• Версия для печати
  •               Просмотров 9431 Добавить в избраное

Beth Chatto / Бет Шатто

(род. 1923)


Beth Chatto / Бет Шатто

Зимний, ветреный солнечный день. В этот день Бет Шатто (Beth Chatto) из окон своего дома недалеко от города Колчестер (Эссекс) смотрит на свой сад, The Beth Chatto Gardens, бурлящий красками и полный силы даже в такое скромное время года. Из всех садовников Англии 20-го столетия она, пожалуй, самая известная, подтверждением чему служат: прославленный сад и питомник, в котором растут более 3 000 растений, книги, международные лекции, награды в выставках (10 лет подряд золотые медали на выставке цветочного и ландшафтного дизайна в Челси) и самая дорогая награда – "Officer of British Empire", полученная из рук Принца Уэльского в 2002 году. Еще одно свидетельство признания – ретроспектива работ как отражение жизненного пути Бет Шатто в Музее Сада в Ламбете (южный округ Лондона).
 

"Бет Шатто – великий садовник", говорит Кристофер Вудворд (Christopher Woodward), директор Музея. Ее сад - это великолепный образец ландшафтного дизайна, водопад идей, который производит неизгладимое впечатление наравне с гениальными произведениями искусства, музыки и литературы.

 

Шатто не любит быть в центре внимания и чувствует себя при этом неуютно. Она хрупкая и живая, с яркими завитками волос и облаком фруктового аромата вокруг себя. Когда она улыбается, морщины с её лица пропадают, а душевный позитив обязательно передаётся окружающим. Она сидит в любимом кресле и смотрит на чувственно прекрасный сад. Пышная листва красных, зеленых и золотых оттенков последовательно скрывается в тени, повинуясь заранее продуманной схеме. В 60-х годах Бетт создала свой сад на месте скучных сельскохозяйственных угодий. Спустя годы она вновь бросает вызов времени и не позволяет ему превратиться в сад "старой леди".

 

Как вспоминает сама Бет Шатто, - "Земля, можно сказать, была абсолютно непригодна для садоводства. У меня перед глазами простирался заболоченный луг, каменистые склоны, тень, которую отбрасывали 300-летние дубы, кое-где встречалась иссушенная земля. Даже сорняки не выдерживали засухи и погибали… но я решила превратить эти земли в настоящий оазис".
 

Она с упорством взялась за дело, следуя своей теории, что растения во многом похожи на людей. Нельзя просто взять и посадить растение в ближайшую яму в земле. Если оно росло в затененном сыром месте, не стоит пытаться заставить его расти на засушливых солнечных участках. Вы должны приспособить растение к тем условиям, которые имеете.
 

Сейчас для нас это кажется очевидным, но в 60-е годы, когда Шатто сформулировала свой подход, он считался достаточно радикальным. "Мои родители были увлеченными садоводами, и они руководствовались моделью традиционного садоводства (1920-1930 гг.). Они высаживали понравившиеся им растения в саду, не принимая во внимание то, как они растут в естественных условиях. С тех пор многое изменилось, но хочу отметить, что многие свои идеи я заимствовала у своего мужа".


Бет была замужем за Эндрю Шатто (Andrew Chatto), который умер в 1999 году в возрасте 90 лет. Он был фермером и ученым, посвятившим жизнь изучению растений в естественных условиях обитания, науке, которая в наши дни называется экология растений. "Его исследования восхищали меня…", вспоминает Бет, - "…Все 65 лет семейной жизни мы жили этим, бесконечно обсуждая результаты". На каникулах вместе с детьми они уходили в горы, каждый раз возвращаясь с полными рюкзаками записей и растений.
 

В 1969 году ферма разорилась, и ее пришлось продать. Бет Шатто практически с нуля основала и создала здесь питомник. Она писала книги, вела лекции и демонстрировала свои работы. Седрик Моррис (Cedric Morris), уэльский художник, давал Бет уроки композиции и дизайна. Она и сейчас любит демонстрировать своим гостям одну из его картин, на которой изображена средиземноморская деревня. "Ты видишь тени и структуру, солнце на крышах, шпиль церкви. Я смотрела на картину часами, думая о светотени, текстуре, сосредоточении объектов. У меня в саду есть башня с часами, которую заменяет мне кипарис, тени, акценты и текстуры, восходящие и ниспадающие линии и диагонали, которые приковывают взгляд".
 

В творчестве Шатто всегда чувствовалось влияние художников, декораторов и даже музыкантов. "Я рисую сад как картину, то там, то здесь создаю тени в поисках равновесия. Седрик Моррис подарил мне краски, а также идеи как создавать формы. Даже без листвы и цветов зимой сад не теряет форму. Просто получается черно-белый рисунок. Музыка помогает созидать. В музыке Бетховена есть темы и переходы, слабые и сильные ноты, нарастание и спад, более спокойные части, и я замечаю, что в создании сада использую тот же самый подход. Также как и симфонии, я думаю, саду нужна форма, основа и согласованность".

 

Что за будущее нас ожидает: глобальное потепление, истощенные почвы? Никто не сможет дать ответ, говорит Шатто, но кажется очевидным, что многие из нас будут вынуждены отказаться от некоторых растений, которые заботливо выращивали в прошлом, и мы будем учиться выращивать и полагаться на растения, закаленные природой и способные жить в условиях засухи.


Бет Шатто не боится неопределенного будущего садоводства. "Если не станет зимних заморозков, можно будет воспользоваться коллекцией суккулентов, чтобы создать акценты на месте тех растений, которые всем своим видом предупреждают меня, что не выживут в таких условиях. Вообще-то большинство растений в питомнике такие же выносливые как старые ботинки. Нет смысла продавать то, что может пострадать от неумелой заботы неопытного садовода".


У Шатто всегда было много поклонников. Жермен Грир (Germaine Greer), известная английская писательница, учёная и телеведущая, почетный профессор английской литературы так пишет о Бетт Шатто: "Шатто одна из тех, кого я люблю и кем восхищаюсь", а известный пейзажный фотограф Джерри Харпур (Jerry Harpur) считает, что Шатто произвела ни что иное, как революцию в садоводстве: "Она не только собрала при помощи своего мужа коллекцию редких многолетников, которые никто не использовал до этого, но у нее получилось также соединить их вместе".

Дан Пирсон (Dan Pearson), известный ландшафтный дизайнер, вспоминает, как первый раз увидел сад Шатто в Челси в середине 70-х годов, и хотя ему было всего 10 лет, он осознал его уникальность. "Не было ничего похожего… сочетание растений, цветовое решение, природная сила и естественная красота диких видов"…

 

Юлия Полякова,

cпециально для GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовала Бет Шатто:


       


Ссылки по теме

Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии