• Версия для печати
  •               Просмотров 7005 Добавить в избраное

Beatrix Jones Farrand / Беатрикс Джонс Фарранд

(1872 – 1959)


Beatrix Jones Farrand / Беатрикс Джонс Фарранд

Беатрикс Джонс Фарранд (Beatrix Jones Farrand) родилась в состоятельной американской семье в Нью-Йорке. Ее родители владели загородным имением на острове Маунт-Десерт в штате Мэн, где и прошли детские годы Фарранд. Её увлечение природой, ботаникой и дизайном проявлялось уже в эти годы – подолгу она бродила по острову, исследуя каждый его уголок.

 

Любовь Фарранд к садоводству укрепилась, когда она познакомилась с известным ботаником, преподавателем и профессором Гарвардского Университета Чарльзом Саржентом (Charles Sprague Sargent). Некоторое время Фарранд проходила практику в Арборетуме (дендрарии) Арнольд, который принадлежал Сарженту, а также проживала и изучала садовые дисциплины в его доме в Бруклине. В то время на нее сильное влияние оказали работы ее тети, известного писателя-романиста Эдит Уортон (Edith Wharton), и, что более важно, Гертруды Джекилл (Gertrude Jekyll). Эдит Уортон сыграла важную роль в деле восстановления американских садов, созданных в итальянском стиле в конце XIX - начале XX веков, а также была известна в дизайнерской среде как автор опубликованной в 1903 году книги «Итальянские Виллы и Сады».

 

Дальнейшее образование Фарранд получила в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где обучалась геодезии, инженерии и планированию. Она много путешествовала по садам Европы, где постигала тонкости ландшафтного дизайна и историю садово-паркового искусства.

 

В 1890-х годах, как раз в то время, когда Гертруда Джекилл работала над садом в Манстеде (Munstead Wood), Беатрикс Фарранд основала частную практику в Нью-Йорке. Ей было всего 20 с небольшим лет, и в этот период она предпочитала работать в основном для друзей и знакомых. Когда она впервые попала в Англию в 1895 году, главной целью ее поездки как раз и был Сад Манстед, где в это время проводил работы партнер Гертруды Джекилл, известный архитектор Эдвин Лаченс (Edwin Lutyens). Сад произвел на Фарранд большое впечатление и оставил отпечаток на всем ее дальнейшем творчестве. До конца своей карьеры она признавала большое влияние принципов Гертруды Джекилл на свое дизайнерское мировоззрение, и именно Фарранд была первым распространителем знаний и идей Джекилл, пропагандистом ее садов в США.

 

В 1948 году Фарранд приобрела большую часть планов и чертежей Джекилл. Они хранились в ее собственном доме на острове Маунт-Десерт, где она мечтала заложить сад и основать библиотеку. В 1955 году, из-за недостатка средств, Фарранд вынуждена была отказаться от этих намерений и передала библиотеку с чертежами Джекилл Калифорнийскому Университету в Беркли.

 

Уважение, которое питали к ней коллеги, было продемонстрировано в 1899 году, когда Фарранд стала одним из 11 членов-основателей и единственной женщиной, вошедшей в состав Американского Общества Ландшафтных Архитекторов. Однако, она всегда немного комплексовала по этому поводу, так как считала себя скорее садовником, чем архитектором.

 

На протяжении всей своей карьеры Беатрикс сохраняла убеждение, что работа должна основываться на традициях, что сад это личное пространство, в котором садоводство берет вверх над архитектурой. Это также относилось и к масштабным работам Беатрикс Фарранд, включая несколько университетских городков (кампусов), из которых самыми значимым были кампусы при Принстонском Университете (Princeton University) и при Йельском Университете (Yale University), где она начала работать в 1913 и 1924 годах соответственно.

 

Фарранд было уже почти 50 лет, когда, в 1921 году, она стала первой, кто консультировал относительно будущего сада в Дамбартон Оакс (Dumbarton Oaks). За год до этого дом и сад приобрела Милдред Блисс и ее муж. Проведя много лет в Европе (в том числе в Швеции, где муж работал послом) Милдред была впечатлена формальными садами Франции. После покупки Дамбартон Оакс, она решила воплотить увиденное в собственном имении под Вашингтоном. Сад площадью более 20 га задумывался неординарным и амбициозным по масштабу. Вот как впоследствии описывал этапы его создания известный ботаник и ландшафтный дизайнер Лэннинг Роупер (Lanning Roper): «С самого начала было решено, что Дамбартон Оакс станет постоянной городской резиденцией семьи Блисс, и сад должен быть прекрасен в любое время года. Именно поэтому надежды возлагались на архитектурную основу. Акцент был сделан на использование различных материалов мощения, подпорных стенок, пергол, а также включение водных элементов и декоративных украшений. Дизайн должен был использовать преимущества огромной территории с многоуровневой архитектурой и площадками, откуда хорошо просматривался сад и долина. Посадки, включая обильные почвопокровные, составляли вечнозеленые, как хвойные, так и широколиственные, которые обеспечивали декоративность на протяжении всего года».

 

Многие идеи Милдред Блисс, основанные на ее впечатлениях от увиденного в Европе, Беатрикс Фарранд воплотила в Дамбартон Оакс в свойственной ей манере. Сохранив существующие деревья, особенно на этапе появления новых зон, она подарила саду вкус зрелости. Фарранд создала схему, простота и удобство которой обеспечили эффект комплексного восприятия сада через последовательность различных его составляющих - растений и декоративных элементов.

 

Две главные оси, бегущие от дома, ведут в центральную часть сада. Ниже маленького сада азалий лежит водный сад, а еще дальше - сад камней из мелкого булыжника, что, возможно, является самой оригинальной идеей в Дамбартон Оакс. Здесь, внутри решетки с глицинией, прячется выложенный галькой орнамент, рисунок которого воспроизводит семейный герб владельцев поместья.

Дамбартон Оакс, определенно, напоминает сады французского и итальянского ренессанса, которые так нравились Милдред Блисс, но заслуга Беатрикс Фарранд состояла и в том, что, придерживаясь сформировавшихся принципов ландшафтного дизайна, ей удалось сделать сад оригинальным, запоминающимся и соответствующим своему времени. Она достигла этого благодаря повышенному вниманию к деталям, в лучших традициях популярного в то время Движения «Искусства и Ремесла» и ее наставника Гертруды Джекилл, балансируя между архитектурой и садоводством. Ступени из кирпича и травы, соединяющие главные северные террасы, смягчают общий вид. Кирпичные и каменные тропинки, стены, мебель из тика, которую Фарранд придумала сама, и что самое главное, посадки в одной цветовой гамме (с целью выделить и подчеркнуть вечнозеленые или яркое цветущие первоцветов или осеннюю окраску кустов и деревьев), – все отражено в деталях в «Книге посадок Дамбартон Оакс». До конца жизни Беатрикс Фарранд считала, что из всех ее садов Дамбартон Оакс был лучшим за всю ее 50-летнюю карьеру.   

 

Фарранд также создала сад для Дороти Элмхирст (Dorothy Elmhirst) и ее мужа Вилларда Стрейта (Willard Straight) в Лонг Айланде, но ее вклад в работу в Дартингтон-Холл (Dartington Hall) в Девоне определен увлечением хозяйки садом в Дамбартон Оакс. Элмхирсты купили Дартингтон-Холл в 1925 году и с 1932 года искали дизайнера, который смог бы осуществить перепланировку садов, созданных первоначально архитектором Аврэем Типпингом (Avray Tipping). Это работа стала, в определенной степени, преодолением для Фарранд с точки зрения логистики в организации работ. Партнерство с Дороти Элмхирст запечатлено в обширной переписке, начиная с самого первого визита дизайнера в Дартингтон-Холл. Тогда хозяйка поместья написала в своем дневнике: «Она работала непрерывно – тщательно исследуя каждый уголок – устанавливая столбики, делая заметки, планируя днем и ночью». Беатрикс была вдохновлена историей поместья, которая уходит корнями в средневековую Англию. В те времена Ричард II участвовал в рыцарских турнирах, и в поместье также была построена арена для проведения боев. Фарранд решила подчеркнуть и использовать эту архитектурную деталь в своем проекте. Ее планы после первого посещения поместья были отосланы Элмхирстам. Беатрикс хотела «позволить Дартингтону говорить самому за себя, с его благородством и человеческим обликом».

 

С прежних времен в усадьбе сохранились террасы с каменными арками XIV века, а ниже ряд ирландских тисов конической формы – растительная композиция под названием «12 Апостолов». Дальше крутой склон спускался до самой арены турниров, потом опять появлялись террасы и платформа, выше которой виднелся лесной массив.

 

Фарранд сначала сконцентрировала свои усилия на авансцене замка – придворной территории. Перепады высот, которые производили неудовлетворительное впечатление, были сглажены, чтобы обеспечить простор, а центральную подъездную дорогу заменили кольцевой дорогой по периметру двора. Большой, покрытый газоном двор теперь гармонично сочетался с окружением. Беатрикс не стала больше вмешиваться в это архитектурное равновесие, сократив ассортимент растений до лиан. Дальше она переключилась на другие зоны, примыкающие к основному зданию, подсаживая кедры на южном газоне и другие деревья в зоне террас, устраивая новые тропинки и ступени между замком и ареной, расширяя границу между арками и «12 Апостолами» и высаживая тисовые изгороди вокруг арены.

 

В своей работе в Дартингтон-Холл Фарранд стремилась соединить различные зоны сада без вмешательства в их природную индивидуальность, и это наиболее заметно в ее планах в отношении зоны леса за границей арены и террас. Удаляя поросль, она освобождала красивые стволы взрослых деревьев. Фарранд также спланировала три параллельные, немного извилистые лесные дорожки: одну между рододендронами и магнолиями, другую - в камелиях, и третью – в посадках весенних первоцветов.

 

Как отмечал историк Реджинальд Снелл (Reginald Snell): «Именно здесь прослеживается влияние Гертруды Джекилл, но в очень оригинальном виде». В лесной зоне Фарранд начала работы сразу после визита к Джекилл, находясь под большим впечатлением от этой встречи и, то, что она воплотила в Дартингтон-Холл – это, прежде всего, дань восхищения садом в Манстед Вуд (Munstead Wood).

 

Переписка между Фарранд и Элмхирстами и между ней и агентом семьи Джеймсом Лордом (James Luard) – письма с точными инструкциями относительно посадок и строительных работ вперемешку с одобрением проделанной работы – свидетельство масштабной работы, которую Фарранд проделала в Дартингтон-Холл.

 

Вторая Мировая Война прервала связь Фарранд и Элмхирстов, и уже начиная с 1945 года они работали с архитектором и ландшафтным дизайнером Перси Кейном (Percy Cane). Письма с советами и предложениями от Фарранд, тем не менее, продолжали приходить, подтверждая какой тесной была их дружба.

 

Различия между подходами к дизайну сада стали заметны, как только Кейн заменил простую зигзагообразную дорожку, бегущую вниз к вересковой пустоши, пышными, утопающими в магнолиях  ступенями. Дартингтон-Холл дал ему возможность заявить о себе, тогда как для Беатрикс Фарранд это было местом исторической романтичности, которое она не хотела лишний раз беспокоить. Если когда-либо она была не согласна с предложенными Кейном изменениями, то тактично писала об этом хозяевам поместья, как, например, в письме от 1957 года: «Пожалуйста – не надо больше Можжевельника Пфитцера (Juniperus Pfitzeriana (любимое растение Кейна)). Его пряди требуют постоянного расчесывания, и они совсем не смотрятся на террасах». Свое последнее письмо она написала в августе 1958 года, за полгода до смерти.

 

Беатрикс Фарранд была убеждена в том, что успех профессионального садового дизайна зависит от близкого партнерства дизайнера и клиента, и в этом она была примером для своих коллег. Когда Фарранд умерла в возрасте 87 лет, Дороти Элмхирст написала в статье, опубликованной в одной из американских газет: «Ни один человек, кому посчастливилось работать с Беатрикс Фарранд, не мог пройти мимо очарования ее профессионального отношения к работе. Всегда первая, кто выходил в сад по утрам, она была последней, кто возвращался поздно ночью. Ее энергия, казалось, способна преодолеть любые препятствия – даже яростные атаки дождя и холода. Мы могли видеть ее высокую фигуру в твидовом пиджаке и макинтоше рядом с архитекторами, строителями, садовниками, в любую погоду способную прийти на помощь. И в профессии и в дружбе она была удивительным человеком».

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовала Беатрикс Джонс Фарранд :

 

  • Abbey Aldrich Rockefeller Garden, Maine, USA

  • Dartington Hall, Devon, UK

  • Dumbarton Oaks, Washington DC, USA

  • Glenmere Gardens, New York, USA

  • Harkness Mansion and Garden, Waterford, USA

  • Princeton University, New Jersey, USA

  • Yale University, Connecticut, USA




       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии