• Версия для печати
  •               Просмотров 15282 Добавить в избраное

William Chambers / Уильям Чемберс

(1723-1796)


William Chambers / Уильям Чемберс

Шотландский архитектор Уильям Чемберс родился в семье торговца в шведском городе Гетеборг. Когда настало время отдавать ребенка в школу, отец направил его к родственникам в Йоркшир, Англия. В возрасте 16 лет Чемберс вернулся в Швецию и присоединился к экспедиции в Восточную Индию. За периоды с 1743 по 1745 гг. и с 1748 по 1749 гг. он посетил Дальний Восток, видел Британию, Голландию и Францию.

 

Во время своей последней поездки, он побывал в Китае, где познавал премудрости восточного садово-паркового искусства. Вернувшись в Европу в 1749 году, Чемберс переехал в Париж, где почти год изучал историю архитектуры в Парижской Школе Искусств. Его учителем был известный французский архитектор Жак-Франсуа Блондель (Jacques-Francois Blondel) В 1750 году Чемберс уехал в Италию, в Рим, где провел 5 лет изучая архитектурные стили и античное искусство. Изредка молодой архитектор посещал и другие культурные столицы с одной лишь целью – пополнить багаж знаний по выбранной им тематике.

 

В Италии он познакомился со многими художниками и архитекторами, а также с высокопоставленным чиновником Маркизом Бьютским. Мэр города Йорк рекомендовал Чемберса Маркизу в качестве подходящего кандидата на должность преподавателя архитектуры и рисования для будущего Короля Георга III, сына Августы, Принцессы Уэльской. Эта судьбоносная встреча послужила началом его дальнейшей успешной карьеры.

 

После смерти в 1751 году Принца Уэльского Фредерика, его вдова, Принцесса Августа Саксен-Готская решила продолжить работы по благоустройству усадьбы в Кью (Kew Royal Botanic Gardens). В 1757 году Чемберс опубликовал работу "Дизайн Китайских Строений" (Designs of Chinese Buildings), основанную на его заметках, сделанных во время поездки в Катон. И в этот же год Принцесса наняла его поработать над садом в Кью и украсить его архитектурными элементами. За период с 1757 по 1763 гг. Чемберс возвел в саду более 20 построек, в том числе вольер, зверинец и Китайский домик. На сегодняшний день сохранились три свидетельства высочайшего мастерства Чемберса. Наиболее известное из них - Пагода (1761 год), состоящая из десяти колец-уровней. Даже без красочных драконов, которые в оригинале размещались на карнизах, и, несмотря на потускневшие от времени краски, она остается истинным украшением ландшафта Садов Кью. Примерно в то же время Чемберс спроектировал Оранжерею - выдающийся пример возрождающегося неоклассицизма и Разрушенную Арку из кирпича с вкраплениями камня.

 

В дополнение к своим обязанностям он вел картотеку клиентов. Первое важное поручение Чемберс выполнил для Графа Пембрука в Вилтоне (Wilton House), где он построил Триумфальную Арку и казино на берегу реки Наддер. Далее он работал для Герцога Ричмонда в Гудвуде (Goodwood House),  а в 1760-е гг. более углубленно для Герцога Мальборо в Бленхейме (Blenheim Palace). Здесь, помимо работы в доме, он декорировал Ворота, сделанные архитектором Джоном Ванбру (John Vanbrugh) , а в парке возвел мост с тремя арками и небольшие Храмы, включая Храм Дианы. В этом месте, намного позже, Уинстон Черчилль сделал предложение руки и сердца своей будущей жене Клементине Хозьер.

 

В 1769 году Роберт Клайв (Robert Lord Clive), для которого Чемберс перестраивал Дом Уолкот (Walcot House) в Шропшире, предпочел предложенные Ланселотом Брауном (Lancelot Brown) планы нового дома в Клермонте тем чертежам, что подготовил Чемберс. Тремя годами позже профессиональная ревность Чемберса была удовлетворена выходом диссертации о Восточном Садоводстве, где он сравнивал стиль Брауна с качеством и уровнем китайских садов, которые ему посчастливилось видеть. Хотя книга и содержала ссылки на восточное садовое искусство, но прослеживалась главная цель ее создания – принизить мастерство Ланселота Брауна. Поэтому книга Чемберса не была воспринята благожелательно многими его современниками. Так как Чемберса многие недолюбливали за тесную связь с непопулярной в то время монархией и королевской семьей, публикация лишний раз доказала, что он остался аутсайдером в модных артистических кругах и архитектурном сообществе.

 

Нельзя не упомянуть и о Сомерсет-Хаус (Somerset House) – пожалуй, самом известном и грандиозном из архитектурных творений, созданных Чемберсом в Лондоне (1776—1796 гг.). Это один из немногих примеров общественной архитектуры в Англии XVIII в. – здание было построено для размещения различных правительственных учреждений, чиновников Адмиралтейства, учёных сообществ, отдельных факультетов Лондонского Университета.

 

Карьера Уильяма Чемберса полна контрастов: он создавал бесценные образцы классической архитектуры и в то же время неординарные, поражающие воображение ландшафты. Его видение садового стиля имело серьезное воздействие на европейскую моду, а увлечение Китаем привело к появлению и распространению в английской садово-парковой архитектуре восточного стиля. Во многом, этому способствовали публикации Уильяма Чемберса "Дизайн Китайских Строений" и "Диссертация на тему восточного садоводства" (A dissertation on oriental gardening). Он стал автором и нескольких других книг по архитектуре, таких, например,  как "Трактат о Гражданской Архитектуре" (Treatise on Civil Architecture).

 

Его работа в Кью отражает сочетание высокой степени технического мастерства и врожденного чувства разных архитектурных стилей, но все-таки его теории и размышления о ландшафтном дизайне и садовом искусстве всегда были спорными и вызывали множество вопросов.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Уильям Чемберс : 

 

  • Amesbury Hall, Wiltshire

  • Ampthill Park, Bedfordshire

  • Ansley Hall, Warwickshire

  • Blenheim Palace, Oxfordshire

  • Buckingham Palace, London

  • Castletown House, County Kildare (Ireland)

  • Coleby Hall, Lincolnshire

  • Dundas House (Royal Bank of Scotland), Edinburgh

  • Dunmore Pineapple, Falkirk (Scotland)

  • Errington House (Warwick House), London

  • Goodwood House, Sussex

  • Leicester House, London

  • Leinster House, Dublin (Ireland)

  • Newby Park (Baldersby Park), Yorkshire

  • Osterley Park, Middlesex

  • Pembroke House, London

  • Richmond Palace & Gardens, London

  • Roehampton Villa (Parkstead House), London

  • Royal Botanic Gardens (Kew), Surrey

  • Savoy Palace, London

  • Slane Castle, County Meath (Ireland)    

  • Teddington Grove, Middlesex

  • Terling Place, Essex

  • The Hoo, Herfordshire

  • Trinity College, Dublin (Ireland)

  • Walcot House, Shropshire

  • Whitton Place, Middlesex

  • Wilton House, Wiltshire

  • Woburn Abbey, Bedfordshire

  • Woodstock Town Hall, Oxfordshire

  • Wrest Park, Bedfordshire




Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии