• Версия для печати
  •               Просмотров 8282 Добавить в избраное

William Sawrey Gilpin / Уильям Соури Гилпин

(1762 - 1843)


William Sawrey Gilpin / Уильям Соури Гилпин

Как создатель садов Гилпин был сторонником пейзажного стиля, обеспечивая историческую связь между Хамфри Рептоном (Humphry Repton) и Сэром Чарльзом Бэрри (Sir Charles Barry) – английским архитектором, известном своим проектом Вестминстерского дворца.


Уильям Соури Гилпин родился в 1762 году в семье Соури Гилпина (Sawrey Gilpin, 1733-1807), известного художника-анималиста, и был племянником Уильяма Гилпина (William Gilpin, 1724-1804), автора нескольких исследований по Пейзажному стилю. Уильям писал ландшафты акварелью, преподавал в Лондоне и поначалу ассистировал своему дяде. Его поддерживал Сер Джордж Бомонт (George Beaumont), который в 1794 году познакомил его с Ювдейлом Прайсом (Uvedale Price) – автором различных очерков о Пейзаже.


В 1804 году Гилпин был избран первым президентом Общества художников-акварелистов. В 1806 году он оставил пост, чтобы стать учителем живописи в Королевском Военном Колледже, который в 1812 году переехал в Сандхёрст. В 1820 году Гилпин был уволен по сокращению штатов.


Нуждаясь в средствах к существованию, он переехал в Шин в Сюррее (Sheen,  Surrey), где у его семьи была собственность и начал заниматься ландшафтным садоводством. Благодаря рекомендациям и знакомству с Ювдейлом Прайсом и Джорджом Бомонтом успех ему был обеспечен. В 1831 году Гилпин спланировал формальный сад в поместье Одли Энд в Эссексе (Audley End, Essex), а в 1834 году создал драматический ландшафт при Замке Скотни в Кенте (Scotney Castle, Kent).


В 1832 году он выпустил книгу, в которой обосновывал теорию "Пейзажного" ландшафта. Главным источником идей были очерки Прайса о Пейзаже в книге "Грандиозный и безукоризненный" (Sublime and Beautiful, 1794). Он всегда отдавал дань своему дяде Уильяму Гилпину, чьи ландшафтные наблюдения и многочисленные очерки обеспечили твердый фундамент как для теории, так и для практики Пейзажа. Сады, где работал Гилпин, сегодня открыты для посещения, включая Волтертон Холл (Wolterton Hall, Norfolk), Кламбер Парк (Clumber Park, Nottinghamshire) и Хаттон в лесу (Hutton-in-the-Forest, Cumbria).

 
Гилпин умер в Седбери Холле (Sedbury Hall, Yorkshire), в доме кузена Джона Гилпина 4-го апреля 1843 года. Несмотря на то, что многие его сады сохранились в хорошем состоянии, не осталось ни планов,  ни эскизов Гилпина, чему есть логичное объяснение. В отличие он Хамфри Рептона, который продавал свои идеи, выраженные в его "красных записях", Гилпин не брал платы за свои чертежи. Эта работа была представлена в виде зарисовок на месте, чтобы отразить идею и показать ее клиенту. Зарисовки уничтожались по мере выполнения работ.


Таким образом, анализируя вышесказанное, можно отметить, что Гилпин состоялся как ландшафтный дизайнер достаточно поздно. Ему было 58 лет, когда он начал заниматься ландшафтом и исключительно плодотворно работал до 70-ти лет. Сокращение штатов и безработица подтолкнули его обратить внимание на ту область деятельности, которую он прежде обходил стороной. Гилпин пришел в профессию, имея хорошие навыки в ландшафтной живописи, которую он изучал в военной академии. Молодые офицеры должны были уметь оперативно и аккуратно изобразить ландшафт, где будут вестись военные действия, чтобы командование могло выбрать правильную тактику боя.


Гилпин основал собственное дело как раз в "правильное" время. Хамфри Рептон умер в 1818 году, не оставив последователей, в то время как движение, прославляющее романтическую направленность в ландшафтном дизайне, достигло расцвета в начале 20-х гг. XIX века. Это стало следствием убежденности в том, что в XVIII веке английский ландшафтный стиль, представленный Ланселотом Брауном (Lancelot Brown) был слишком опрятным, аккуратным и монотонным и нуждался в совершенствовании. Теперь сады не следовало разбивать регулярно, а некоторая беспорядочность и хаотичность только приветствовались. Это означало, к примеру, что посадки кустарников не должны быть симметричны, но открыты со всех сторон.


Некоторые высаженные растения смотрятся достаточно свободно в их нерегулярных схемах, хотя задуманы они были как композиции, сгруппированные вместе и отличающиеся гармонией цвета и единством стиля. Это стремление к асимметрии поддерживалось архитекторами того времени. Гилпин преуспел как раз в то время, когда модным и популярным стал готический стиль со всеми его башенками, фронтонами, бойницами и бельведерами, - как в романах сэра Вальтера Скотта.


Другой фундаментальный принцип пейзажности заключался в том, что "картина" должна быть аккуратно поставлена в рамку. Но правило, которым нельзя было пренебрегать, гласило: ландшафт не должен вытеснять дом (например, как у Ланселота Брауна в Петвосе (Petworth, Sussex)), но вид из окон должен быть улучшен, и этому нужно уделять особое внимание.


Гилпин утверждал, что композиция в ландшафте объединяет 3 определенные части: перспективу, срединное положение и передний план. Самым важным звеном был передний план, потому что на нем держится все остальное, и, следовательно, он  должен быть достойно представлен. Искусство преображения состояло в объединении этих трех составляющих в одно целое.


Гилпин любил добавить к дому длинную террасу вдоль главного фасада, что обеспечивало стилистическое обрамление ландшафта. Такой прием производил эффект смягчения переходов и слияния с природой, подобным образом художник смягчает резкость очертаний набросков в своей картине. Эти террасы обеспечивают направление, следуя которому можно любоваться постоянно меняющимися видами.


Гилпин, по его собственному признанию, был не очень хорошим знатоком цветов, однако в 1831 году его попросили спланировать формальный сад, чтобы объединить отремонтированный дом в стиле короля Якова в поместье Одли Энд с ландшафтом Ланселота Брауна. Гилпин взял на себя организацию партерного сада, протянувшегося до Замка Конкорд, и создал 170 геометрических клумб, подчеркнутых живыми тисовыми изгородями.


Этот сад Фонд "Английское Наследие" отреставрировал в 90-х гг. XX века, наполнив его оригинальными однолетниками, многолетниками и другими растениями для клумб. Это один из самых необычных садовых дизайнов. Стоя на террасе перед домом, вы увидите, как  разноцветные посадки гармонируют с композициями вдали.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Уильям Соури Гилпин:  

 

  • Arbury Hall, Nuneaton

  • Ashburnham Place, Battle

  • Audley End, Essex

  • Balcaskie, Fife

  • Bargany, Maxwelton, Scotland

  • Barlaston Hall, Stoke on Trent

  • Bearwood College, Wokingham

  • Beningbrough Hall, York

  • Bentley Priory, Stanmore

  • Bicton Park, Devon

  • Bignor Park, Pulborough

  • Bowhill, Philliphaugh, Scotland

  • Caledon, Armagh, Northern Ireland

  • Cassiobury Park, Watford

  • Clumber Park, Nottinghamshire

  • Coleorton Hall, Burton upon Trent

  • Crom Castle, Newtownbutler, Northern Ireland

  • Dalkeith House, Dalkeith, Scotland

  • Drumlanrig Castle, Carronbridge, Scotland

  • Foots Cray Place, Sidcup

  • Gorhambury, St Albans

  • Gott's Park, Leeds

  • Gunton Park, Roughton

  • Hawarden Castle, Buckley

  • Hawkstone, Shrewsbury

  • Hutton-in-the-Forest, Cumbria

  • Keele Hall, Staffordshire

  • Killerton, Exeter

  • Kinfauns Castle, Perth

  • Knowsley Hall, Liverpool

  • Lilleshall Hall, Newport, Shropshire

  • Lowther Castle, Penrith

  • Marston House, Frome

  • Mells Park, Frome

  • Mulgrave Castle, Whitby

  • New Town Gardens (Princes Street Gardens), Edinburgh, Scotland

  • Newliston, Kirkliston

  • Nuneham Park, Oxfordshire

  • Oteley, Shropshire

  • Pell Wall, Market Drayton

  • Port Eliot, Saltash

  • Powderham Castle, Exeter

  • Royal Estate, Windsor Great Park, Windsor

  • Scotney Castle, Kent

  • Sedbury Hall, Derbyshire

  • Shaw Hill, Wittle-le-Woods

  • Sherborne House, Cheltenham

  • Sledmere House, East Yorkshire

  • Somerhill Park, Tonbridge

  • Sudbury Hall, Uttoxeter

  • Trentham, Stoke-on-Trent

  • Westonbirt House, Tetbury

  • Whittingehame, East Linton

  • Wolterton Hall, Norfolk

  • Woodchester Park, Stroud

  • Wortley Hall, Barnsley

  • Wynyard Park, Middlesbrough




Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии