GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Дмитрий Онищенко, генеральный директор ландшафтной компании «Артеза»


Как нам улучшить Москву? Взгляд ландшафтного дизайнера
31 июля 2013 года

Датский урбанист Ян Гейл, приглашенный столичными властями для разработки концепции благоустройства Москвы, презентовал исследование «Москва на пути к лучшему городу для людей», в котором разбирает основные проблемы городской планировки, мешающие российской столице стать удобной для жизни, а также предлагает варианты их решения, многие из которых действительно могут улучшить жизнь горожан.

 

На первое место Гейл ставит проблему пробок, с которыми предлагает бороться введением платы за въезд в город и запрета парковки, повышением цены за стоянку, сужением дорог в пользу пешеходов, а также развитием метрополитена и узкоколейного транспорта.

 

Чтобы сделать Москву более привлекательной для прогулок, Ян Гейл предлагает освободить центр города от несанкционированных парковок, поставить больше скамеек, создать сеть уличных кафе, убрать лишнюю рекламу, а также придумать дневную и ночную развлекательную программу. Отдельное внимание архитектор в своем исследовании уделил московским набережным, которые следует превратить в прогулочные тротуары с местами для развлечений, для чего необходимо построить несколько пешеходных мостов, устроить неподвижные платформы на Москве-реке, убрать с набережных автомобильные потоки. Создание комфортной среды для пешеходов и велосипедистов, по мнению Гейла, требует также работы с городским освещением.

 

С точки зрения ландшафтного дизайнера наибольший интерес представляют предложения Яна Гейла по развитию зеленых зон Москвы. Ряд объектов - Парк Горького, Парк Сокольники, Измайловский парк - действительно благоустраиваются. С другой стороны, это благоустройство в масштабах всей Москвы носит локальный характер. Согласно исследованию Гейла, только одна пятая из рассмотренных им московских улиц украшена зеленью. Таким образом, в столице остается крайне мало зон отдыха. Урбанист предлагает создать систему тоннелей и развязок для расширения зеленых зон, а также высаживать на улицах (например, на Тверской) вместо небольших саженцев взрослые деревья высотой не менее 6 - 7 метров.

 

Комментарии датского урбаниста во многом верны и затрагивают давно волнующие горожан темы. Соотношение автомобильных дорог и пешеходных зон, обустройство набережных, веломаршрутов, создание дополнительных пешеходных пространств, состояние дорожных покрытий, уличного освещения и организация коммунальных работ – эти аспекты городского планирования требуют глубокого осмысления и самого живого внедрения новых решений. Хотя, некоторое сомнение вызывают такие предложения, как снижение скорости движения в центре города, устройство дополнительных наземных пешеходных переходов, уменьшение автомобильного потока за счет расширения тротуаров - действительно ли это будет способствовать уменьшению пробок на дорогах мегаполиса? Нужно признать, что Ян Гейл на сегодняшний момент - один из самых авторитетных урбанистов. За последние десять лет он консультировал городские власти Лондона, Нью-Йорка, Мельбурна, Сиднея и других городов. Тем не менее, можно указать на ряд специфических черт Московской агломерации, которые мне кажутся крайне важными при создании проектов благоустройства. Являясь ландшафтным архитектором, я бы хотел акцентировать внимание на тех аспектах, которые мне кажутся наиболее значимыми именно с точки зрения ландшафтного дизайна.

 

Если рассматривать российскую столицу с позиции ландшафтной архитектуры, становится очевидной необходимость проведения дополнительных мер, направленных на повышение уровня комфорта для горожан. С увеличением плотности транспортных и пешеходных потоков, развитием жилой и общественной застройки, а также ростом общей численности населения столицы, многие из имеющихся планировочных решений уже не соответствуют в достаточной степени условиям безопасности и удобства. Уменьшается процент зеленых насаждений, многие из существующих зон отдыха приходят в запустение и постепенно устаревают.

 

Оценив сложившуюся ситуацию профессиональным взглядом, можно выделить несколько основных позиций, решение по которым могло бы в значительной степени улучшить образ города, сделав его удобным для жизни всех горожан.

 

Если для Яна Гейла основной проблемой города является перегруженность Москвы автомобилями, то с точки зрения ландшафтной архитектуры на первый план выходит восстановление и реконструкция имеющихся городских парков (хотя эти две темы, разумеется, взаимосвязаны). Эта программа сейчас набирает силу, и жители Москвы уже могут оценить первые результаты серьезной работы, которую проводят власти города при помощи и содействии профильных специалистов. Но парки - далеко не единственный тип зеленой рекреационной зоны в городе. Необходимо также обустройство зеленых зон на участках транзитных пешеходных маршрутов, а также вдоль транспортных магистралей, что поможет улучшить микроклимат окружающей среды, решит задачу экранирования от автомобильных потоков, усилит шумоизоляцию и даст дополнительную тень.

 

При проектировании больших площадей под автомобильные парковки и пешеходные покрытия для мест массового посещения, следует предусматривать внедрение в их структуру локальных «зеленых островков», которые смогли бы изменить и улучшить унылую картину огромных открытых пространств. Что не только создаст дополнительные визуальные ориентиры, но и увяжет рассматриваемые площади с окружающим ландшафтом.

 

Важным аспектом разработки ландшафтного благоустройства общественных зон является применение решений с использованием современных технологий: экологичных, долговечных и простых в применении. Пришло время пересмотра и корректировки действующих нормативов, многие из которых разрабатывались десятилетия назад и частично утрачивают свою актуальность в условиях нового времени. Например, сейчас в зоне пожарного проезда запрещено сажать кустарники, в то время как низкие кустарники не могут быть препятствием для проезда пожарных машин. Большая часть применяемых материалов, устанавливаемых малых архитектурных форм устарели, а те растения, которые высаживаются в городе, требуют больших затрат на регулярный уход, реставрацию и периодическую замену.

 

Так, на улицах города, вдоль основных транспортных магистралей, в озеленении производственных и общественных территорий очень часто можно встретить большие цветники из однолетних растений. Их замена - в разумных масштабах - на декоративные кустарники поможет избежать существенных вложений в ежегодную посадку “однолетников”. Кроме этого, многие из кустарников выгодны тем, что прекрасно выглядят на протяжении нескольких сезонов года, радуя своим цветением, осенней окраской, а также декоративной листвой на протяжении всего лета.

 

Следует регулярно проводить ревизию существующих насаждений. Своевременно удалять больные и старые растения, заменяя их молодыми. Контролировать рост порослевых массивов и растений сорных пород, которые не представляют ценности. Подобные мероприятия сделают облик города ухоженным, здоровым и приятным.

 

Отдельное внимание следует уделить благоустройству территорий жилых дворов. Самая основная сложность состоит в том, что эти работы проводятся без привлечения ландшафтных специалистов, в результате чего жители получают типовые, неинтересные, часто неудобные планировочные решения. Та же история часто повторяется с бульварами. Посадки производятся формально, обеспечивая нормативный процент по озеленению, но не решая при этом основных задач гармонизации пространства. Кроме того, благоустройство дворов и бульваров создаст дополнительные пешеходные пространства (сегодня в Москве общественные и дворовые пространства изобилуют большим количеством огороженных территорий).

 

Дмитрий Онищенко,

генеральный директор ландшафтной компании «Артеза»


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.