• Версия для печати
  •               Просмотров 7636 Добавить в избраное

Тенденции развития ландшафтной отрасли

Тенденции развития ландшафтной отрасли
29.12.2010

Редкий "ландшафтник" не знает Виктора Скороходова, в прошлом (с 1996 года по август 2005 года) директора отдела рекламы и маркетинга Издательского центра "Зеркало" (журналы "Ландшафтный дизайн" и "Сад своими руками"). В настоящее время он руководит международным журналом "Ландшафт плюс", создал рекламное агентство "Брэнд ап" и участвует в работе учебного центра "Ипсилон" по направлению "семинары для специалистов ландшафтной индустрии".

Член Гильдии ландшафтных предпринимателей Украины, член жюри международного конкурса в рамках выставки Цветы по озеленению ВВЦ и Москвы, организатор проведения серии семинаров и круглых столов.
В преддверии Новогодних праздников Виктор любезно согласился поделиться с читателями GARDENER.ru своими мнениями о тенденциях развития ландшафтной отрасли в нашей стране.

 


 

Моя профессия рекламиста позволяет мне критично оценивать многие моменты в развитии любой отрасли, в том числе и в развитии рынка ландшафтной индустрии в нашей стране. Состояние рынка в любой отрасли развивается по определенным законам, хотим мы того или нет. Всегда найдутся активные люди, способные и желающие популяризировать и развивать отрасль в целом. Хотелось бы остановиться на некоторых негативных, на мой взгляд, моментах, которые преобладают сейчас на ландшафтном рынке и на более цивилизованных способах развития ландшафтной индустрии в целом.

 

Что мне не нравится на сегодняшний день на рынке ландшафтной архитектуры.

Во-первых, это существующий бессмысленный спор, что первичнее – ландшафт или архитектура.

Я категорически против расставления акцентов и вообще споров о первичности, вторичности… это напоминает спор – “что появилось раньше – курица или яйцо?”. Хотя, сам считаю, что все же природа первичнее рукотворных деяний человека, и поэтому наш журнал называется “Ландшафт плюс”, т.е. сначала ландшафт!

Такие же споры существуют и в терминологии – как называть людей, занимающихся преобразованием и благоустройством среды – “ландшафтными архитекторами”, “ландшафтными дизайнерами”, “специалистами садово-паркового хозяйства”, “ремесленниками”, “садовниками” и т.п. Постоянно приводятся какие-то новые доводы в пользу той или иной точки зрения.
 

Вопрос терминологии неоднократно поднимался на заседаниях различных общественных организаций, но, насколько я знаю, общего четкого ответа так и нет. В народе закрепилось название “ландшафтный дизайнер”, поэтому у нас сейчас все ландшафтные дизайнеры. В этом как раз проявляется отношение ландшафтников к своей профессии – нет согласованности, возникают всё новые и новые организации, считающие друг друга конкурентами и старающиеся сделать всё возможное для продвижения и популяризации своей фирмы или себя лично, а не ландшафтной отрасли в целом.


Многочисленные курсы по ландшафтному дизайну, как правило, организованные "специалистами”, которые не понимают элементарных правил обучения  людей, (так как к педагогике имеют отдаленное отношение) в итоге дают неглубокие, примитивные и поверхностные знания по вопросу. В итоге они выпускают сотни “ландшафтных дизайнеров”, совершенно не способных работать и естественно наносящих урон престижности профессии.  На одной из московских выставок мне пришлось дать консультацию, как потом оказалось преподавателю курса ландшафтного дизайна из провинции, по вопросу приживаемости некоторых растений, опубликованных в популярном журнале (далее без комментариев).
 

Хотя, в Новосибирске, например, существует энергичное ландшафтное течение, есть интересные проекты, идет развитие отрасли… и, именно новосибирцы сделали, например, много образовательных дисков по ландшафтному дизайну и проектированию и показывают, таким образом, свой опыт создания ландшафтов другим. (Не будем обсуждать их качество, так как легче критиковать чем делать самим). Почему Москва этого до сих пор не сделала, ведь здесь и опыта больше и специалисты сильнее? Потому что здесь мало кого интересует развитие отрасли – всех интересует только бизнес, точнее деньги. Кстати, в Москве сейчас  работают питерские фирмы… Почему? Потому, что, во-первых они занимаются творчеством, а во-вторых стоимость услуг дешевле…

 

Когда в МАРХИ открылась международная школа, многие возмущались – почему там? Но ведь люди занялись своим продвижением, сделали программу, оказались просто пошустрее – разве это плохо? И, к счастью, сейчас стали появляться фирмы и люди, которым интересна и небезразлична ландшафтная тема, но все они пока разрознены, не верят и не видят реальной общественной организации, которая смогла бы их объединить и защищать их интересы. Да и законодательство у нас в этом отношении наверно “хромает”.

 

Поскольку мы затронули тему общественных организаций в ландшафтном бизнесе, хотел бы высказать свои критические соображения и по этому вопросу. Мне очень не нравится отношение самих ландшафтников к таким организациям. Оно в основном потребительское и мне, например, как члену Гильдии предпринимателей Украины, часто приходится с таким отношением сталкиваться. Когда ландшафтникам предлагают вступить в какую-либо организацию, подавляющее большинство задается вопросом: “Что даст мне организация?”. В этом и есть ошибка, нужно ставить перед собой совсем другой вопрос: “Что я могу дать ассоциации и как впоследствии я могу использовать членство для развития фирмы и организации?”. Хотя, кстати, с точки зрения пиара, просто быть членом какой-либо организации всегда полезно, вопрос как это грамотно преподнести.
 

Бывают случаи, когда вступающая в организацию фирма платит большой вступительный взнос, ставя перед собой цель получения корочки, Vip-приглашений на банкеты и т.п., но не участвует в жизни ассоциации. Такая организация является спонсором, а не участником, не членом организации. Поэтому, прежде, чем вступать куда-либо, определитесь, какой вид сотрудничества интересен Вам - будете ли вы членом организации, активно участвующем в решении каких-либо проблем или спонсором организации?


Общественные организации необходимы – именно они двигают отрасль вперед и честь и хвала людям, способствующим популяризации и развитию отрасли. Ни один чиновник,  известный и уважаемый сам не в силах это сделать.

 

В отношении прессы, а точнее того, что мне не нравится во взаимоотношениях ландшафтников и СМИ. Во-первых – непрофессиональный подход к продвижению своей фирмы в СМИ, например использование одних и тех же материалов в различных публикациях. Когда мы видим навязчивую рекламу о том, что эта фирма самая лучшая, а публикуются фотографии 2-3-х объектов, снятых с разных точек и нас учат, как это делать – это губит не только эту фирму, но и весь рынок нашей профессиональной специализированной прессы. Одни и те же материалы “гуляют” из номера в номер, из журнала в журнал, крайне мало эксклюзива… Тут палка о двух концах – журналы не могут платить хорошие деньги за авторство по причине того, что ландшафтники не готовы платить хорошие деньги за рекламу, а соответственно и нет в достаточной мере качественных журналов. Пресса в данном случае в полной мере отражает реальное состояние рынка. Помощь могут оказать, опять таки, только общественные организации, пропагандирующие ландшафтную индустрию. Тогда и рекламные агентства повернутся лицом к журналам, давая им рекламные бюджеты компаний, продвигающих потребительские товары, будут тратить деньги на хорошие публикации и фото.

У нас в стране люди все творческие – и в этом тоже есть проблема – каждый сам себе дизайнер, рекламист и вообще мастер на все руки. Все ругают рекламу, хотя это всего лишь отражение общества и рынка.
 

Кстати, из-за слабости рынка у нас всё больше появляется книг с откровенными ляпами и просто глупостями. Рынок стремительно развивается, многие “писатели” или издательства стремятся заработать, выдавая на-гора по многу книг в год. Тут опять же вопрос тщеславия – такое ощущение, что большинство ландшафтных архитекторов имеют глубокие психологические проблемы в себе самих. И это всё видно – из статей, которые они пишут; из книг, которые издают; из проектов, которые делают…


А когда действительно нужно продемонстрировать свое мастерство, у них то денег не хватает, то профессионального подхода и знаний как это правильно сделать.
 

Сейчас и выставочных площадок много – тот же Мезонин, или Парад Садов на ВВЦ…. Поучаствуйте, покажите, что вы можете, ведь участие стоит не так дорого. Но большинство боится – жюри, оценок, негативным мнений, экспериментов… Неучастие – это не проблема выставок, а проблема самих участников. По этой причине у нас нет по-настоящему хороших фестивалей и выставок.
 

Очень много форм коммерческого творчества есть на западе, а у нас? На память приходит только один пример – когда в рамках еще 1-го фестиваля цветников была сделана реконструкция парка – взят объект, приведен в порядок и подарен городу. Возникает сложность во взаимоотношениях со спонсорами – под чье имя это делать. У нас много уважаемых личностей, но нет одной, которой доверяют и уважают все, под которую дадут серьезные деньги.

 

Интересная выставка на Брестской, которая сейчас всё больше трансформируется в конкурс проектов. Но есть у нее один большой минус, - все деловые мероприятия, которые проходят в ее рамках устраиваются в уголке  общего зала. Это портит имидж выставки, и, повторюсь, опять же, отрасли в целом. Темы всегда очень хорошие, выступающие тоже – но проводить нужно в другом месте – может снять конференц-зал, пусть даже брать какие-то небольшие деньги с посетителей… Деловым мероприятиям ничто не должно мешать – ни шум посетителей выставки за стеной, ни звуковая реклама...

Выставка эта изначально была интересна своим форматом, но, поскольку, развитие самой выставочной площади не пошло – идет развитие конкурса проектов. Думаю, со временем, выставочная площадь трансформируется, там останутся только информационные спонсоры, а  было бы здорово сделать маленький парад садов руками 5-6 компаний – по примеру того, как в этом году сделала “АкваАрхитектоника”.

Нельзя не вспомнить и про новую выставку “Ландшафтная Архитектура. Флористика”в Крокус Экспо. По формату эта выставка совсем другая, не похожая на выставку на Брестской, и очень перспективная. На ее открытии в апреле я отметил, что у выставки есть все шансы стать интересной и ведущей. Тем более если они решат транспортную проблему, то у нас появиться выставка европейского уровня.

Выставку GardenRussia, которая проходит в рамках строительной недели MosBuild, как интересную и полезную для ландшафтников я даже не рассматриваю. Раньше все посетители шли через павильон GardenRussiaи люди хоть что-то видели, теперь вход сделали отдельным и народ в большей мере пошел мимо. Площадь самого павильона маленькая, а стоимость участия неоправданно высока. И название выставки и ее содержание друг другу уже совершенно не соответствуют. Да и с точки зрения подъезда и парковки хуже Экспоцентра на Краснопресненской пожалуй выставочного комплекса и нет.

Теперь поговорим о рекламе. При возникшей конкуренции рынок рекламы ландшафтных услуг естественно тоже должен меняться. Ведь реклама это не только творчество, а главная задача рекламы - продавать.


У каждого рекламного носителя – будь то журнал, ТВ, радио, выставки, Интернет есть своя специфика воздействия на потребителя. Для этого нужно не только понимать свою аудиторию,  цели и задачи рекламы, но, чтобы она совпадала с целью, задачами и возможностями самой фирмы. Определите свои сильные и слабые стороны и работайте над ними.


Джек Траут в своей книге “Сила простоты”  пишет, что большинство людей скрывают истинное положение вещей, усложняя ведение бизнеса. Я бы добавил, что большинство людей очень любят:

- много говорить,

- заумно говорить,

- представлять вещи такими, какими они не являются

- завышать свой статус и т.п.
На рынке услуг это активно продается. Терминология, которая придумана для общения между специалистами, “выливается” на потребителя, перед которым нужно блеснуть знаниями, показать свою важность, в итоге клиент мало чего понимая, оплачивает “крупный” счет и получает услугу (хорошо если качественную) с большим налогом “наглости”.

 

Ландшафтный архитектор должен владеть азами рекламы, психологии, учиться вести переговоры, точнее, наверно, быть просто управленцем. Какой плюс от знаний в сфере продаж? - любого клиента всегда можно “развести на деньги”, кроме той суммы, которую он запланировал. Для этого есть масса способов, приемов, описанных во множестве книг и на открытых семинарах (качество правда иногда такое же как и на ландшафтных, здесь лохотрон тоже работает). 

 

Нужно учиться бизнесу!
Расскажу случай из практики. За месяц до нового года мне позвонил клиент, зная стоимость консультационных услуг, сказал, что это очень дорого… Через неделю он перезвонил снова и сообщил, что согласен на эту сумму, на что я ответил: “Извините, но теперь ставка на 50% дороже”. Клиент даже не пытался понять,почему ставка выросла. За 10 дней до нового года он позвонил снова и сказал, что после совещания они согласны оплатить мои услуги по новой цене. На что я ему ответил, что скидки закончились и ставка выросла еще на 50%. На его возмущенный вопрос “Почему?” я ответил: “Если Вы обсуждаете три недели оплачивать или нет услуги консультанта, то я понимаю, сколько месяцев вы к этому шли; если Вы три недели обсуждаете резкое повышение стоимости этих услуг, то я понимаю как вы долго приходите к мнению вообще вкладывать деньги во что-либо; но если Вы так же ведете свой бизнес, то я Вас проверил элементарной провокацией, чтобы понять как с Вами работать и какие у Вас проблемы. Тратить свои нервы на Вас за стандартный гонорар я не готов, так как у Вас очень большие проблемы в ведении бизнеса, а не в творчестве”.


Увы, большинство клиентов считают себя очень умными и хитрыми, не уважая мнения и время других людей, это касается и их заказчиков, которые как раз и должны иметь больше уважения, так как они уже заработали деньги для роскоши, которой и является создание садов.

Возвращаясь к тенденции развития ландшафтной индустрии, на мой взгляд, будет происходить следующее:

1. Брэндами будут люди, а не фирмы

2. Произойдет четкое разделение рынка на озеленителей и  дизайнеров

3. Появление более качественной информации для самой индустрии

4. Появление интересных, регулярных PR-событий

5. Отсутствие жесткой конкуренции из-за достаточной емкости рынка.

Очень надеюсь, что следующий год будет началом проявления рынка ландшафтной индустрии как отрасли состоявшейся, со своими проблемами и мечтами...

 

GARDENER.ru


       


Смотрите также

Елена Голосова: "Сады всегда строились во время экономического подъема в государстве" 04 июля 2017 года

Доктор сельскохозяйственных наук, заведующая лабораторией ландшафтной архитектуры Главного ботанического сада РАН Елена Голосова вошла в состав жюри Открытого международног ...