом.

К сожалению, виноградное изобилие, упомянутое в «Песне Песней», не дошло до наших дней. Ластовень розовый (лат.  Oxystelma Alpini) находится под угрозой вымирания. В 90-х годах прошлого века только один экземпляр этого солнечного растения удалось найти и сохранить. Сегодня прилагаются большие усилия для восстановления популяции.

Интересен Евфратский тополь, или Туранга евфратская (лат. Populus euphratica) — вид лиственных деревьев из рода Тополь (Populus). Туранги, издали похожие на осину, привычны к засухе, но предпочитают селиться вдоль рек или по низинам.

 

В Эйн-Геди разнообразно представлена и водно-болотная растительность: Тростник гигантский (лат. Arundo donax); Тростник обыкновенный, или южный (лат. Phragmites australis, или Phragmites communis); Сахарный тростник (лат. Saccharum ravennal); Рогоз доминиканский (лат. Typha domingensis); Плюхея Диоскорида (лат. Pluchea dioscoridis).

Натуралистом Tuvya Kushnir в 1944 году было сделано открытие. Он обнаружил представителя семейства Орхидных — Дремлик чемерицелистный (лат. Epipactls veratrifolia), который хорошо устроился в расщелинах камней устьев ручьев Вади Давид и Вади Аругот.

Пустынная флора адаптировалась к жаре и способна выдерживать недостаток влаги. Самыми известными среди таких растений можно назвать Тамариск палестинский (лат. Tamarix palaestina) и Иву иглолистную (лат. Salix acmophylla)

Парнолистник кустарниковый (Zygophyllum dumonum) — уживается на каменистых участках пустыни. Летом он сбрасывает листочки, оставляя только мясистые черешки листьев. Так в период засухи кустарник значительно снижает потребление воды. Кроме того, этот вид обладает способностью впитывать росу, что и способствует его выживанию в крайне засушливых районах.

Gymnocarpus decander — пустынный кустарник-суккулент с сочными листьями, способный запасаться влагой.

Средиземноморскую флору в оазисе представляют — Морской лук (лат.Urginea maritima) и Оносма Восточная (Onosma orientalis)

Сезонные растения — Аистник (лат. Erodium), Щавель розовый (лат. Rumex cyprius.), Эрукария ростральная (лат. Erucaria rostrata) — появляются во время сезона дождей, устилая пустыню красочными коврами.

А лишайники, папоротники и прочие водные растения стелятся по водопадам, украшают каменные выступы, переливаясь в многочисленных каплях и струях.

 

Заповедник в основной части рассекается каньоном ручья Давида, по дну которого, между скал и зарослей бамбука, проложена прогулочная тропа, ведущая к водопадам. По версии National Geographic,  Эйн-Геди входит в состав десяти обязательных для посещения мест на Земле.

Одна из главных задач природных парков — напоминать жителям нашей планеты о необходимости бережного отношения к её богатствам. А также сохранять и изучать растения. В особенности те, которым грозит исчезновение из-за изменения климата и варварского ведения хозяйства. Уникальный опыт и полученные тут знания применимы в практике создания стойких к экстримальным израильским условиям декоративных композиций для ландшафтного дизайна и озеленения городских садов и скверов.

 

Национальный заповедник Эйн-Геди открыт с апреля по сентябрь — с 8.00 до 17.00, в остальное время с — 8.00 до 16.00. Входной билет — 25 шекелей. Кассы прекращают работу за час до закрытия заповедника.

Добраться до него можно из Тель-Авива — автобус № 421 с автобусного терминала Арлозоров (Arlozorov Terminal), время в пути — два с половиной часа, стоимость проезда в одну сторону — 45 шекелей.

 

Татьяна Яриничhttp://design-project.org/

Специально для GARDENER.ru


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.