• Версия для печати
  •               Просмотров 21866 Добавить в избраное

Нортумберландия - новое творение Гуру геопластики Чарльза Дженкса


Нортумберландия - новое творение Гуру геопластики Чарльза Дженкса
26 февраля 2013 года

Представьте себе, что вы идете по темному лесу и видите в лесной чаще просвет. Вы направляетесь по направлению к нему и выходите на огромную лужайку, в центре которой возвышайтся странный, но в то же время чудесный холм высотой с девятиэтажный дом. На вершине холма из камня и земли вырезан профиль лица человека, покровом для которого служит газонная трава. Поднявшись на холм и исследовав его более тщательно, вы поймете, что облик человека продолжается и в других неровностях рельефа, растянувшихся примерно на четверть мили. Вы без труда найдете грудь, бедра, тонкую руку с открытой ладонью и руку, указывающую на пруд с водой. Именно такими могут быть ваши впечатления от новой работы знаменитого мастера геопластики, американо-британского архитектора Чарльза Дженкса (Charles Jencks).

 

Встречайте сделанную из земли, лежащую на спине Нортумберландию (Northumberlandia) - богиню английского графства Нортумберленд (где она расположена), Богиню Севера или, как ее называют местные жители в этой угольной области, Леди.

 

В сентябре 2012 г. принцесса Анна участвовала в официальном открытии гигантской скульптуры, которую в последующие несколько недель посетило более 25,000 посетителей. Поначалу не обошлось и без критики со стороны желтой прессы, причины были разные, но главная из них – 30-метровая грудь богини, которая не давала покоя не только журналистам, но и местным евангелистам, назвавшим работу Дженкса победой язычества над христианством. "Они беспокоились, что языческая богиня может пробудить плотские желания у местных жителей, которые будут забираться на ее холмы, чтобы заниматься здесь любовью. Однако, Нортумберландия – не имеет ничего общего с язычеством, и моральный облик людей, путешествующих по ее рельефу, никоим образом пострадать не может", - так прокомментировал эти замечания 73-летний Дженкс.

 

Работа Дженкса считается крупнейшим рукотворным изображением человека на планете. С ее вершины, т.е. с лица, вы можете увидеть далекое Северное море и город Ньюкасл, а на севере – горный массив Чевиотс, чьи неровности перекликаются с неровностями тела Северной Богини.

 

Люди чувствуют себя лилипутами, когда идут по маршруту протяженностью 4 мили, который очерчивает контуры гигантской фигуры. Нос на лице богини представляет собой треугольник из камня и торфа, а на вершине массивного лба есть защищенное пространство, где посетители могут передохнуть и полюбоваться окружающими пейзажами. Губы полностью выполнены из камня. Почему людям нравится здесь быть? На этот вопрос у Дженкса есть закономерный ответ: "Самым интересным для людей всегда являются другие люди".

 

Критики неоднозначно воспринимают его новую работу. "Массивная женщина, на которую вы поднимаетесь... Довольно трудно отнестись к этому серьезно", так оценил Нортумберландию Тим Ричардсон, известный лондонский историк ландшафтного дизайна, писатель и критик.

 

Нортумберландия – совместный проект, финансируемый владельцами расположенного поблизости фамильного поместья Blagdon и энергетической компании Banks, занимающейся добычей угля в местных шахтах. Они хотели создать что-то особенное, что позволит привлечь внимание к этому месту, учитывая видимость территории со стороны автострады и железнодорожной линии. На реализацию проекта, который и был придуман Дженксом, они совместно потратили около $ 5 миллионов.

 

Женская фигура формировалась в течение двух лет с помощью огромных землеройных машин. Для ее создания потребовалось 1,5 млн. тонн глины, почвы и камней, которые были в свое время извлечены из шахт. Дженкс контролировал ход строительства и по мере необходимости вносил свои коррективы.

 

Как и все творчество Дженкса, Нортумберландия буквально наполнена космической символикой. Она кажется прикованной в земле, будто плененный лилипутами Гулливер из произведения Джонатана Свифта. Богиня расположена в зеленом и труднопроходимом уголке на северо-востоке Англии, чьи богатые угольные пласты превратили это место в промышленную зону, но где все жители имеют глубокие исторические корни. Далее вверх по побережью лежит Lindisfarne, скалистый остров, который привлек сюда кельтских монахов в VII веке. Ранее эта территория являлась окраиной Римской империи, что сегодня прослеживается по остаткам Валов Адриана – оборонительных укреплений протяженностью 120 км (выдающийся памятник античности в Великобритании).

 

Здесь есть и другие формы рельефа, которые существует со времен древних бриттов и потому также рождают мысли о космосе. Самым известным в Великобритании культовым сооружением, связанным с солнцем, является Стоунхендж, но Дженкс напоминает, что существует еще и шесть больших фигур белых лошадей, которые вырезанны на разных меловых холмах древними кельтами...

 

Дженкс известен в Великобритании прежде всего своей работой по созданию дизайна ряда онкологических центров. В непринужденной, привлекательной и чувственной обстановке пациенты и члены их семей могут встречаться и общаться за пределами серых коридоров больницы. Первый такой центр открылся в 1996 году, через год после того, как жена Дженкса Мэгги Кесвик, ландшафтный дизайнер и историк, умерла от рака в возрасте пятидесяти четырех лет. Дженкс убедил ведущих международных архитекторов, таких как Фрэнк Гери (Frank Gehry), Заха Хадид (Zaha Hadid) и Ричард Роджерс (Richard Rogers) в необходимости разработки аналогичных лечебных центров.

 

Но в мире дизайна Дженкс первоначально стал известен как архитектурный критик и ландшафтый архитектор. Возможно, его самый известный проект – Сад Космических Размышлений (Garden of Cosmic Speculation), который Дженкс и Кесвик построили в их собственном имении в Портрэк Хауз (Portrack House) на юго-западе Шотландии. Дженкс был знаком и восхищался шотландским ландшафтным дизайнером по имени Ян Гамильтон Финли (Ian Hamilton Finlay), чей сад "Маленькая Спарта" (Little Sparta) с рядом открытых пространств и необычных скульптур дал ему хорошую почву для изучения взаимосвязи садоводства к философии.

 

Финли имел обыкновение говорить: "Некоторые сады описываются как убежища, но в действительности они атакуют". Дженксу была близка такая точка зрения, - его ландшафтное искусство не является столкновением природы и культуры, это самоорганизующиеся силы космоса. Он отмечает, что "люди начали размышлять о космических событиях и своем существовании на Земле как минимум 80 тысяч лет назад". Но только в последние десятилетия, благодаря научным исследованиям в области происхождении человека, мы начали приходить к некоторому пониманию. Это привело к сдвигу в нашем сознании, что и старается отразить в своих работах Дженкс: "Мы живем в новой парадигме. Мы теперь знаем, как зарождалась вселенная, и еще много вещей, которые идут вразрез с ньютоновской точкой зрения". Дженкс и другие современные художников – такие, как Майя Лиин (Maya Lin), например, - находят вдохновение в космических принципах Вселенной, основанных на постоянных метаморфозах.

 

В то время, когда старые взгляды "были детерминированными и относительно простыми" - отмечает Дженкс, "новая космическая эра позволила заглянуть в глубины вселенной, увидеть фракталы, спирали, солитонные волны и многие другие формы". Дженкс видит их влияние повсюду - в хаотичном танце ураганов, в бурях Большого Красного Пятна Юпитера, в сливном отверстии в ванне или даже в нервных импульсах нашего мозга. Изображение двойной спирали прослеживается в ряде его скульптур, в том числе в его собственном ДНК-саде в Портрэк Хауз. В одном из элементов этого сада Дженкс сделал искаженную террасу под старым деревом. Выполненная из алюминия и торфа терраса видоизменена таким образом, что складывется впечатление, будто ее засасывает космическая черная дыра.

 

В другой части сада Дженкс создал каменную структуру, основанную на его размышлениях о субатомных частицах, в том числе бозонах Хиггса. В апреле 2010 года Питер Хиггс - скромный физик, предсказавший существавание универсальной порождающей частицы – был приглашен к Дженксу на обед и согласился позировать художнику, сидя на скульптуре. Как писал позднее Дженкс: "это не совсем та космическая частица, которые я обычно изображаю в ландшафте, но, по крайней мере, Хиггс – тоже часть Вселенной”.

 

Вдохновленные космосом формы "становятся все более распространенными в современном дизайне", сказал Джон Бердсли (John Beardsley), историк ландшафтного искусства и директор курсов по ландшафтному дизайну Научно-исследовательского центра Гарвардского университета в Думбартон-Оксе. "Дженкс имеет четкие теоретические представления о том, как современный дизайн связан с теорией хаоса и сложными науками", говорит Бердсли, и отмечает, что некоторые из работ Дженкса всё же слишком буквальны.

 

Кэти Кэмпбелл (Katie Campbell), историк ландшафтного искусства из Лондона, полагает, что новые научные данные о космосе лежат за гранью человеческого понимания, и она сомневается, что работы Дженкса представляют какой-либо практический интерес. Вместе с тем, она признает, что необычность и абстракционизм этих творений делает ландшафт сказочным и сам по себе являет одну из новых и современных форм искусства.

 

Лондонский критик Тим Ричардсон, которого мы уже упоминали выше, находит скульптуры Дженкса чересчур нравоучительными и амбициознми, чтобы принимать их всерьез, и все же Сад Космических Размышлений – это настоящий садовый дизайн с растениями и рукотворными пространствами. "Этот сад обладает эстетической красотой места, которой я восхищаюсь" говорит Ричардсон. Он также восхищается и тем, что Дженкс является непримиримым борцом против превалирующего мнения, что интеллектуальной и научной символике нет места в садовом дизайне. Кроме того, он считает, что необычные ландшафтные формы Дженкса – многоуровневые, травянистые, извилистые холмы, часто соседствующие с водными источниками - вносят значительный вклад в развитие современной ландшафтной архитектуры.

 

Что касется новой работы Дженкса, то для самого архитектора Нортумберландия, через ее огромные формы, стала попыткой диалога с космосом. Хотя скульптура и похожа на огромную абстракцию, она сделана с большим смыслом, поэтому не вызывает впечатления китча. Открытая ладонь фигуры Богини Севера по христианской и буддийской традиции символизирует приветствие и служит входом на фигуру. Вы петляете по ее изгибам, насыпям и спиралям, которые с близкого расстояния вовсе не напоминают элементы женской фигуры. Если же вовсе абстрагироваться от мысли, что это изображение человека, то на первый план выходят некоторые другие детали, такие как изящные тропинки, скрытые колышещейся на ветру травой. Ветер поднимает на озере гребешки волн, но когда его нет, водная поверхность похожа не зеркало, в котором отражаются окрестные ландшафты.

 

Дженкс отмечает, что его Богиню Севера лучше исследовать рано утром или ближе к вечеру, когда длинные тени подчеркивают особенности рельефа. На холмах устроены специальные места для отдыха и смотровые площадки, самая верхняя из которых – на лбу фигуры. Отсюда лучше всего виден карьер с хорошо различимыми угольными пластами, гигантские самосвалы, которые издалека кажутся игрушечными и хранилище с горами добытого и подготовленного к транспортировке угля.

 

Чем выше вы взбираетесь на фигуру, тем сильнее чувствуете порывы ветра. Ветер, как и угольные шахты, является частью космической философии Дженкса. Он часто вспоминает Цицерона и других мыслителей прошлого, которые разделяли окружающее пространство на три класса: жикая природа, сельхозугодья и сады. Дженкс часто опирался на этот принцип в своих работах. Однако он считает, что, к сожалению, в наше время можно говорить и о четвертой ипостаси ландшафта, которая демонстрирует продукты жизнедеятельности человека. "Мусор и отходы", говорит архитектор, "являются для современного человека настолько естественным, как собственное дыхание".

 

Отходы от добычи угольного шлака, привели к тому, что бульварная пресса стала называть Нортумберландию "Slag Alice" – что является игрой слов и может интерпретироваться как Шлаковая Алиса или Грязная Алиса. Такие названия в популярных изданиях сильно обижают местных жителей, которые называют огромную скульптуру Леди и относятся к ней с большим уважением. Дженкс более снисходителен к такого рода публичной критике: "Общественное искусство должно пройти через это суровое испытание. Я думаю, Нортумберландия достаточно сильна, чтобы выдержать все, что обрушилось на ее плечи".

 

Михаил Щеглов,

GARDENER.ru

 

В статье использованы материалы:

http://www.washingtonpost.com, http://www.northumberlandia.com,

http://www.charlesjencks.com, http://www.banksgroup.co.uk


  • Нортумберландия
  • Нортумберландия
  • Нортумберландия - проект
  • Нортумберландия - проект
  • Нортумберландия - этапы строительства




Ссылки по теме

Смотрите также

Дизайнерские люки под брусчатку – технологичнее, чем в Европе, декоративно и доступно по цене 15 июня 2020 года

Россияне любят путешествовать. Очень часто их путь лежит в Европу. Привлекает многое:... ... 


Комментарии