• Версия для печати
  •               Просмотров 3215 Добавить в избраное

"Сад-коллаж" (Spliced garden) на крыше девятиэтажного здания в Кембридже

Забелина Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, архитектор


"Сад-коллаж" (Spliced garden) на крыше девятиэтажного здания в Кембридже
10 апреля 2020 года

"Сад-коллаж", или как его называют по-английски, Spliced garden, был спроектирован на плоской кровле девятиэтажного здания Института биомедицинских исследований им. Уайтхеда в Кембридже, штат Массачусетс, в 1986 году. Изначально это было безжизненное внутреннее пространство на крыше: темное, негостеприимное, с высокими стенами, окружающими его с трёх сторон. С четвёртой стороны была комната отдыха, из окон которой открывался вид на эту площадку размером 8х10 метров. Площадка на такой высоте открыта всем ветрам и поместить на ней живые растения и почву на длительный срок было невыполнимой задачей. К тому же и конструкции перекрытия не были рассчитаны на большие нагрузки и не выдержали бы значительного веса почвы и даже растений в горшках. Кроме того, в бюджете научного института не были предусмотрены расходы по уходу за естественным садом, требующим регулярного полива и специального подвода воды.

 

При проектировании Марту Шварц интересует не только чистота и глубина художественного замысла, но и то, как люди будут использовать созданные пространства, хватит ли сил поддерживать их в задуманном виде. Поэтому Марта Шварц предложила "компенсацию естественного ландшафта" — сад из искусственных материалов, радующий глаз, дающий психологическую разгрузку, и в то же время не требующий никаких затрат.

 

Прямоугольное пространство сада на крыше, полностью спроектированного из синтетических материалов, делится на две части примерно по диагонали. Одна половина представляет собой вариацию на тему классического регулярного французского сада со стрижеными изгородями и газонами; другая спланирована по мотивам японского синтоистского сада камней с характерными бороздами на гравийной поверхности. Впечатление еще более усиливается, когда зритель замечает, что элементы, принадлежащие одной из половин, перепутаны и искажены: ренессансные топиарные фигуры оказались посреди восточной части, а на «стриженую колонну» забралась искусственная пальма. Другие растения, такие как пальмы и хвойные деревья, находятся в странных и незнакомых ассоциациях. Некоторые растения выступают из вертикальной поверхности стены, другие опасно покачиваются на верхнем краю ограждения.

 

Все "растения" этом ландшафтном объекте сделаны из пластика. Подстриженные «живые изгороди», которые можно использовать в качестве сидячих мест, представляют собой листовую сталь, покрытую астротурфом. Зеленые цвета, которые являются самыми сильными сигналами того, что это сад, состоят из цветного гравия и краски. Цель состояла в том, чтобы создать для ученых, занимающих это здание, визуальную головоломку, не имеющую решения. Марта Шварц рассказывает о своей идее: "Учёные — люди, решающие проблемы, разгадывающие тайны. Поэтому я и хотела создать для них тайну, нечто, над чем можно было бы подумать. Но в то же время я хотела развеселить их".*

 

По словам директора Института Дэвида Бэлтимора, реакция сотрудников была бурной и никого не оставила равнодушными: «одни нашли сад эксцентричным и отнеслись к нему крайне отрицательно, а другие восприняли его весело и с удовольствием. Он вызвал множество дебатов, но просьб об удалении сада не было».*

 

"Сад-коллаж" Марты Шварц — тонкий намек на не всегда корректное вмешательство человека в природу. Создательница сада будто горько шутит на тему генного сплайсинга — сшивания чужеродных кусочков хромосом, тонкой генно-инженерной технологии, в результате которой могут появиться на свет химеры и монстры, в том числе и в садовом обличии. Этот арт-объект — впервые в истории — сад без живых растений и каких-либо естественных природных материалов.

 

* Johnson Jory. The Spliced Garden. // Landscape Architecture, vol. 78, №5, 1988. – C. 100-104.

 

Использованы материалы из книги: Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005, 160 с.

 


  • Фото: https://msp.world/whitehead-institute-splice-garden-cambridge-ma-usa
  • Фото: https://msp.world/whitehead-institute-splice-garden-cambridge-ma-usa
  • Фото: https://msp.world/whitehead-institute-splice-garden-cambridge-ma-usa
  • Фото: https://msp.world/whitehead-institute-splice-garden-cambridge-ma-usa


       


Смотрите также

Дизайнерские люки под брусчатку – технологичнее, чем в Европе, декоративно и доступно по цене 15 июня 2020 года

Россияне любят путешествовать. Очень часто их путь лежит в Европу. Привлекает многое:... ... 


Комментарии