• Версия для печати
  •               Просмотров 12557 Добавить в избраное

Гений места и не только...


Гений места и не только...
09 марта 2016 года

Высокий поступок тот, в котором максимум жертвенности и минимум заинтересованности.

Как это можно запечатлеть, выразить не только словами и поступками?

На каком еще языке?

Никуда нам не деться от нашей антропоморфности; ее проявления создают настроение, являют характер.

Мы и Мир вокруг создаем по образу нашему и подобию, мы иначе не сможем его воспринять, да он нам и не нужен такой….чужой…. 

 

ЗДАНИЕ – РУИНА

Первое - всегда достойно внимания, как «незыблемое» творение, результат усилий многих людей: их мыслей, мечтаний, надежд и действий. Это твердь, монолит, который переживёт всех нас, станет прибежищем многих людей, вместилищем счастья, источником мыслей, чувств и созидательных действий во благо общества. Благородно!

 

Оно еще и являет собой объект красоты; прочно: что может быть прочнее и долговечнее камня. В то же время, оно может быть таким лёгким во внешней форме, таким изящным, пропорциональным, даже ажурным и хрупким на вид. Хочется любоваться. Сколько полезного, доброго и замечательного может быть с ним связано! Как это прекрасно!

 

Руина - след былой жизни. Свидетель свершений, надежд и разочарований, мудрых и необдуманных решений и действий.

Так порой непроста и неоднозначна жизнь общества. Сколько пользы, возможно, здание принесло обществу и людям, когда «оно» служило материальным основанием, на которое опиралось общество в поступках общественных деятелей на Божественные начала жизни! И вот…руина. Но какой гуманной могла быть ее кончина!

 

 

Буленгрин с использованием старого цоколя стоявшего ранее на этом месте дома

 

Возможно, оно в свое время спасло множество жизней при бомбежках или осаде из орудий; и, даже, полуразрушенным, оставленным всеми, оно не раз становилось кровом случайным странникам, ничего не требуя себе взамен, никакого участия: ухода, ремонта. Как оно было счастливо, если кто-нибудь из странников уходя поправлял покосившиеся двери, заброшенные окна или оставлял после себя заботливую чистоту, которой были бы рады следующие путники. Это ли не свидетельство преемственности Божественной любви к ближнему.

 

Даже сейчас, когда оно не способно уже дать случайный кров, оно стало почвой для поселившихся в ней растений и защитой их от жестокой непогоды. Какое  свидетельство жертвенности! Оно стоит, держится еще, как свидетельство и памятник всего лишь фрагмента  многотысячелетней истории человечества. Как рвётся душа в благородном порыве, переполненная благодарностью и восхищением к этому творению, в своей беззащитности являющем надежду в незыблемости, вечности  и воплощении вселенской любви! Какой масштаб, какая глубина! Как это возвышенно!

 

Глухая массивная стена частично спрятана за кронами деревьев, частично декорирована вьюнами,

образующими зеленое живое пятно с четким геометрическим контуром,

невозможным в живой природе, определяемым геометрией стены.

 

ГЕНИЙ МЕСТА

Гений места, что это?

Это понятие существует столетия. Оно постоянно звучит в различных контекстах.

Интуитивно ясно, что это красота, связанная с каким-то конкретным местом, расположенным  в данной  местности, созданная человеком или природой и обладающая своим неповторимым образом и характером.

Понятие выдержало время,  значит оно важно и необходимо. И как каждое емкое понятие многолико.

Один из ликов хочется здесь рассмотреть

Итак, в данном обжитом месте, естественно, уже есть постройки, руины, земля с имеющимся ландшафтом, с/х  угодьями, вода, горы, растительность. Все это возникло, создано, находится постоянно и это нельзя изменить, не разрушив. Они здесь уже существуют (используются или заброшены), неслучайно возникли, хотя могут выглядеть и хаотично разбросанными. Возникли исторически и в силу жизненной необходимости ; служили для каких-то целей в жизни людей, общества и сохранялись или изменялись ценой приложенных усилий. Долго существовали и созданы именно такими, т.к. были нужны именно здесь и именно тем  людям, которые в этом месте родились, жили и вели свой род в определенный исторический период. Являют образ человеческой культуры и истории  ее развития.

 

 

Нарисованная картина на глухой стене справа, дает перспективу замкнутому тесному пространству двора.

 

Но если стоит цель создать здесь что-то новое и как-то его использовать, например, усадьбу с садом, стоит ли разрушать все существующее на этой земле, стирать с лица земли историю и культуру. Модно? Но нужно отдавать себе отчет, что созданный новодел будет являть собой культуру настоящего времени, основанную на сегодняшних представлениях о ценностях жизни, последних достижениях прогресса и моды. Еще неизвестно, что из этого останется в жизни, будет завтра и послезавтра радовать и волновать. Когда еще оно превратится в ретро и историю и превратится ли - это еще вопрос. Это будет современная миниатюра, пусть эффектная, яркая, броская, со вкусом исполненная, поражающая воображение сегодня. И, если это случится, то, возможно, как отдельный кадр в киноленте человеческой истории и культуры.

А, ведь жизнь всегда дает выбор и ориентир дороги идущему. Умей только видеть,  размышлять и ценить.

 

Разрушить существующий ландшафт не удастся, не прибегая к чрезвычайным усилиям и затратам. Однако, можно использовать уже существующее на этой земле как фундамент для построения нового сюжета, облика. Воплощения новой идеи, которая сохранит «случайно» возникшее и чудом сохранившееся, но свяжет их воедино. Извлечет к очевидному прочтению те выразительные черты, присущие оставшимся объектам для любования и наслаждения. Существующее станет той средой, фоном, где вновь возведённое станет не только уместным, но и необходимым и неизбежным в процессе «культурных родов».

 

 

Пейзаж гармонизирован посадкой тростника, по габитусу схожего с голыми стволами сосен

 

Этот образ являет замечательный пример «сотрудничества» человека (его ума, души идуха)  и природы в историческом измерении; глубинной связи культур предков и их детей; составит незыблемость этнической культуры и станет логическим шагом ее развития, результатом рождения гениального образа, обладающего историей, культурной генетикой, определяемого этим конкретным местом.

 

В таком понимании, гений места – это приглашение и некая фора (данная природой и случаем), «тело» для зачатия  идеи и рождения гениального культурного явления. И это тело предоставлено каждому преобразователю, дело за малым….. Усилием, вкусом, талантом и бережным отношением к истории, как к предпосылке  настоящего момента жизни.

 

Что же получается?

Гений места – это взгляд, угол зрения на природный культурно-исторический ландшафт потенциального преобразователя, дерзнувшего поставить объединительную «точку» и продолжить развитие культурной стези этноса, а не скрытая культурно-историческая идея, недоступная поверхностному взгляду и доступная только гению…..

 А может и так…..

 

Ландшафтный дизайнер Александр Анинин

 

В материале использованы фотографии из книги «Tuinarchitecten en hun Creaties. Belgium». ISBN 90-74377-61-0




Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии