Дмитрий Онищенко, генеральный директор ландшафтной компании «Артеза»
31 июля 2013 года
Датский урбанист Ян Гейл, приглашенный столичными властями для разработки концепции благоустройства Москвы, презентовал исследование «Москва на пути к лучшему городу для людей», в котором разбирает основные проблемы городской планировки, мешающие российской столице стать удобной для жизни, а также предлагает варианты их решения, многие из которых действительно могут улучшить жизнь горожан.
На первое место Гейл ставит проблему пробок, с которыми предлагает бороться введением платы за въезд в город и запрета парковки, повышением цены за стоянку, сужением дорог в пользу пешеходов, а также развитием метрополитена и узкоколейного транспорта.
Чтобы сделать Москву более привлекательной для прогулок, Ян Гейл предлагает освободить центр города от несанкционированных парковок, поставить больше скамеек, создать сеть уличных кафе, убрать лишнюю рекламу, а также придумать дневную и ночную развлекательную программу. Отдельное внимание архитектор в своем исследовании уделил московским набережным, которые следует превратить в прогулочные тротуары с местами для развлечений, для чего необходимо построить несколько пешеходных мостов, устроить неподвижные платформы на Москве-реке, убрать с набережных автомобильные потоки. Создание комфортной среды для пешеходов и велосипедистов, по мнению Гейла, требует также работы с городским освещением.
С точки зрения ландшафтного дизайнера наибольший интерес представляют предложения Яна Гейла по развитию зеленых зон Москвы. Ряд объектов - Парк Горького, Парк Сокольники, Измайловский парк - действительно благоустраиваются. С другой стороны, это благоустройство в масштабах всей Москвы носит локальный характер. Согласно исследованию Гейла, только одна пятая из рассмотренных им московских улиц украшена зеленью. Таким образом, в столице остается крайне мало зон отдыха. Урбанист предлагает создать систему тоннелей и развязок для расширения зеленых зон, а также высаживать на улицах (например, на Тверской) вместо небольших саженцев взрослые деревья высотой не менее 6 - 7 метров.
Комментарии датского урбаниста во многом верны и затрагивают давно волнующие горожан темы. Соотношение автомобильных дорог и пешеходных зон, обустройство набережных, веломаршрутов, создание дополнительных пешеходных пространств, состояние дорожных покрытий, уличного освещения и организация коммунальных работ – эти аспекты городского планирования требуют глубокого осмысления и самого живого внедрения новых решений. Хотя, некоторое сомнение вызывают такие предложения, как снижение скорости движения в центре города, устройство дополнительных наземных пешеходных переходов, уменьшение автомобильного потока за счет расширения тротуаров - действительно ли это будет способствовать уменьшению пробок на дорогах мегаполиса? Нужно признать, что Ян Гейл на сегодняшний момент - один из самых авторитетных урбанистов. За последние десять лет он консультировал городские власти Лондона, Нью-Йорка, Мельбурна, Сиднея и других городов. Тем не менее, можно указать на ряд специфических черт Московской агломерации, которые мне кажутся крайне важными при создании проектов благоустройства. Являясь ландшафтным архитектором, я бы хотел акцентировать внимание на тех аспектах, которые мне кажутся наиболее значимыми именно с точки зрения ландшафтного дизайна.
Если рассматривать российскую столицу с позиции ландшафтной архитектуры, становится очевидной необходимость проведения дополнительных мер, направленных на повышение уровня комфорта для горожан. С увеличением плотности транспортных и пешеходных потоков, развитием жилой и общественной застройки, а также ростом общей численности населения столицы, многие из имеющихся планировочных решений уже не соответствуют в достаточной степени условиям безопасности и удобства. Уменьшается процент зеленых насаждений, многие из существующих зон отдыха приходят в запустение и постепенно устаревают.
Оценив сложившуюся ситуацию профессиональным взглядом, можно выделить несколько основных позиций, решение по которым могло бы в значительной степени улучшить образ города, сделав его удобным для жизни всех горожан.
Если для Яна Гейла основной проблемой города является перегруженность Москвы автомобилями, то с точки зрения ландшафтной архитектуры на первый план выходит восстановление и реконструкция имеющихся городских парков (хотя эти две темы, разумеется, взаимосвязаны). Эта программа сейчас набирает силу, и жители Москвы уже могут оценить первые результаты серьезной работы, которую проводят власти города при помощи и содействии профильных специалистов. Но парки - далеко не единственный тип зеленой рекреационной зоны в городе. Необходимо также обустройство зеленых зон на участках транзитных пешеходных маршрутов, а также вдоль транспортных магистралей, что поможет улучшить микроклимат окружающей среды, решит задачу экранирования от автомобильных потоков, усилит шумоизоляцию и даст дополнительную тень.
При проектировании больших площадей под автомобильные парковки и пешеходные покрытия для мест массового посещения, следует предусматривать внедрение в их структуру локальных «зеленых островков», которые смогли бы изменить и улучшить унылую картину огромных открытых пространств. Что не только создаст дополнительные визуальные ориентиры, но и увяжет рассматриваемые площади с окружающим ландшафтом.
Важным аспектом разработки ландшафтного благоустройства общественных зон является применение решений с использованием современных технологий: экологичных, долговечных и простых в применении. Пришло время пересмотра и корректировки действующих нормативов, многие из которых разрабатывались десятилетия назад и частично утрачивают свою актуальность в условиях нового времени. Например, сейчас в зоне пожарного проезда запрещено сажать кустарники, в то время как низкие кустарники не могут быть препятствием для проезда пожарных машин. Большая часть применяемых материалов, устанавливаемых малых архитектурных форм устарели, а те растения, которые высаживаются в городе, требуют больших затрат на регулярный уход, реставрацию и периодическую замену.
Так, на улицах города, вдоль основных транспортных магистралей, в озеленении производственных и общественных территорий очень часто можно встретить большие цветники из однолетних растений. Их замена - в разумных масштабах - на декоративные кустарники поможет избежать существенных вложений в ежегодную посадку “однолетников”. Кроме этого, многие из кустарников выгодны тем, что прекрасно выглядят на протяжении нескольких сезонов года, радуя своим цветением, осенней окраской, а также декоративной листвой на протяжении всего лета.
Следует регулярно проводить ревизию существующих насаждений. Своевременно удалять больные и старые растения, заменяя их молодыми. Контролировать рост порослевых массивов и растений сорных пород, которые не представляют ценности. Подобные мероприятия сделают облик города ухоженным, здоровым и приятным.
Отдельное внимание следует уделить благоустройству территорий жилых дворов. Самая основная сложность состоит в том, что эти работы проводятся без привлечения ландшафтных специалистов, в результате чего жители получают типовые, неинтересные, часто неудобные планировочные решения. Та же история часто повторяется с бульварами. Посадки производятся формально, обеспечивая нормативный процент по озеленению, но не решая при этом основных задач гармонизации пространства. Кроме того, благоустройство дворов и бульваров создаст дополнительные пешеходные пространства (сегодня в Москве общественные и дворовые пространства изобилуют большим количеством огороженных территорий).
Дмитрий Онищенко,
генеральный директор ландшафтной компании «Артеза»