• Итоги творческого конкурса на лучшую идею выставочного сада в рамках Фестиваля "Сады и Люди 2018"

    (20.11.2017 - 20.02.2018)

    КОММЕНТАРИИ ЖЮРИ КОНКУРСА

     

    Пантелеев Виталий, ландшафтный дизайнер

    Общее

    В целом большинство авторов справилось с поставленной для них задачей, кто - то хуже, кто -  то лучше. Порадовал и достаточно осознанный выбор растений и материалов, под конкретные идеи сада.

    Есть ряд замечаний для участников конкурса.  Пожалуйста, не перегружайте свои проекты информационным текстом. Идея если есть, то её можно изложить в двух, трех предложениях. Плюс несколько текстовых дополнений. Не решайте за зрителя, описывая в тексте, что он должен чувствовать от вашего сада. Я испытывал негодование, читая подобные тексты. Зритель сам решит, что ему чувствовать.

    Хочу отдельно отметить работу - проект 25. Музыкальные прятки. Мне лично она очень понравилась и как работой с пространством, так и своим функциональным наполнением. Сожалею, что не вошла в финал проектов.

    Профессионалы

    Проект 9. На трёх струнах. Оригинальная идея. Интересное планировочное решение и утопленная площадка. Сад выглядит очень целостно и по материалам и по растениям. Вызывает вопрос: для чего появилась площадка из сетчатого настила, визуально придавив «струны»? Хорошая визуализация.

    Проект 15. Арахнобаттл. Авторы, не банально подошли к работе. Оригинальные перголы, образ пауков считывается сразу. Есть желание у авторов передать образ условной среды обитания животных. Вызывают сомнения посадки кустарников на газоне, надеюсь это погрешность при визуализации.  Наличие развлечений, судя по описанию, не даст скучать посетителям.

    Проект 18. Секрет детства. – Идея супер! Очень подходит для долгосрочного использования в парковой среде и эко школах, где можно наглядно показывать детям развитие природной среды, особенно где её не видно, про корни  и жучков-червячков.  Предложен готовый модуль, который можно развивать в разные направления, сад структура. Очень мне понравилось: подача-игра, без лишнего перегруза информацией, и очень наглядно; многофункциональность (подпорная стенка становится скамьёй), изящное решение с ночной подсветкой, «сердце горы»; планировочное решение.  Секрет удался. Вызывает сомнение, как в саду будет выглядеть напочвенный покров? Газон не даст цветового акцента.

    Проект 38. Она играет… Красивая и изящная идея, которую авторы завязали  с планировочным решением. Вызывают сомнения в удобстве подпорных стен в зоне песочницы. Некоторый перебор ассортимента растений на мой взгляд , для такой площади под цветники. Березы хорошо объединяют весь выставочный сад. Несколько прямолинейно изображены горы, возможно, стоило бы больше внести условности и поработать с плоскостями и развить дальше тему оригами, не ограничиваясь только подпорными стенками.

    Начинающие

    Проект 12.  Игра со смыслом – хорошая  идея со сдвижными ширмами, динамичная игра с пространством.  Понравился  отсыл к восточной культуре (красный цвет, ширмы), что объединяет выставочный сад. Хорошая подача проекта. Перебор с декоративными элементами, стихиями. Выбор растений не понятен, как и их распределение в саду.

    Проект 26. Игра ветра – наиболее подходящий под рамки выставочного сада. Есть идея, достаточно целостно исполнена, по растениям хорошо и проработана в деталях. Тема раскрыта, я поверил.

    Проект 29. Сад мыльных пузырей Авторы старались идти от формы, немного перебрали, на мой взгляд. Сад выглядит тяжеловато, не хватает легкости, движения. А идея, да, хороша. Сад выглядит целостно, за счет объединяющих объёмов стриженых форм. Хорошее начало для выставочного сада.

     

    Хромцова Елена, ландшафтный дизайнер

    Среди профессионалов, первым обратил на себя внимание проект №30. Теория игр. Очень выигрышно и эффектно смотрится качественно презентованный проект.  Это как раз то, что формирует первое впечатление. Достаточно взглянуть на подробный эскиз сада. В этом проекте чувствуется уверенная, опытная рука мастера.

    Противоположный этому проекту сад под номером 38. Она играет, так же приковывает к себе внимание, но немного иначе. Графическая подача данной идеи, как нельзя лучше, помогает ее раскрыть.   …Белая кора берез, белые птицы, полевые травы... все это передает ощущение романтичности, детства.

    Очень интересны проекты, в которых не читается игра в одночасье. Только потом, приглядевшись, зритель начинает угадывать знакомые образы, дорисовывая своим воображением несуществующие декорации, улавливать настроение сада, понимать смысл всей композиции. В данном контексте отмечу проекты  : №15 Арахнобаттл, 17 Матрешка, 35 Калейдоскоп.  

    Сад №15 Арахнобаттл , переносит нас, из привычной жизни в мир незнакомый нам, мир огромных  насекомых. Этой площадкой можно любоваться как снаружи-прогуливаясь по парку, так и активно проводить время с детьми в самом центре сражения насекомых. Думаю, что отдала бы этому саду первое место.

    Среди начинающих дизайнеров также есть проекты, обращенные к игре воображения человека, к работе его фантазии. К таким проектам отнесу сад №3 Красный бархат, №12 Игра со смыслом, №34 Игра с собой. Впечатляет оригинальность и креативный подход к идее сада №3 Красный бархат. Конструкция сада создает эмоциональную напряженность за счет контраста цвета, меняющихся уровней площадок и пространств.  Появляется неотступное желание , побывать  в комнатах этого красно-белого лабиринта!

    Проект №28 Музыка ветра  заинтересовал темой ветра, попыткой поймать потоки воздуха и передать их игру ,мелодией бамбуковых трубочек. А слушать эту мелодию автор предлагает нам, прогуливаясь по дорожкам над водоемом, созерцая и слушая.

    Проект №7 – лавочка, создающая настроение. Этот малый архитектурный элемент заслуживает особенного внимания жюри. Очень бы хотелось видеть подобные скамьи на улицах нашего города!

     

    Скибин Алексей, ландшафтный дизайнер

    "Победивший проект выделяется внешней простотой, которая оказывается не простой. По моей оценке, эта победа с большим отрывом. Приятные линии рельефа, выразительные посадки — и ни одной лишней детали. Игровая, обучающая компонента не назначена искусственно. Она естественным образом проявляется при частичной «разборке», вскрыше, дифференцировании цельного сада и одновременно составляет основу его строения.

    Проект «Арахнобаттл» понравился образом, который можно качественно перевести «в железо», а также легким налетом здорового издевательства.

    В номинации начинающих я выделил два эскиза, которые понравились и идеей, и легко читаемой подачей. Говоря цинично, никто не хочет разбираться в хитрых сплетениях мысли и непонятных иллюстраций. Важно не только ясно мыслить, но и ясно доносить идею до клиента."

     

    Пономарева Марина, ландшафтный дизайнер

    Конкурс закончен. Итоги подведены. Неоднозначные, но точно объективные и в полной мере отражающие уровень работ конкурсантов.

    Извините, не хочу никого обидеть, но в столь интересном конкурсе так МАЛО ТВОРЧЕСТВА!

    Наш конкурс - это соревнование творческих людей и требуется абсолютно нетривиальный подход к выбору и раскрытию темы. Нужны лаконичные образы, логичность композиции и возможность интерпретации в реальный выставочный сад.

    Сегодня работы конкурсантов создают странные ассоциации: ничего не вижу, ничего не слышу… Очнитесь, скоро закончится второе десятилетие ХХI века! Нужен прорыв!

     

    Фоменко Юрий - главный ландшафтный архитектор в Ландшафтное бюро МОХ

    Я хотел бы обратить внимание участников на недостатки проектов, из-за которых многие из них остались без оценки. У меня практические соображения, как проектировщика и как преподавателя.

    Слишком буквальная трактовка темы выставочного сада. «Игра в саду» предполагает большее, чем детская площадка или игра в шахматы. Трактовка может быть глубже, и тогда она интереснее.

    Длинные сложные концепции, на середине прочтения которых пропадает интерес, оторванные от реальности, да ещё и отягощённые конструкциями типа «боярышник - апогей губительной страсти» (да простит меня автор).

    Некоторые описания просто угробили проекты, которые – уверен – могли бы состязаться по «картинке» с другими, будучи реализованными. В некоторых садах описание не сложилось с рисунками и, тем более, с заданной темой.

    Некоторые сады – чересчур дробные, а выставочный сад должен быть цельным, осязаемым, хорошо читаемым для зрителя. И еще одно. Чудовищные грамматические ошибки в описаниях, которые, я считаю, являются неуважением к тем, кто их читает, и, в данном случае, к жюри.

    В номинации «Начинающие» мне понравился сад №12 «Игра со смыслом». Сад №26 «Игра ветра» - безусловный фаворит.

    В Номинации «Профессионалы» хочу отметить проекты №9 «На двух струнах», №38 «Она играет», №18 «Сад детства», №12 «Зеркала», №30 «Теория игр». Сад «Она играет» может получиться чрезвычайно интересным и фотогеничным. «Сад детства» более концептуальный, удобный с точки зрения своей «вывернутости», может быть построен в любом месте. Самый интересный для меня проект – «На двух струнах». При небольшой путанности описания и моих сомнениях в понятности идеи сада зрителям, для меня он креативный, смелый, очень современный.

     

    Смирнова Наталья, ландшафтный дизайнер

    В проекте каждого сада чувствуется желание передать образ «Игры» через свои ощущения. Здесь присутствуют детские воспоминания, философские размышления, игры сегодняшних дней, возврат в прошлое, игра детей, игры взрослых. Многие темы взяты напрямую, в других более глубоко заложен смысл. При оценивании обращалось внимание на умение заставить задуматься и проанализировать идею сада, насколько глубоко и по-разному можно прочитать увиденное и захочется ли еще раз вернуться в этот сад.

    Простота подачи имеет значение. Когда проект перегружен, описание длинное – это приводит к сложности восприятия и к потере интереса. Избыточность ассортимента и количества деталей также привносит беспокойство и замыливанию главного. Лаконичность линий, площадей, объемов в пространстве, гармония цветовых решений, образность и идея привели к финалу проекты только некоторых конкурсантов.

    Профессионалы.

    Сады, вышедшие в финал, на мой взгляд, этого достойны по праву.

     «Секрет детства» лаконичен, прост в восприятии, создаются условия, когда ты ниже деревьев («Когда деревья были большими») и пока не знаешь, куда тебя приведет дорога, и что ты там найдешь и узнаешь. Минимум деталей.

    «Арахнобатл» сразу заинтересовал. Хороши и идея, и подача. Дикий лес, пауки, игра.

    В саду «Она играет» все на своем месте. Стилистически красиво, хорошая подача, прочитывается идея. Ассортимент подобран по времени цветения, но много, будет пестрить, и разрушать геометрию. Сад проходной, но, надеюсь, можно присесть на подпорную стену и посмотреть в небо.

    «На двух струнах» выполнен очень профессионально. Минимум средств, ассортимента, цвета. Все сдержанно, фактурно. Названия достаточно, чтобы образы заиграли.

    Еще можно  сказать о некоторых других понравившихся мне садах. Они не все тянут на выставочный сад. Это Coloritm (по-детски ярко),  «Солнечные краски» (хороший образ для детской площадки, «Игра ради игры» (хорошая задумка, но тяжело воспринимается), «Теория игр» (красивая подача, ясная идея), «Калейдоскоп» (оригинальная идея, качественно подано), «Вселенная маленького принца» (мысль интересная, но дробно, опоры берут на себя много внимания, разрушая масштаб).

    Сады начинающих.

    «Игра ветра». Хорошая идея. Минимум текста, легкая подача. Заслуженная победа.

    «Игра со смыслом». Не стандартное решение на общем фоне. Лабиринт на прямом пути, подвижность ширм, заросшая тропа, очаг. Есть где поискать смысл.

    «Сад мыльных пузырей». Работа с формой шара. Просто. На мой взгляд, не самый удачный сад.

    Надо отметить сады «Красный бархат», «Вообрази», «Сад под ногами» и арт - объект «Скамейка». Эти участники подали хорошие идеи, выполнили качественно проект.