• ГерманияГермания



    Сады Германии списком

    Карта садов и парков Германии

     

    Германия обладает поистине великолепными, полными вдохновения историческими садами, а также впечатляющими современными образцами садово-паркового искусства. Правители немецких графств, княжеств и герцогств стремились иметь грандиозные дворцы и сады в самом модном стиле, и обладать самыми лучшими ботаническими коллекциями. Берлин, Мюнхен, Дрезден, Ганновер, Штутгарт, Кельн и Кассель имели необычайно богатые и роскошные исторические сады, подстать садам в крупнейших европейских столицах. Масштабность садов в менее крупных населенных пунктах не менее поразительна: Дессау, Шверин, Нойштрелиц, Дюссельдорф, Вирчбург, Ваймар… - все они могут похвастаться садами и ландшафтами исторического значения. В период 30-тилетней войны (1618-1648 гг.) почти все масштабные сады и парки были разрушены, но процветание Германии было восстановлено уже к концу XVII столетия, что стало основой для развития немецкого садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна в последующие столетия, вплоть до 1918 года.

    Первые сады были выполнены в Итальянском стиле, и Вильгельмсхое (Wilhelmshohe) в Касселе и Херренхаузен (Herrenhausen) в Ганновере - лучшие тому доказательства, однако к XVIII столетии каждый немецкий правитель был ослеплен блеском и великолепием Версаля (Versailles) и хотел затмить короля-солнца Людовика XIV. Граф Виттельсбах (Wittelsbachs) нанял Доминика Жирара (Dominique Girard), французского архитектора и ученика Андре Ленотра (Andre Le Notre), для создания величественных садов при дворцах Августусбург (Augustusburg) в Рейнланде и Нимфенбург (Nymphenburg) в Баварии. Признаки французской школы садоводства сохранились с тех пор практически в каждом известном немецком саду, даже значительно «закамуфлированные» английским пейзажным стилем. Стиль рококо пришел на смену барокко: в Германии расположены одни из самых красивых дворцов и садов рококо в Европе - от Берлина и Потсдама в Пруссии до Вюрцбурга и Вайтсхохгайма в Баварии. Непринужденные, красочные сады того времени не просто поражают воображение, но и забавляют, дарят хорошее настроения.

    Английский пейзажный стиль быстро распространялся по Германии и в большей степени сосуществовал в гармонии с барокко. Сады Шветцинген (Schwetzingen), Сан-Суси (Sanssouci) и Вильгельмсхое (Wilhelmshohe) демонстрируют, как легко сочетается старое и новое. Некоторые знаменитые образцы садово-паркового искусства оказались под влиянием более свободных форм пейзажного стиля: Леопольд III Фридрих Франц (Leopold III Frederick Franz), князь Анхальт-Дессау, даже провёл многочисленные реформы в строительной, архитектурной и других областях, которые полностью преобразили его княжество. Его выдающийся ландшафт в парковом комплексе Дессау-Вёрлиц (Dessau-Wörlitzer Gartenreich) – один из лучших парковых ансамблей раннего классицизма, признанный памятником всемирного наследия. И это лишь часть «садовой империи» Леопольда III. Знаменитый французский поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) и король Баварии Карл Теодор (Karl Theodor) также воспринимали пейзажный стиль не только как источник красоты, но и как весомый политический аргумент.

    Приняв однажды природный английский стиль, немцы уже никогда от него не отказывались - парки и сады в ландшафтном стиле разбивались в Германии до второй половины XX столетия. Благодаря пейзажному стилю появились новые формы демонстрации красоты растений, которые продолжали существовать в Германии и после того, как сами англичане его уже забыли. Ошеломляющий гений прусского ландшафтного архитектора Петера Йозефа Ленне (Peter Joseph Lenne) позволил объединить ландшафты вокруг Потсдама и западного Берлина в один величественный ландшафт первоклассной красоты. Майор русской службы, известный садовод князь Герман фон Пюклер-Мускау (Hermann von Pückler-Muskau), ученик знаменитого английского ландшафтного архитектора Хамфри Рептона (Humphry Repton), консультировал и писал книги по ландшафтному искусству. Созданный им Парк Мускау (Fürst-Pückler-Park Bad Muskau) – самый крупный английский пейзажный парк в Центральной Европе, отражающий образ мышления и направление садовой моды конца XIX века.

    Поражение кайзеровской Германии в Первой Мировой Войне повергло страну в политическую, социальную и культурную революцию 1918-1919 гг. Почти все дворцы и имения были конфискованы у их прежних владельцев. Этим объясняется, почему так много немецких садов относят к культурно-историческому наследию, а не объектам, представляющим ценность с точки зрения ботаники или садоводства. Все они открыты для свободного посещения от рассвета до заката. Собственность представителей дворянства избежала подобной участи, по крайней мере, до тех пор, пока коммунисты не «раскулачили» землевладельцев в Восточной Германии. В среде немецкой аристократии не принято открывать свои дома и сады для публики, но и садов в частной собственности не так уж много.

    Вторжение союзников (страны-члены коалиции во Второй Мировой войне) и поражение Германии в 1945 году привело к утрате или значительному повреждению многих немецких садов. Большинство из садов и парков, которые мы можем видеть в Германии сегодня - результат кропотливой реставрационной работы в послевоенные годы или, как в случае с Восточной Германией, после распада СССР в 1990 году. Некоторые исторические сады превратились в туристические достопримечательности – например, «Остров цветов» Майнау (Mainau) и Людвигсбург (Ludwigsburg) – но многие сохраняются как места отдыха горожан, оберегаются как часть культурного наследия Германии или находятся под охраной ЮНЕСКО.

    Отмена аристократической собственности в 1918 году привела к появлению общественных парков, которые считались важными местными достопримечательностями. Немецкие сады Гругапарк (Botanischer Garten Grugapark) в Эссене и Вестфален-парк (Westfalenpark) в Дортмунде зачастую содержались за счет средств из федерального бюджета и, в основном, для проведения садовых шоу: Reichsgartenschau, Bundesgartenschau и других. Искусство садоводства постепенно снова достигло высокого уровня. В составе более крупных садов появились сады роз, георгин, трав, японские и коттеджные сады, регулярные сады в форме квинкункса (расположение элементов по углам квадрата с пятым элементом в центре), а также плодовые сады, сады-огороды и пряно-ароматические сады. Все они служат замечательными примерами Нового направления немецкого садоводства.

    Новаторский стиль посадок с использованием декоративных трав был впервые применен в 20-30-е гг, Карлом Форстером (Karl Foerster), питомниководом из Потсдама, а после 1945 года этот стиль распространился по всей Западной Германии. На большом расстоянии друг от друга и в большом количестве высаживались травы, что позволяло растениям хорошо развиваться и распространяться самосевом. Такого рода посадки сегодня можно увидеть в Вестпарке (Westpark) в Мюнхене, в Хохенпарк Киллсберг (Hohenpark Killesberg) в Штутгарте, в парке «Растения и Цветы» (Planten und Blomen) в Гамбурге, а также в Гругапарке (Grugapark) и Вестфаленпарке (Westfalenpark). Стиль New Planting (Новый способ посадок) также изучается и демонстрируется на двух экспериментальных садоводческих участках: Вайхенстефан (Weihenstephan) в Баварии и Германнсхоф (Hermannshof) в Бадене.

    В Германии много ботанических садов. Их коллекции зачастую служат декоративным украшением и являются местом притяжения любителей растений со всего мира. Коллекции оранжерей особо содержательные. Даже самый небольшой ботанический сад, который вы тут встретите, будет иметь солидную коллекцию пальм, кактусов и орхидей, а также специальную оранжерею Victoriahaus, где содержится гигантская лилия Виктория амазонская (Victoria amazonica). Ботанические сады в Берлине, Мюнхене и Бонне - одни из самых впечатляющих во всем мире.


    Хотите попасть в сады Германии?
    Посмотрите программу поездок по садам на ближайшее время >>
    Не забудьте, что посетителям сайта GARDENER.ru предоставляется скидка!