• Версия для печати
  •               Просмотров 15229 Добавить в избраное

Сад Стива Джобса – воспоминания известного британского дизайнера Пенелопы Хобхауз


Сад Стива Джобса – воспоминания известного британского дизайнера Пенелопы Хобхауз
05 марта 2012 года

Стив Джобс… Выдающийся бизнесмен-миллиардер, человек-загадка, экстравагантный гений в джинсах и водолазке, самовлюбленный трудоголик… – какими только эпитетами не награждали этого человека, ставшего легендой еще при жизни. У каждого, кто знал Джобса лично, есть на этот счет собственное мнение, основанное, на воспоминаниях и рассказах коллег, друзей и соседей. Недавно известный британский дизайнер Пенелопа Хобхауз (Penelope Hobhouse), в интервью нескольким известным изданиям (Hortus, San Francisco Chronicle) рассказала о своей первой встрече с Джобсом, о своих впечатлениях от общения с ним и их совместном проекте.

 


 

В свои 82 года Хобхауз часто вздрагивает, когда ее называют "гранд-дамой" в мире британского ландшафтного дизайна и садовой литературы, хотя, вряд ли кто-нибудь будет с этим спорить. Все её книги – бестселлеры, рассчитанные как на начинающую, так и на профессиональную аудиторию и охватывающие самый широкий круг вопросов - от основных, фундаментальных принципов дизайна до исторических садов разных стран и континентов.

 

Пенелопа вспоминает, как в далеком 1996 году ей пришлось отправиться в трехнедельную поездку по Соединенным Штатам. Причиной послужил неожиданный телефонный звонок от соучредителя компании "Apple" Стива Джобса. "Человек просто сказал, как его зовут, и, что он хотел бы, чтобы я приехала и перестроила его сад в Пало-Альто, Калифорния".

У Хобхауз возникли некоторые сомнения по поводу возможности такого сотрудничества, но ее сын убедил ее "сказать да и оправиться туда немедленно". Таким образом, решение было принято довольно быстро. В этой поездке Хобхаус сопровождал молодой дизайнер по имени Пирс Саймон  (Piers Simon), которого она представляла окружающим как своего ученика. В 2004 году Пирс погиб в Таиланде во время цунами, пытаясь спасти свою девушку.

 

По воспоминаниям Хобхауз,   ее первая деловая встреча со Стивом Джобсом произошла в ресторане, "по стенам которого ползали мухи…". Не имея ни малейшего представления о том, что именно захочет сделать на своем участке Джобс, она заранее подготовила список растений, которые подходили для климатической зоны Калифорнии, но… испытывала большую нервозность по поводу встречи с новым клиентом.

 

"Он ворвался в ресторан на роликовых коньках и сел рядом. Жалею, что не имела тогда возможности записать наш разговор – я до сих пор помню, настолько напористым и убедительным был этот человек". "Мистер Джобс попросил меня спроектировать английский коттеджный сад, который бы сочетался с его домом в тюдоровском стиле на Уэверли-стрит в Пало-Альто" - продолжает свой рассказ Хобхауз. "Для меня эта задача была довольно простой. Я не видела никаких проблем с подбором необходимых растений и знала, что в итоге получился действительно хороший проект. Джобс практически ничего не смыслил в садоводстве, но он твердо знал, какой именно стиль ему нужен. Позже мы выслали ему фотографии каждого из растений, которые мы рекомендовали использовать при закладке сада".

 

Хобхаус уже приходилось иметь дело с Калифорнийскими садами, и она хорошо знала некоторых местных дизайнеров. У нее были и другие клиенты, которые купили участки рядом с Пало-Альто.  В свои первые визиты в это место, она влюбилась в расположенные неподалеку сады Филоли (Filoli gardens), которые Пенелопа называет "одним из самых прекрасных садов Америки", и сад Уэстерн-Хилл (Western Hills Nursery's garden) рядом с Оксиденталом. Она также подружилась с Мэй Арбегаст (Mai Arbegast) - дизайнером сада Берклей (Berkeley garden): "Она взяла меня под свое крыло и научила многим вещам". Пенелопа с ностальгией вспоминает те дни, проведенные в Пало-Альто: "Мне нравится этот стиль Западного побережья… Калифорния чрезвычайно обогатила мою жизнь и мое писательское творчество… Есть так много замечательных американских садов и дизайнеров…"

 

Стив Джобс купил внешне непримечательный дом в тихом районе Пало-Альто в середине 1990-х, после женитьбы на Лорин Пауэлл (Laurene Powell). Люди, которые бывали у него в гостях, говорили, что и внутренний интерьер дома довольно прост – мебели совсем немного, но всё же больше, чем в его прежнем, "холостяцком" особняке в  Вудсайде (Woodside), где Джобс проживал с 1984 года. Тот исторический особняк, площадью 1350 кв.м., в испанском колониальном стиле, был построен в начале 1925-м году для магната-промышленника Дэниела Джеклинга, и с тех пор известен как Дом Джеклинга (Jackling House). Как только Джобс поселился здесь, он решил снести этот особняк и построить на его месте новый дом. На протяжении нескольких лет он вместе с архитекторами работал над проектом более изящного дома, однако этим планам не суждено было сбыться. В защиту исторического здания выступили многие местные организации, а для привлечения общественности была создана группа “Сохраним Наше Наследие” (Uphold Our Heritage), и запущен сайт Друзей Дома Джеклинга - http://www.friendsofthejacklinghouse.org. Судебные тяжбы шли много лет, и лишь в конце марта 2010 года, калифорнийский суд наконец предоставил Джобсу законное право избавиться от особняка, на месте которого должен был появиться строгий дом в стиле модерн. Особняк был снесен в феврале 2011 г., но, в связи с болезнью хозяина, планам по строительству нового дома так и не суждено было осуществиться. Вероятно, нервозная атмосфера и постоянные судебные разбирательства также сыграли когда-то свою роль в принятии решения о переезде на новое место жительства в Пало-Альто.

 

"Я была большой поклонницей Джобса и уважала его взгляды и представления о красоте и лаконичности сада", - продолжает Хобхаус. В течение нескольких дней общения, она ни разу не заметила того, что некоторые его сотрудники часто ему приписывали – высокомерия, запугивания, нетерпимости, излишней требовательности и желания всё вокруг держать под своим контролем. Для нее это был "хороший, вежливый человек". Джобс никогда не возвеличивал себя над другими, запрещал называть его гением и считал достигнутые его компанией успехи заслугами огромной команды специалистов. Он часто говорил о ценности и необходимости совместной работы и в качестве примера приводил своих кумиров – музыкантов группы The Beatles. Как утверждал Джобс, "великие вещи в бизнесе никогда не делал один человек, они сделаны группой людей".

 

Пенелопы Хобхауз также вспоминает и другую, очень понравившуюся ей, как дизайнеру, цитату Джобса, которую она нашла уже после его смерти: "Дизайн – смешное слово. Некоторые люди думают, что дизайн – это то, "как это выглядит". Но, конечно, если вы копнете глубже, то  окажется, что в действительности дизайн – это "как это работает".

 

Уважение Джобса и Хобхауз друг к другу было взаимным: спустя некоторое время после завершения работ на его участке, Джобс отправил своего садовника Мэтта Уокера (Matt Walker) на обучение в мастерскую садового дизайна, которую Пенелопа и ее сын держали на юге Англии, в Сомерсете. "Я думаю, что отправив нам этого восторженного молодого человека, он таким образом пытался выразить нам свою благодарность" - отмечает Пенелопа.

 

Хобхаус никогда не видела тот сад, который был сделан в Пало-Альто по ее проекту (к сожалению, этот частный сад вообще мало кто видел изнутри). Соседи Джобса, знавшие его не как звезду Силиконовой Аллеи, а как заботливого мужа и отца, тщательно охраняют подступы к его дому от туристов-паломников и вездесущих папарацци. Они яростно, порою с кулаками защищают неприкосновенность частной жизни его жены и троих детей, которые в настоящее время живут в этом доме.

 

Биограф Стива Джобса Вальтер Исааксон (Walter Isaakson), – один из немногих, кому посчастливилось побывать в Пало-Альто. Он удивлялся, насколько скромно жил Джобс, у которого не было ни помощников, ни охранников, ни собственного водителя. Прохожие часто могли видеть его сидящим за компьютером в своем угловом кабинете, окна которого выходили на яблоневый сад. В свободное время, они с женой любили гулять по окрестностям, держась за руки. Джобс настолько уютно и спокойно чувствовал себя в этом месте, что, порою, даже не закрывал входные двери в дом, а территория палисадника была огорожена простеньким и неприметным забором. Один раз в году – на Хэллоуин - изящные железные ворота поместья открывались, впуская в сад шумную, разукрашенную  детвору. Навстречу им выходил Джобс в костюме Франкенштейна и раздавал сладости и другие угощения… Соседи часто вспоминают эти веселые дни, когда, Джобс, казалось, сам становился ребенком и был готов порезвиться от души…

 

Отдавая дань памяти Джобсу, а также в благодарность соседям, которые всегда и во всем его поддерживали при жизни, традицию отмечать этот праздник решено было сохранить. Всего через несколько недель после его смерти, железные ворота усадьбы вновь открылись, сад наполнился искусственным серебристым туманом, в пелене которого прослеживались очертания светящихся тыкв-фонариков, а из динамиков слышался приглушенный гром и потрескивания. Беззаботные дети, одетые в костюмы iPad, iPod и iPhone, устремились в сад, чтобы наполнить свои целлофановые мешочки апельсинными дольками, печеньем и конфетами…

 

Михаил Щеглов,

GARDENER.ru

 

В статье использованы материалы изданий:

"Hortus", "San Francisco Chronicle".

Фото:

Diana Walker ("Time"), "Frances Lincoln Publishers", http://www.flickr.com/photos/elwetritsche/, http://www.allaboutstevejobs.com/, http://www.flickr.com/photos/sjstearns/




Ссылки по теме

Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии