• Версия для печати
  •               Просмотров 8170 Добавить в избраное

Harold Ainsworth Peto / Гарольд Эйнсворт Пето

(1854 - 1933)


Harold Ainsworth Peto / Гарольд Эйнсворт Пето

Гарольд Пето родился в большой семье строительного и железнодорожного магната Сэра Самуэля Мортона Пето (Sir Samuel Morton Peto), восьмым из четырнадцати детей. Когда Гарольду было всего девять лет, огромные долги вынудили Сэра Самуэля продать Сомерлейтон Холл (Somerleyton Hall) – роскошный дом в итальянском стиле, выстроенный им на побережье в Саффолке и окруженный садом, который был спроектирован Уильямом Несфилдом (William Nesfield) и Джозефом Пэкстоном (Joseph Paxton). Юное дитя, должно быть, впитало в себя нечто большее, чем ускользающие воспоминания о партерах и лабиринтах Несфилда, оранжереях Пэкстона и фантастическом зимнем саде, созданном архитектором его отца – Джоном Томасом (John Thomas). Складывается впечатление, что в работах Гарольда Пето, как архитектора и садового дизайнера, сквозит протест против роскошного стиля его детства.

 

Личные финансы его матери помогли семье снова встать на ноги. Гарольда отправили учиться в школу Харроу, где одним из его друзей стал американец Уильям Джеймс (William Dodge James), которому он позднее построил прекрасную итальянскую перголу в Уэст Дине (West Dean), знаменитом доме Джеймса в Сассексе.

 

В 1876 году Пето основал архитектурное партнерство с Эрнестом Джорджем (Ernest George). Эта компания стала одной из наиболее уважаемых в позднюю Викторианскую эпоху и эпоху короля Эдуарда. В 1886 году к ним в ученики поступил ставший впоследствии знаменитым Эдвин Лаченс (Edwin Lutyens). Архитектурные работы Пето базируются на его восхищении итальянским ренессансом, и этот источник вдохновения подстегивал его растущий интерес к поиску взаимосвязи между домом и садом.

 

В 1890-х годах он был очень заинтересован в том, чтобы избавиться от ограничений в своей архитектурной практике, связанных с партнерством с Эрнестом Джорджем. В 1892 году их совместная компания разделилась и Пето основал свою собственную, предлагая садовый дизайн и дизайн интерьеров, а также услуги ландшафтного архитектора.

 

Садовые работы Пето демонстрируют нам его способность "чувствовать" растения, хотя использование им растений всегда контролировалось его архитектурным принципом: "Полностью подчиненное пространство на общей схеме, которое занимают цветы, дает всему месту простор и  спокойствие. Картина рисуется живыми изгородями, каналами, водоемами, широкими дорожками с лавочками, статуями и высокими кипарисами. Если бы большинство наших английских садов могли бы воспринять такое влияние, то это стало бы хорошей заменой динамичному буйству с массой цвета и без учета формы". Такой акцент на садовых формах был особенно характерен для Гертруды Джекилл (Gertrude Jekyll), которая дала множество описаний садов Пето в своей книге Садовый орнамент (Garden Ornament).

 

Всю свою жизнь Пето являлся страстным коллекционером классических вещей, которые выставлялись в его собственном саду в Айфорд Мэнор (Iford Manor), приобретенным им в 1899 году. Айфорд сочетает в себе дух итальянского ренессанса с ощущением тепла средиземноморского побережья.

 

Дом с видом на обрывистую долину реки Фроме – идеальное природное окружение для сада Пето, который был создан как серия нерегулярных террас сзади и сбоку от дома. Несомненно, именно потому, что это был его собственный сад, он мог позволить себе некоторую раскрепощенную эклектику, тем не менее, тщательно организованную. Сад представляет собой сокровищницу архитектурных особенностей и классических приемов.

 

На одном конце самой большой террасы, где выстроены статуи, бюсты, урны, вазы колонны и саркофаги, находится восьмигранная беседка, датированная XVIII веком. Она была восстановлена Пето и стала центральной точкой главной оси сада.

 

В центре одной из наиболее удачных и зрелищных частей сада – открытая колоннада с террасой, окруженной небольшой балюстрадой и дополненной классической вазой. Колоннада открывает вид на широкие каменные ступени, ведущие вниз к овальному пруду и открытой террасе с газоном.

 

В других местах крутые пролеты каменных ступеней украшены по бокам урнами и фигурами. Наряду с античными колоннами из веронского мрамора, Пето создал крытую галерею внутри простого каменного здания. Арочные пролеты галереи расширяют зрительно все пространство. Именно здесь Пето расположил свои коллекционные экспонаты.

 

По всему саду оттенки и текстура различных каменных объектов были подчеркнуты растениями - вечнозелеными кипарисами и можжевельниками - что придало саду итальянскую атмосферу. Сегодня сад сохраняется в идеальном состоянии и является памятником работе Гарольда Пето.

 

Айфорд стал тем ядром, от которого отталкивался Пето в своей дальнейшей работе над наиболее удачными садами, вплоть до того момента, когда разразилась Первая Мировая война. Все три его наиболее сохранившихся сада находятся в легкой досягаемости от собственного поместья. Без всяких сомнений, его лучшим садом является водный сад в Баскот Парке (Buscot Park) в Оксфордшире, созданный для Лорда Фарингдона (Lord Faringdon) примерно в 1904 году. Баскот к этому времени уже имел выдающееся окружение - большой огороженный сад, два, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, озера и обширный парк. Водный парк Пето врезан среди деревьев с восточной стороны дома, одна из трех вист простирается от восточной террасы. Она открывает вид на озеро и храм, находящийся на дальнем конце; две другие смотрят вдоль аллей.

 

Дизайн Пето включает в себя длинный узкий водный сад со стрижеными квадратными изгородями, которые ведут и изгибаются внутри леса, расположенного по бокам. Водяные струи плавно перетекают через систему регулярных каналов и водоемов, украшенных фонтанами и маленьким мостом, обрамленные по бокам классическими статуями.

 

Здесь отчетливо прослеживается блестящее сочетание архитектурной сдержанности и вариативности, выдержанных в истинно ренессансных традициях сада, основанных на максимизации простой темы и достигнутых сочетанием пропорций пространства и материалов.

 

Для создания сада в Хил Хаус в Уилтшире (Heale House, Wiltshire) Пето был нанят Хоном Луисом Гревиллом (Hon Louis Greville) который приобрел прекрасный особняк в 1890 году. Географический ландшафт Хил Хаус сформирован рекой Эйвон, медленно огибающей пространство на юге и востоке. Именно здесь Пето сделал свой главный вклад, связав дом с рекой под двумя углами в элегантный дизайн широких террас с балюстрадами, подпорными стенками и ступенями. С противоположенной, западной стороны дома Пето также запланировал аллею, которая плавно поднимается на три уровня от широкой мощеной террасы перед домом вдоль центральной дорожки к старой медной сеялке на вершине крестовидной террасы.

 

Проекты садов Пето никогда не были полностью реализованы, но даже сегодня его архитектурный дизайн представляет собой идеальную основу для посадки растений, что и было сделано нынешними владельцами Хил Хаус.

 

Третий сад Пето в Вейфорд Мэнор (Wayford Manor), находящийся на границе Сомерсет и Дорсет, расположен на холмистом склоне, очень похожем на Айфорд. Вейфорд Мэнор принадлежал его сестре Хелен и ее мужу Лоуренсу Бейкеру (Lawrence Baker). Если украшение сада было более сдержанным, чем в Айфорде, то базовый подход к созданию саду стал основополагающим в концепции сада Пето. Бейкеры восстановили Елизаветинский дом в изначальной Е-образной форме. Передний двор между домом и хозяйственными постройками Пето положил в основу простой регулярной структуры живой изгороди из тиса. Ниже расположена главная терраса, являющаяся типичным образцом итальянского влияния. Построенная между домом и нижележащим садом она начинается от древних конских каштанов и ведет к арочной лоджии, которую к дому добавил Пето.

 

В центре балюстрада терраса прерывается лестницей, ведущей к центральной дороге сада, которая спускается к террасе с газоном и идет дальше по склону к водному саду. Под конскими каштанами Пето создал восхитительную достопримечательность сада – маленький регулярный пруд с водяными лилиями, частично прикрытый стенами и притененный кленами. Его присутствие выдает только фонтан, это истинное воплощение "секретного сада" итальянского ренессанса.

 

Последний крупный заказ Пето получил непосредственно перед Первой Мировой войной, которая завершила его работу в качестве садового дизайнера. На этот раз ему пришлось перебраться на романтический ирландский остров Гарниш, расположенный недалеко от побережья графства Корк. В этом удаленном и каменистом месте он создал, вероятно, наиболее впечатляющий из своих садов, сочетающий вдохновение классики с мавританской роскошью - Сад острова Гарниш (Garinish Island Garden). Особое внимание Пето уделил созданию небольших водных садов, используя растения, которые пышно разрастались в исключительно мягких приморских условиях. Владелец острова – Джон Эннан Брайс (John Annan Bryce) – использовал дом и сад для отдыха. Поэтому Пето создал в саду потрясающую атмосферу чувствительности..

 

Михаил Щеглов, Валерия Цивинская

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Гарольд Пето:

 


       


Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии