Сады и парки Франции
  • ФранцияФранция



    Сады Франции списком

    Карта садов и парков Франции

     

    Именно благодаря Франции стиль ренессанс впервые получил широкое распространение за пределами Италии. После вступления на престол Франсуа I (Francois I) в 1515 года французские короли и придворные начали возводить великолепные дворцы и сады в полном соответствии с новым направлением в садовом строительстве, яркими тому примерами могут служить Фонтенбло (Fontainebleau) и Шантийи (Chantilly). К сожалению, большинство таких дворцов и садов активно перестраивались в последующие столетия, поэтому совсем немногие из них сохранились до наших дней в том виде, в котором они блистали в XVI столетии. Тем не менее, есть хорошо восстановленные сады в стиле ренессанс, такие как Шенонсо (Chenonceau) и Вилландри (Villandry).

    Итальянские сады XVI века стали фундаментом будущего величия французского паркостроения и ландшафтного дизайна. В первой половине XVII столетия был заложен, а впоследствии активно развивался и совершенствовался классический французский садовый стиль, великим представителем которого был Андре Ленотр (Andre Le Notre). Характерными признаками этого стиля стали симметричные партеры с узорами "бродери" на травянистой поверхности, с боскетами по обе стороны центральной аллеи, уходящей вдаль, насколько это позволяет природное окружение. Ленотр работал в Парке Со (Sceaux), Шантийи (Chantilly) и Во-Ле-Виконте (Vaux-le-Vicomte), но самое совершенное его творение – Версаль (Versailles), покровителем которого был Людовик XIV (Louis XIV). В 1660-1670 годах Франция стала самой богатой и процветающей страной Европы, и ее политическая воля отражалась в масштабах и величии французских садов и парков в последующее столетие. Версаль – выдающееся олицетворение королевской власти не только в Европе, но и во всем мире. Политическая сила порождает культурное влияние: сады французского барокко стали появляться, а порою и копироваться по всей Европе.

    Политическое влияние в Европе перешло к Англии в конце Семилетней войны в 1763 году, что послужило причиной постепенного вытеснения французского барокко. Английский пейзажный стиль во Франции прижился не сразу. Книги Сэра Уильяма Чемберса (William Chambers) о восточном стиле в садоводстве были, однако, очень популярны и постепенно убедили французов, что английское садоводство, действительно, стало новой интерпретацией китайского стиля. Стиль anglo-chinois широко распространился в последующие 50 лет и был популярен до конца XVIII века: в таких известных парках, как Багатель (Bagatelle) и Шантийи (Chantilly) сохранились хорошие примеры увлечения рококо и сельским (деревенским) стилем с уклоном в восточную тематику.

    Множество садов и парков было разрушено во время Великой французской революции. С 1815 года в моду стал входить подлинный английский пейзажный стиль, приверженцами которого были Ланселот Браун (Lancelot Brown) и Хамфри Рептон (Humphry Repton), главным образом, потому, что такие сады были легки и незатратны в уходе. Английские парки закладывались на протяжении всего XIX столетия, зачастую они разбавлялись посадками экзотических деревьев - в качестве примера можно назвать парки при дворцах Феррьер (Ferrieres) и Треваре (Trevarez). Возросший в тот период интерес к садоводству способствовал появлению большого количества общественных садов, отличающихся богатыми коллекциями древесно-кустарниковых и травянистых растений. Получила новое развитие и традиция создания декоративных клумб – в обиход вошло французское слово 'mosaiculture', означающее использование экзотических растений и ярких красок при создании декоративных садовых картин. Французские городские цветники до сих пор остаются лучшими в Европе: характерный дизайн и богатый выбор растений умело сочетаются, создавая смелые выразительные цветовые композиции в сочетании с высокими технологиями по содержанию и уходу. По всей Франции, от Парка Табор (Parc du Thabor) в Ренне до Парка Золотой Головы (Parc de la Tete d'Or) в Леоне, хорошо просматривается высокий уровень технического совершенства с упором на обеспечение свободного доступа и удобств для горожан и жителей прилегающих территорий. Значительные вложения в сезонные цветники - вопрос престижа и дееспособности городских властей.

    С 1890 по 1940 гг. большое количество исторических садов Франции были отреставрированы или заново отстроены в историческом стиле такими именитыми архитекторами как Эдуард Андре (Edouard Andre), Анри и Ашиль Дюшен (Henri & Achille Duchene) и Жан-Клод Николас Форестье (Jean-Claude Nicolas Forestier). Они были ярыми сторонниками возврата классического французского садоводства с декоративными элементами в стиле барокко и рококо, подчеркивающими величие исторических загородных усадеб.  Садово-парковые ансамбли Карадье (Caradeuc) в Бретани и Во-Ле-Виконт (Vaux-le-Vicomte) в Иль-де-Франс настолько хорошо отреставрированы, что многие посетители считают их полностью историческими. Стремление возрождать прошлое сохраняется и в наши дни, но уже в значительно меньшей степени.

    В настоящее время прослеживается тенденция взаимопроникновения стилей. Это влечет за собой строительство садов в традиционном стиле французского ренессанса – с живыми изгородями, образующими квадраты, круги, узоры и наполненные цветочными композициями для достижения максимального эффекта. Такие сады более интересны и оригинальны, а использование в них цвета теперь не так сильно контролируется, как в садах по обе стороны Ла-Манша. Самые роскошные и влиятельные из всех современных садов находятся во Франции. Достойные примеры встречаются в Бретани, Турене, и особенно в Нормандии, где концентрация таких садов действительно высока. Примерами могут служить Сады в Плантбессене (Jardins de Plantbessin), Сады страны Ож (Jardins du Pays d'Auge) и Сад Клос дю Кодрэ (Clos du Coudray)

    Сады Франции значительно различаются в зависимости от их месторасположения. История объясняет, почему регулярные сады великого Ленотра практически отсутствуют в южной части страны: французский двор располагался на севере, в Версале и Париже. Существенное значение имеет и климат, в различных областях страны он может быть средиземноморский, континентальный, альпийский или умеренный. Местные традиции также накладывают свой отпечаток – например, каждый владелец сада на юге Франции должен посадить два кипариса - один для достижения мира, а другой - для процветания. Нормандия, особенно Верхняя Нормандия (Haute-Normandie) славится традицией высаживания ирисов на соломенных крышах. Среди других отличительных местных особенностей: пальмовые аллеи Ривьеры (побережье Средиземного моря) и кордилины (растения семейства Агавовые) на побережье Атлантического океана. 

    Важно помнить, что французские владельцы питомников (фермеры, выращивающие посадочный материал) и селекционеры сыграли важную роль в развитии мирового садоводства и появлении садовых растений. Без их помощи мы не имели бы сегодня такого богатого ассортимента сортов роз, лилий, ирисов, нимфей и чубушников. Наследие Франции сохраняется в специализированном хранилище коллекций сортов растений (Conservatoire des Collections Vegetales Specialisees).

    Специализированные туры по садам и паркам становятся всё более популярны у многочисленных туристов, хотя Англия опережает по этому показателю Францию почти в 3 раза. Это перспективное направление в туризме, если учесть, сколько прекрасных и открытых для посещения садов существует сегодня во Франции. По-прежнему сильна любовь французов к регулярным садам: стриженые зеленые изгороди - буки, грабы, конские каштаны, липы прямоугольной формы могут достигать 10-метровой высоты. Эти особенности садового дизайна заманивают и интригуют посетителей из Германии и Англии, чьи сады основаны на природных естественных формах, а также обеспечивают преемственность и связь времен и поколений.


    Хотите попасть в сады Франции?
    Посмотрите программу поездок по садам на ближайшее время >>
    Не забудьте, что посетителям сайта GARDENER.ru предоставляется скидка!